30 июля фабрика спортивной одежды ООО «ОМСИБ» победила в номинации VIII Городского конкурса на лучшее малое предприятие (лучшего предпринимателя). Корреспондент «КВ» Олеся КУЗНЕЦОВА расспросила генерального директора фабрики Анатолия КИЛИНА о деятельности его предприятия и планах на будущее.
— Анатолий Васильевич, для чего участвовали в конкурсе?
— Участвовали впервые – хотели показать то, что умеем делать. Но в принципе этот конкурс нам особо ничего не дает, потому что наши власти все же очень далеки от производства. Многие думают, что производитель – это мешок с деньгами. Нет осознания того, что он создает рабочие места, делает какие-то товары и что это очень сложный процесс. Производителям нужно оказывать реальную поддержку, а не просто предоставлять возможность лишний раз прорекламировать себя на конкурсе. Например, лучше бы в качестве поддержки государство отменило бы для производителей все налоги, кроме НДФЛ и отчислений в Пенсионный фонд, иначе сегодня предпринимателю практически невозможно раскрутиться с нуля. Или кредиты бы беспроцентные выдавали, как в Китае. Работать нам сегодня очень трудно, прежде всего потому, что у населения нет понимания, что если живешь в этой стране, то должен любить и ее, и все, что вокруг тебя происходит. Потому что люди предпочитают отечественной продукции импортную, которая часто намного дороже и хуже по качеству.
— Когда образовалось ваше предприятие?
— Зарегистрировано ООО «ОМСИБ» в 2003 году. Когда был принят закон о минимизации налогов, мы решили разделить кожгалантерейную фабрику «Сибирь» на два отдельных предприятия. ООО «ОМСИБ», где сейчас работает 50 человек, занялось производством спортивной одежды – первая партия изделий вышла осенью 2004 года. А «Сибирь», где работает 90 человек, выпускает кожаные перчатки, куртки, меховые носки и т. п. в основном для Минобороны РФ. Генеральным директором «Сибири», основанной в 1937 году, является Зинаида БОБРОВА.
— Почему заняли именно спортивную нишу?
— Долго думали, в каком направлении работать, выбрали спортивное. На мой взгляд, одежда для отдыха и спорта будет востребована всегда, тем более что в нашем регионе очень большое внимание уделяется спорту.
— Ассортимент продукции?
— Наиболее востребованы футболки, брюки, костюмы, шорты. Из материалов используем в основном плащевую ткань (Корея), хлопок (Турция), трикотаж, суперэластик – закупаем в Москве, Новосибирске, Ярославле. Наши художники-модельеры, конструкторы могут разработать одежду всевозможного дизайна – все зависит от потребностей и платежеспособности клиента.
— Кто ваши клиенты?
— Мы участвуем в спортивных сельских праздниках «Королева спорта» — шьем форму для спортсменов, костюмы для участников спортивных шоу-программ. Например, сейчас ведем переговоры с командами, которые примут участие в зимней спартакиаде, запланированной в Тюкалинском муниципальном районе. Для прошедшей летней спартакиады шили одежду для команд Исилькульского и Омского районов. Участвуем в областных тендерах на пошив одежды для спортивных команд школ и вузов города, на форму для Минобороны. Изготавливаем спортивную форму для омской женской волейбольной команды «Спартак», баскетбольной команды «Омичка», команд городских фитнес-клубов. Кроме того, у нас есть фирменный магазин, а также отдаем свою продукцию на реализацию индивидуальным предпринимателям (15 торговых точек по городу). Пробовали войти в «Метро» и «Ленту», но не получилось – они торгуют только своими привозными вещами. Отправляем предпринимателям товар в Южно-Сахалинск, на Ямал, в Тюмень.
— Ваша ценовая политика?
— Цены доступны для всех, например, в таких магазинах, как «Спорт-мастер» стоимость вещей в два-три раза выше наших. А ведь большинство брэндовых вещей сегодня шьют в Китае. У нас одна футболка стоит от 100 рублей, в зависимости от материала, печати и вышивки, а спортивный костюм – от 600 до 2500 рублей.
— Какая у вас производственная база?
— Двухэтажный производственный корпус, швейный цех, складские помещения. Недавно обновили оборудование — купили японские машины, ввели автоматизированную систему конструирования лекал. Но, конечно, много чего еще не хватает, например, необходим автоматический раскрой, который стоит почти 2,5 млн рублей, — вносятся данные в компьютер, делается настил, прижимается все вакуумом, и нож сам автоматически делает раскрой. Хорошее оборудование снижает зависимость производства от человеческого фактора.
— Где берете средства на развитие?
— Кредитуемся в банках. Когда только начинали новое производство в 2003 году, очень сложно было убедить банк в своей платежеспособности. Залоговая база у нас была, но не было еще так называемой истории бизнеса – ни покупателей, ни образцов изделий.
— Есть ли проблемы с персоналом?
— Не хватает швей и механиков – вакансии постоянно открыты. Видимо, у нас зарплата не такая привлекательная, как, например, у продавцов крупных торговых комплексов типа «Метро» и «Бауцентра» — выпускники колледжей и техникумов предпочитают сегодня баночки расставлять на прилавках или штампики ставить на кассе, чем работать по профессии. Если и приходит молодежь, то сразу же требует большую зарплату, не понимая, что для того, чтобы больше зарабатывать, нужно сначала набраться опыта. Гипермаркеты растут как грибы – оттягивают у нас рабочую силу, а производство в городе, наоборот, закрывается, например, там, где была ткацкая фабрика, теперь открылся торговый центр, где было предприятие по первичной обработке шерсти, строится торгово-офисный комплекс «Три кита». Еще одна проблема – у нас в основном женский коллектив, и сейчас из 30 швей 17 находятся в декретном отпуске.
— Кто ваши конкуренты?
— Прежде всего это китайские производители – их экономику подняли всем миром. За их огромными объемами нам, конечно, никогда не угнаться, но зато по качеству наши вещи на порядок выше. Из омичей также шьет спортивную одежду компания «Скипер» — специализируются на хоккейной форме, спортивных костюмах и свитерах.
— Годовой оборот предприятия?
— В 2007 году было 12 млн рублей, а в этом запланировано 16 млн рублей.
— Насколько рентабелен ваш бизнес?
— Рентабельность очень низкая. Сегодня наше предприятие просто сводит концы с концами, но небольшая прибыль все же есть – в прошлом году за вычетом всех затрат она составила всего 80 тысяч рублей. Через пару лет, я надеюсь, о мы рассчитаемся с кредитами и расширим производство.
— Почему ушли с поста президента Ассоциации работников предприятий текстильной и легкой промышленности?
— Я и так возглавлял ее уже пять лет – месяц назад уступил руководство коллеге помоложе, директору ООО «Паллада» Вячеславу ЕРЕМИНУ. Чтобы защищать интересы целой отрасли, требуется много сил и времени, что очень непросто. Например, нам удалось добиться того, что при министерстве промышленной политики, транспорта и связи Омской области создали отдел легкой промышленности – нами занимаются и интересуются. Из старых предприятий легкой промышленности в городе и области сегодня остались только – ЗАО «Импульс», фабрика нетканых материалов и наша кожгалантерейная фабрика «Сибирь», остальные (около 200) – новые маленькие предприятия, которые начинали с нуля. В ассоциацию сегодня входят 14 предприятий, а также омское отделение Всероссийского заочного института легкой промышленности, техникум легкой промышленности и ПТУ №10.
— Как проводите свободное время?
— Иногда выезжаю на охоту и рыбалку.