Сергей СТАРОВОЙТОВ, генеральный директор Агентства региональных коммуникаций (Москва), руководитель Федерального интернет-представительства глав регионов РФ «Клуб Регионов» (www.club-rf.ru):«Многие потенциальные кандидаты в мэры строят свою стратегию искл

Дата публикации: 01 октября 2008

Из всех политтехнологов, с которыми удалось связаться «КВ», подробно прокомментировать ситуацию с подготовкой к выборам мэра 2010 года согласился только один — идеолог предвыборного проекта «Омская инициатива», а ныне руководитель Федерального интернет-представительства «Клуба Регионов» Сергей СТАРОВОЙТОВ. Корреспондент «КВ» Оксана МИРОНОВА задала ему несколько вопросов.

— Началась ли, по вашему мнению, негласная избирательная кампания потенциальных кандидатов в мэры Омска и по каким признакам это видно?

— Конечно, кампания началась. И не только негласная. Я думаю, что губернатор на съезде «Единой России» в Калачинске ее, по сути, объявил. И достаточно внятно это сделал. Только вот не все потенциальные претенденты ее начали. Многие их них, конечно, искренне полагают, что уже работают вовсю – сидят в нужных приемных, о чем-то договариваются, платят местным газетам, чтобы те критиковали их соперников, сколачивают какие-то союзы и альянсы. Но это все пока не кампания и даже не начало кампании, а так — декларация о намерениях, и не более того. Системных действий я не вижу ни у кого, кроме, конечно, одного участника процесса. Это областная администрация, которая достаточно четко формулирует свои требования к будущему мэру Омска. Эти «системные параметры» нужно просто уметь слышать: часть из них лично озвучивает губернатор, часть присутствует в сюжетах и темах местных СМИ, часть существует в виде общего такого проблемного поля. Повторю, надо уметь это видеть, читать эти коды и правильно использовать.

— Кто из вероятных кандидатов, на ваш взгляд, уже так или иначе заявил о себе?

— Я бы сейчас выделил несколько групп, которые хоть как-то заявили свои претензии на пост мэра Омска. Во-первых, это «партия власти». В широком смысле. Это областная администрация, которая, как я уже говорил, имеет свое собственное представление, каким именно должен быть мэр регионального центра. И логично, что сейчас все участники стараются найти возможность стать «кандидатурой губернатора». Они справедливо полагают, что этот статус даст возможность выдвинуться от «Единой России», а значит, получить поддержку административного ресурса. Многие, кстати, полагают, что этого вполне достаточно, и именно на этом «прорыве к губернатору» и строят всю выборную стратегию. На мой взгляд, все фишки на поддержку губернатора поставил Олег ШИШОВ. Представляется, что такая игра ва-банк крайне рискованна. Особенно если учесть, что губернатор по своему обыкновению может параллельно поддержать нескольких кандидатов и до последнего держать интригу.
Конечно же, кандидатом от «Единой России» стремится стать действующий мэр Омска Виктор ШРЕЙДЕР. Он блестяще провел три последние кампании – горсоветовскую, думскую и президентскую — и, скорее всего, полагает, что заслуживает права быть выдвинутым на следующий срок. Кстати, и рейтинг у него в городе достаточно высок. Однако проблема в том, что, занимая высокий хозяйственный пост, он уязвим для критики. Любые проблемы городского хозяйства – естественные или искусственно раздутые — ударят по его выборным позициям. Именно поэтому я всегда говорю, что действующий мэр должен приложить во много раз больше усилий, чтобы победить, нежели тот, кто приходит на новенького. Именно уязвимая позиция заставляет быть умнее, прозорливее, целеустремленнее. Заставляет лучше считать и быстрее реагировать. Мне известны в России десятки примеров, когда действующий мэр думал, что у него все в кулаке, все его поддержат и вообще все схвачено, а в итоге проигрывал с таким разгромным счетом, что даже через полгода не мог понять, почему с ним случилась такая беда.

— ШРЕЙДЕР, ШИШОВ. Кто еще?

— Вторую группу я бы назвал «объединенной оппозицией». Сюда я бы отнес несколько подгрупп. Так называемую группу ГРЕФА, которая провалила горсоветовскую кампанию 2007 года, но попытается исправить ошибки в 2010-м. К ним, есть вероятность, примкнет «партия бизнеса», или омский бизнес-пул — местные коммерсанты, которые объединятся вокруг единого лидера, соберут консолидированный фонд, наймут опытных политтехнологов и могут выиграть. Другая проблема, что они могут передраться при дележке пирога, но это уже не выборный вопрос.
Я думаю, сольную партию сыграет Иван ПОЛЯКОВ. Который, конечно же, вряд ли лично будет баллотироваться, но не упустит такую возможность – выдвинет своего человека. Он проиграл в 2005-, когда выдвигал своих «радио-клонов» на пост мэра, и попытается взять реванш в 2010-м году. Думаю, отчасти ради этого в Омск переведен его политтехнолог Сергей ДЕМЕНСКИЙ. Надеюсь, коллеги порадуют чем-нибудь веселеньким и на этот раз.
Третья самостоятельная группа – это политики, близкие к власти, но разыгрывающие собственную комбинацию. Зачастую их желание — не выиграть выборы, а включиться в процесс и получить дивиденды «с игры». Сюда я бы отнес КОКОРИНА, ЗУГУ, который конечно, купил газету «НОС», но стремится всех убедить в том, что его то ли заставил это сделать, то ли уговорил АРТЕМОВ. И конечно Александра ТРЕТЬЯКОВА – очень опытного политического игрока. С интересом буду наблюдать за игрой Андрея ГОЛУШКО. Что-то мне подсказывает, что он не останется в стороне. Ну и конечно же активизируются «городские сумасшедшие», которые внесут разнообразие в процесс. Различные «объединенные фронты», «альтернативные горсоветы» погоды не сделают, но суету создадут.

— На какой стадии ведется подготовка к выборам? Созданы ли избирательные штабы с политтехнологами, или этим занимаются пока сами потенциальные кандидаты и их пиар-службы?

— Проблема абсолютного большинства претендентов в том, что они полагают так: чем позже начать кампанию, тем больше удастся сэкономить. Именно поэтому загружают организацией каких-то политических мероприятий свои бездарные пресс-службы, своих секретарш, бухгалтерш, друзей. Потом, конечно, когда за полгода до дня голосования видят социологические опросы, в ужасе начинают искать специалистов, платят в итоге гораздо больше.

— Через какие ресурсы, каналы действуют или будут действовать кандидаты – информационные, административные?

— Складывается такое ощущение, что пока никто не использует свои ресурсы. По крайней мере я не вижу системного использования ресурсов. Ведь смешно же называть критические сюжеты на «Антенне-7» против городской администрации раскруткой КОКОРИНА. Это скорее можно расценивать как сигнал: некие силы используют КОКОРИНА в своих политических комбинациях. Вот сейчас посмотрим, что будет писать депутат ЗУГА в своей газете.

— Все ли кандидаты, которые планируют всерьез побороться за пост мэра, видны уже сейчас, или за год или полгода до выборов может появиться «темная лошадка», которая и окажется главным претендентом на мэрское кресло?

— Наше агентство анализирует все, что происходит на омской политической арене, и у наших аналитиков складывается впечатление, что ниша для такой «темной лошадки» есть, в этом вы правы. И. Наверное, следует ожидать, что такой игрок или группа появятся. Скорее всего сюрпризы будут.





 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/09/38/916475