Омсквагонзавод нищим умирать не хочет

Дата публикации: 01 октября 2008

В Арбитражном суде Омской области рассматривается иск о признании недействительными договора о создании ОАО «Омсквагонзавод», заключенного 12 февраля 2004 года между ФГУП «Омсктрансмаш» и ООО «ГЕО» и его устава. Если суд удовлетворит этот иск, то кредиторская задолженность Омсктрансмаша увеличится на 226 млн рублей.
Банкрот породил банкрота

Создание Омсквагонзавода когда-то было инициировано областной властью. Идея организовать на банкротящемся Омсктрансмаше производство вагонов могла бы даже осуществиться, если бы инвестор, аффилированный с Романом АБРАМОВИЧЕМ, выполнил взятые на себя обязательства и вложил в предприятие 475 млн рублей. Однако, стартовав с переданными Омсктрансмашем мощностями на 475 млн, но без денег, Омсквагонзавод был обречен на разорение.

Почему не прекратили этот «эксперимент» по организации вагонного производства сразу, как только стало ясно, что второй учредитель — «ГЕО» обещанных денег давать не собирается, понять сложно. Видимо, тогдашний внешний управляющий Омсктрансмаша Владимир ХАРИТОНОВ сам решение об упразднении рожденной лишь наполовину «дочки» принять не мог, а кредиторы инициативы не проявили.

Проблемы по расчетам с 1200 работниками, переведенными с Омсктрансмаша, у Омсквагонзавода начались сразу с момента рождения. Его первого гендиректора Михаила КОФЛЕРАуволили в ноябре 2004-го за невыплату зарплаты. Но он обжаловал свое увольнение и через полгода был восстановлен в должности по решению суда. Лучше бы КОФЛЕР этого не делал, потому что по факту невыплаты зарплаты уголовное дело против него возбудила уже прокуратура.В итоге Ленинский районный суд приговорил КОФЛЕРА к четырем годам условно, но ему самому, в отличие от других работников Омсквагонзавода, зарплату так и не выплатили. В реестре кредиторов Омсквагонзавода присутствует во второй очереди и КОФЛЕР с 593-тысячерублевой задолженностью.

Всех впускать, никого не выпускать

Двусмысленное существование «однокрылого» Омсквагонзавода не могло продолжаться долго. 22 марта 2006 года арбитражный суд принял решение признать договор о создании Омсквагонзавода между Омсктрансмашем и «ГЕО» недействительным, поскольку второй учредитель не внес деньги в его уставный капитал. Однако, почему-то, сказав «а», следующие буквы алфавита суд не произнес, и не признал недействительными устав Омсквагонзаводаи акт о его госрегистрации. Поэтому, несмотря на признанный недействительным учредительный договор, предприятие продолжило свое существование. Во исполнение половинчатого судебного решения Омсктрансмаш и Омсквагонзавод 26 мая 2006 года заключили соглашение № 327/671-06/1/С-2006. Согласно этому соглашению был предусмотрен порядок возврата активов Омсквагонзавода Омсктрансмашу без передачи его долгов. В результате по акту от 1 сентября 2006 года все мощности на 475 млн рублей были возвращены на баланс учредителя, а долги повисли на совершенно «голом» дочернем предприятии.

Чтобы перевести зарплатные долги Омсквагонзавода на Омсктрансмаш, потребовалось отдельное судебное решение. 27 февраля 2007 года арбитражный суд обязал конкурсного управляющего Омсктрансмаша Бориса ГОВОРОВА погасить 66,9 млн рублей задолженности по зарплате работникам Омсквагонзавода. Однако кроме начисленной зарплаты остались непогашенными страховые и профсоюзные взносы и подоходный налог с нее. В результате в реестре кредиторов Омсквагонзавода значатся 652 тысячи рублей долгов перед профкомом, 68,2 млн — в Фонд социального страхования, а подоходный налог входит в 80 млн налоговых долгов.

Оставшийся без имущества Омсквагонзавод нужно было срочно банкротить. Параллельно в арбитражный суд поступили заявления о его банкротстве от инспекции ФНС по Ленинскому округу и от самого завода. Суд удовлетворил второе и 28 июня 2006 года ввел на Омсквагонзаводе процедуру наблюдения. Провожать завод в последний путь доверили Алексею ВОЛОДИНУ из московской СРО»Союз менеджеров и антикризисных управляющих». Поскольку банкротивший Омсктрансмаш Борис ГОВОРОВ входил в ту же СРО, то два управляющих легко находили общий язык, в частности подписали соглашение о возврате имущества.

Поскольку наблюдение подтвердило, что от Омсквагонзавода ничего, кроме долгов, не осталось, 13 марта 2007 года суд признал его банкротом и ввел конкурсное производство. Для приличия была даже сформирована конкурсная масса на 14,2 млн рублей, включавшая в себя 16 деталей незавершенного производства и 362 позиции малоценного имущества. Но никаких попыток хоть как-то удовлетворить требования кредиторов конкурсный управляющий не предпринял.

Огромная ложка дегтя

В декабре 2007-го на закрытых торгах за 707 млн рублей были реализованы мощности Омсктрансмаша, которые были признаны необходимыми для выпуска и ремонта танков. Среди них были и те, что когда-то передавались Омсквагонзаводу, а потом вернулись обратно. С полученных денег были полностью погашены долги по зарплате, в том числе и омсквагонзаводские. А спустя два месяца, в феврале Борис ГОВОРОВ оставил свой пост «по состоянию здоровья», вместо него суд утвердил Евгения ЛЫСОВА из Челябинска.

А 15 апреля по той же причине покинул Омсквагонзавод Алексей ВОЛОДИН, но вместо него конкурсным управляющим был назначен омич Валерий КОНОВАЛОВ, который начал предпринимать попытки рассчитаться с кредиторами. В частности, направил письма во все контролирующие инстанции и развязал судебное разбирательство. В результате его инициатив этим летом за столом переговоров встретились Борис ГОВОРОВ, Альберт ВОЛОДИН, Евгений ЛЫСОВ и сам КОНОВАЛОВ, но ни о чем договориться так и не смогли.

— Для начала я решил провести инвентаризацию оставшегося имущества, — рассказал Валерий КОНОВАЛОВ. — Но когда через месяц оформили пропуска мне и моему помощнику, оказалось, что переписывать нечего — включенного в конкурсную массу имущества попросту не удалось отыскать. Более того, в офисе Омсквагонзавода кто-то привел в негодность сервер, где хранилась вся бухгалтерия, пропали все документы, ключи от сейфа и вся компьютерная техника. Когда я обратился к ЛЫСОВУ с вопросом: как могло произойти такое на территории режимного предприятия, он предложил мне обратиться в суд с иском на возврат имущества. Но такой иск ничего не даст, поскольку конкурсная масса, полагаю, это было сделано умышленно, была сформирована из неидентифицируемых предметов и оборудования, которое нельзя изъять из производства.

Когда нет бухгалтерской документации, сложно проводить банкротство. Через суд новый конкурсный управляющий сделал запрос на выписку из госреестра на ООО «ГЕО», которое так и не стало учредителем Омсквагонзавода и никакой ответственности за это не понесло. Почему Омсктрансмаш как единственный учредитель не хочет отвечать по обязательствам своей «дочки», понять несложно. Потенциальные покупатели остатков Омсктрансмаша Уралвагонзавод и ЧТЗ-Уралтрак не хотят давать за них цену, которая бы позволила рассчитаться со всеми его кредиторами. Так зачем им лишние 226 млн рублей? А поскольку последние полгода предприятие банкротится в интересах его будущих покупателей, то понудить его признать «дочерние» долги может только суд.

Кроме основного долга Омсквагонзавода образовались и1,2 млн рублей внеочередных долгов, куда, в частности, входит вознаграждение, причитающееся прежнему управляющему ВОЛОДИНУ. Если следовать букве закона, то суд неминуемо обяжет Омсктрансмаш взять на себя все долги Омсквагонзавода. Если это уже было сделано по зарплате, то почему остальные кредиторы должны оставаться с носом. Чтобы Омсктрансмаш не ликвидировали, пока идут разбирательства по Омсквагонзаводу, суд в качестве обеспечительной меры запретил исключать его из госреестра.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/09/38/omskvagonzavod_nishchim_umirat_ne_hochet