Виктор ПОЛЕЖАЕВ, декан факультета довузовской подготовки ОмГТУ: ЕГЭ по-омски до добра не доведет

Дата публикации: 10 сентября 2008

В 2008 году в Омской области закончился пятилетний эксперимент по введению ЕГЭ. Если исходить из полученных результатов, то его итоги неутешительные, но чиновники от образования почему-то уверены в обратном. Эксперимент уже в будущем году станет нормой, нужно делать выводы, ведь сегодняшние школьники – это завтрашние студенты и работники предприятий и организаций.

«»»В 2008 году средние результаты по многим предметам ЕГЭ в Омской области превысили среднероссийские показатели», гордо отрапортовали в региональном министерстве образования. Экзаменационные испытания в формате ЕГЭ у школьников начались в регионе 19 мая и завершились 18 июня. Всего в них приняло участие 11,5 тысячи выпускников омских школ.
Согласно официальной информации итоги экзаменов по химии, физике, истории России и обществознанию сугубо положительные. Результаты гуманитарных дисциплин более чем на 2,5 балла превосходят среднероссийские показатели, знания точных наук выше в среднем на один балл. Кроме того, специалисты минобразования отмечают качественное улучшение по сравнению с прошлым годом знаний омичей по всем предметам по выбору. Прогресс более чем в 10 баллов отмечен на экзаменах по химии (средний балл – 54,1) и обществознанию (58,6). На семь пунктов подрос средний результат знаний истории России (53,5). Экзамен по физике в формате ЕГЭ выпускники сдавали впервые, средний балл по области составил 52,7. Вроде бы здорово, но если наши показатели сравнить со средними общероссийскими результатами, то картина резко изменится.

Предметы ЕГЭ Средний балл Россия Средний балл Омская обл.число
участников Число
участников Средний балл2007 2008 2007 2008 2007 2008 2008 Рус. яз.49,156,353,2116853,3 Матем 48,438,145,336,816470115863,1 Физика49,853,052,76823,5 Химия 49,355,754,17713823,5 История 50,151,153,511774263,7 Обществознание50,356,758,6315816513,9 Все пять лет обязательным предметом на ЕГЭ была математика, остальные, кроме русского языка в 2008 году, были предметами по выбору. В этом году впервые за пять лет эксперимента результаты ЕГЭ выпускников школ области по гуманитарным дисциплинам оказались выше среднероссийских. Этот результат был достигнут за счет «разъяснительной работы» в школах, с тем чтобы слабые ученики не сдавали ЕГЭ в июне. В результате этого по сравнению с 2007 годом число сдававших в школе ЕГЭ по обществознанию уменьшилось в два, а по истории России в три раза, то есть на экзамен пришли только наиболее подготовленные выпускники.
Не соответствует истине заявление специалистов минобразования о том, что результаты ЕГЭ-2008 по точным наукам превосходят в среднем на один балл среднероссийские показатели. На самом деле во все годы эксперимента они были ниже. Так, по математике процент неудовлетворительных оценок за эти годы варьировался в пределах 25–35% при среднем балле 37–45. Самый низкий балл оказался в 2008 году – 36,8 (в пятибалльной шкале – 3,1). По официальной статистике 2007 года 87,75 % участников ЕГЭ по математике в Омской области за часть «С» с развернутым ответом не смогли набрать ни одного балла. Это один из худших результатов по России (74 позиция из 77). Свыше 10% омских образовательных учреждений области в течение всех лет эксперимента показывают удручающие результаты: на ЕГЭ по математике неудовлетворительные отметки в них получают более половины выпускников. Таким образом, можно сделать вывод о том, что положительной динамики результатов ЕГЭ в целом не прослеживается.
Самый главный минус ЕГЭ на сегодняшний день – его однократность. Не сдал ЕГЭ в школе — ни в вуз, ни в колледж не попадаёеь. Выход один — жди еще год, а потом пересдавай экзамен. Многие ученики, особенно сельчане, не могут реально оценить уровень своей подготовки. Им кажется, раз они лучшие у себя в школе, значит, должны и на ЕГЭ блеснуть. А потом удивляются: как же так, в школе пятерки получаем, а результаты экзамена – плачевные.
Начиная с 2009 года такая форма проведения испытаний по закону станет обязательной для всех выпускников. Вузам будет запрещено принимать документы у абитуриентов с баллами ЕГЭ ниже установленной границы «тройки». Поэтому поблажек у сегодняшних одиннадцатиклассников уже не будет. Применявшийся ранее принцип «три пишем два в уме», так же как и льготы медалистов, уйдет в прошлое. У абитуриентов не будет никаких иных форм вступительных испытаний, кроме ЕГЭ. Ни вузовских олимпиад, ни абитуриентского тестирования, ни других дополнительных подстраховок. Следовательно, до трети выпускников средних учебных заведений области (в том числе и выпускников колледжей) по результатам сдачи всех предметов ЕГЭ в 2009 году могут быть лишены возможности поступления в вузы. Это может привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до социального взрыва и акций протеста.
Какие же проблемы имеются у школьных педагогов? Сегодня существует масса псевдопособий по подготовке к ЕГЭ, разработанных теми, кто к единому госэкзамену вообще никакого отношения не имеет. Использование «самиздатовских» материалов может ввести учителя в заблуждение об уровне подготовленности его учеников. Зачастую педагоги в своей работе используют старые, проверенные годами учебники. Возможно, многие из них были хороши для подготовки к традиционным устным и письменным экзаменам, но к испытаниям в новом формате непригодны совершенно. Задача педагога — быть в курсе и результатов ЕГЭ прошлых лет, и новых тенденций, реализовывать методические рекомендации федеральных предметных комиссий и разработчиков вариантов ЕГЭ, использовать для подготовки учащихся открытый сегмент федерального банка тестовых заданий. Но для этого учителям, как правило, не хватает ни возможностей использования Интернета, ни личной активности, ни заинтересованности (в том числе и материальной) в подготовке учащихся к ЕГЭ. Отсюда и не самые лучшие результаты на экзаменах.
Результаты ЕГЭ в первую очередь зависят от самого ученика и только во вторую – от его наставника. Что же нужно делать для исправления ситуации? К сожалению, статистика омских результатов ЕГЭ, которая практически не меняется в лучшую сторону уже несколько лет, показывает, что только школьных часов занятий для успешной сдачи ЕГЭ недостаточно. Дополнительные занятия с опытными вузовскими преподавателями могут существенно поправить ситуацию. Очень немногие школы области да и города используют богатый опыт и мощный методический потенциал, имеющийся у структур довузовской подготовки высшей школы. Так, преподаватели ОмГТУ – единственного в Омске партнера Федерального института педагогических измерений — проводят апробации материалов ЕГЭ следующих лет, что наряду с увеличенным объемом часов по предметам позволяет учащимся политехклассов базовых школ показывать на ЕГЭ результаты в 1,5 раза выше среднеобластных.

Многие регионы, одновременно или позже нас вступившие в образовательный эксперимент, смогли приспособиться к этой системе и усовершенствовать образовательный процесс так, что их показатели ЕГЭ повысились. В Псковской области, например, где величину учительских зарплат напрямую привязали к отметкам учеников, включая результаты ЕГЭ, двоек по математике в 2008 году было втрое меньше, чем в среднем по России (7,5% против 23,5%). А как только к оценкам привяжут и директорские зарплаты, количество двоек по ЕГЭ уменьшится более существенно. На наш взгляд, министерство образования Омской области не только не проявляет инициативы в этом отношении, но даже не выполняет руководящие указания Минобрнауки РФ об усилении взаимодействия с вузами при организации и проведении ЕГЭ.
В пункте 3.1. решения коллегии Минобрнауки по вопросу «Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2007 году и планах его организации в 2008 году» была поставлена задача «обеспечить привлечение к процедурам проведения ЕГЭ, в том числе проверке работ, преимущественно представителей вузов».
ОмГТУ по поручению Федерального института педагогических измерений проводит апробации материалов ЕГЭ следующих лет на учащихся выпускных классов и студентах первого курса. Поэтому наши преподаватели имеют опыт работы в качестве экспертов по проверке частей «С» по всем предметам ЕГЭ в Омской области. Преподаватели университета знакомы с опытом проведения ЕГЭ в других регионах – шесть сотрудников ОмГТУ по поручению Минобрнауки РФ осуществляли инспекцию проведения ЕГЭ в Томской области. А вот в своем регионе наши возможности не востребованы. ОмГТУ в 2007 году обратился в министерство образования Омской области с предложением включить наших преподавателей в составы областных предметных комиссий по всем предметам ЕГЭ. Это предложение министерством было проигнорировано, и не только по отношению к ОмГТУ, но и по отношению к другим омским вузам.
Сложившаяся ситуация, к сожалению, почему-то не волнует комитет по образованию и науке Законодательного собрания Омской области. Для того чтобы следующий год не стал шоковым для выпускников омских школ, нужно уже сейчас принимать меры. В частности, обеспечить участие Омской области во всероссийском конкурсе в рамках нацпроекта «Образование» на участие в эксперименте по переводу учителей субъектов Федерации на новую форму оплаты труда. В прошлом году дополнительные деньги из федеральной казны на зарплату учителям получил 21 регион. Новая схема предполагает, что зарплата будет состоять из базовой и стимулирующей частей. Базовую установят регионы, а премию профинансирует центр. Как заявил министр образования и науки РФ Андрей ФУРСЕНКО, к 2010 году на новую схему оплаты учительского труда перейдет вся страна.
Также следует ввести зависимость квалификационной категории учителей, а значит, и их зарплаты от результатов ЕГЭ. Это станет частью эксперимента по введению новой системы оплаты труда, стартовавшего в 2007 году. Новая система оплаты работы учителей начала действовать с 1 сентября прошлого года в 34 регионах. В большинстве из них качество образования конкретного учителя приравнивали к оценкам школьных тестов или ЕГЭ. Главные критерии оценки — успеваемость и поведение. Учебу оценивают по результатам самостоятельных и контрольных работ, аттестаций за четверть и ЕГЭ.
Нашим образовательным чиновникам было бы неплохо перенимать опыт других регионов. К примеру, в Алтайском крае действует положение о ежегодном публичном отчете общеобразовательных учреждений. Новшество введено в целях обеспечения информационной открытости и прозрачной оценки деятельности общеобразовательных учреждений Алтайского края в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования. Отчеты готовятся прежде всего для родителей, учеников, учредителей образовательных учреждений, их социальных партнеров и общественности.
Чтобы добиться положительных изменений, нужно обязать руководителей омских школ, особенно с низкими результатами ЕГЭ, активнее использовать научно-методический и кадровый потенциал вузов города при подготовке учащихся к ЕГЭ и всемерно способствовать вузам в совершенствовании и расширении системы специализированных (профильных) классов. Кроме того, нужно разработать стимулирующую систему оплаты труда преподавателей вузов, выполняющих учебную нагрузку в школах, а также в качестве экспертов по проверке результатов ЕГЭ.
В этом году количество бюджетных мест в омских вузах было даже несколько больше, чем выпускников школ города и области, поэтому в основном все желающие смогли поступить. Такой перекос возник из-за «административной ямы» — 10 лет назад чиновники ретиво внедрили пятилетнее начальное образование вместо трехлетнего не задумываясь о последствиях. А вот в следующем году нас ожидает «девятый вал» выпускников школ, который совпадет с первым обязательным ЕГЭ, поэтому нужно принимать срочные меры по исправлению сложившейся ситуации.





 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/09/36/916006