Лифт повышенного внимания

Дата публикации: 01 октября 2008

Нетрудно предположить, что приостановленное больше года назад уголовное дело опять возьмут в производство, виновных в трагедии обязательно найдут, но что делать тем омичам, которые вынуждены пользоваться лифтами ежедневно, не зная о том, в каком они находятся техническом состоянии? Где гарантия, что очередной механик не забудет вовремя подтянуть какую-нибудь очередную нужную гайку?

Лифт-убийца?
Авария лифта в доме №11 на улице Нейбута произошла, напомним, 21 июня 2006 года. Пожилая женщина поднималась с внуком к себе домой на шестой этаж, но в тот момент, когда она вывозила коляску из кабины, коляска застряла в дверях. В обычной ситуации лифт не тронулся бы с места, двери бы снова открылись, но в тот раз лифт поехал с незакрытыми дверями вверх — на 11 этаж. В результате ручку коляски перерезало, ребенок вместе с коляской выпал через незакрытые двери в шахту лифта с 6 этажа и погиб. По факту этой трагедии прокуратура возбудила уголовное дело, а специальная комиссия занялась поиском причин аварии.
Домом управляло, как выяснилось, ЖСК «Куйбышевец-30». В ноябре 2005 года все лифты были переданы на техническое обслуживание филиалу №7 МУП «ЖХ ЦАО», которое передало их на обслуживание ОАО «УК «Центржилсервис», а то, в свою очередь, в ООО «Сибирьлифт». Там уверяли, что подъемник был не старым, 1993 года выпуска, и при этом в сентябре 2005 года проходил техническое освидетельствование. Правда, специалисты ООО «Инжлифтцентр», проводившие освидетельствование, сделали в 2005 году однозначный вывод: лифт находится в таком состоянии, в котором его эксплуатировать нельзя. Неприглядную картину застала при внешнем осмотре лифта и комиссия, которая работала после аварии.
Как следует из материалов уголовного дела, кнопка шунтирования контактов двери шахты на кабине лифта не работала, клеммные рейки распределительной коробки на крыше кабины были загрязнены, на платах станции управления движением лифта имелись следы незаводской пайки, было отключено устройство контроля скорости лифта, не очищены от нагара контакты реле, участвующие в работе цепи тормоза лебедки, отсутствовала маркировка проводов, подходящих к верхним зажимам клеммной рейки, и обгорел провод, подходящий к нижнему зажиму силового автоматического выключателя. Но причину аварии стали искать в первую очередь в плате станции управления УПЛ-17, выпущенной заводом «Калибр». Такими платами комплектовались лифты Карачаровского механического завода и Никопольского механического завода, которых в Омске насчитывалось тогда 240 единиц.
Вскоре Центральное проектное лифтовое КБ прислало в Омск рекомендации по доработке УПЛ-17, препятствующих, как уверяют специалисты, установке в системе блокировочных перемычек, то есть защищающих тех, кто пользуется лифтом, от недобросовестного персонала обслуживающих организаций. Через месяц все шесть эксплуатирующих организаций, у которых имелись на обслуживании лифты с УПЛ-17, отчитались о выполнении «перекоммутации электросхем с установкой реле К-19», после чего вопрос был с повестки дня снят. А ту самую плату с лифта на улице Нейбута проверяли еще долго. Сначала ее отправляли на экспертизу в Новосибирск, потом в ОмГТУ, но никто из специалистов никаких неисправностей не обнаружил. Уголовное дело зашло в тупик, поэтому его производство было приостановлено. В таком же приостановленном состоянии оно находится и сейчас. Какой-либо информации о перспективах от Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Омской области «КВ» получить не удалось.

Причины и следствия

Истинную причину аварии, которая привела к гибели ребенка, удалось выяснить только четвертой группе экспертов, которая начала работать весной 2007 года. Естественно, эксперты стали проверять все по новому кругу и выявили еще большее количество неисправностей электронного блока, снятого со злополучного лифта. Как рассказал «КВ» директор ООО «Фирма «Алекто-Электроникс» Андрей СУРКОВ, принимавший участие в работе четвертой экспертной группы, лифт на Нейбута, 11 и до той аварии вел себя странно, перемещаясь без команды вверх и вниз, делая порой остановки на этажах, откуда вовсе не поступали вызовы.
— Но мы с самого начала постарались отвлечься от мысли о том, что все плохо, все очень плохо, поэтому все это и случилось. Нам нужно было найти настоящую причину аварии, — пояснил Андрей СУРКОВ. – И спустя некоторое время после начала экспертизы нам стало ясно, что неисправностей электронной системы безопасности недостаточно для того, чтобы сложилась подобная аварийная ситуация.
Чтобы выявить все огрехи в работе лифта, экспертам пришлось создавать трехмерную программную модель, которая позволяет рассмотреть механизм лифта под любым углом как в штатном режиме, так и в смоделированном режиме аварии. Компьютерная модель и помогла найти причину аварии. Оказалось, что подвела не электроника (хотя она тоже могла подвести в любой момент), а электромеханическая часть лифта. Трагедии вообще могло не случиться, если бы сработала система закрывания дверей, которая имеет защитное реверсирующее устройство. Но в тот момент, когда из лифта выкатывали коляску, рычаг закрывания двери не находился в зацеплении с направляющим кронштейном и тот свободно провернулся вокруг оси редуктора и замкнул концевой выключатель ВКЗ. То есть система управления получила команду о том, что дверь «закрыта». А электронная система безопасности либо не работала, либо была попросту отключена обслуживающей организацией, поэтому лифт и поехал дальше, на 11 этаж.
Вполне вероятно, что проблемы с дверью этого лифта возникали и прежде. Ролик рычага закрывания дверей мог выходить из зацепления, а потом вставал на место, просто никто из жильцов дома не обращал на это внимания. Неисправность влияла не на движение лифта, а только на работу системы реверса дверей, а между ними, видимо, никто не застревал. Но механики обслуживающей организации, как считает Андрей СУРКОВ, не могли не знать о том, что лифт неисправен, поскольку на фотографиях, сделанных работниками прокуратуры и экспертами, хорошо заметны следы регулировки устройства привода дверей. Нашлась и фотография, которая подтверждает, что в момент аварии ролик рычага закрывания дверей не находился в зацепе (на фотографиях более поздних этот ролик уже стоял в нужном месте). В общем опять тот самый человеческий фактор и всего одна вовремя не подтянутая гайка.

Здесь и сейчас

После той трагедии выяснилось, кстати, что из 3 065 эксплуатируемых в 2006 году лифтов, капитального ремонта требовали 1 638, а 488 – полной замены, поскольку на тот момент они уже отслужили свой срок (в 2005 году было заменено 7 лифтов, в 2006 году – всего 5). За два последних года ситуация с лифтами несколько улучшилась. Как рассказали «КВ» в департамените городского хозяйства, по состоянию на 1 июня в Омске эксплуатировалось 4 237 подъемников, из них капитального ремонта требовали 800, а замене подлежали 204. В 2007 году в соответствии с планом, утвержденным омским мэром, за счет средств муниципального бюджета были заменены 66 старых подъемников.
В 2008 году, по информации из ДГХ, капитальный ремонт и замена лифтов осуществляется уже в рамках Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». То есть замена и капитальный ремонт подъемников производятся теперь по принципу софинансирования (за счет средств собственников жилья и средств консолидированного бюджета — федерального, областного и муниципального). В этом году планируется таким образом заменить 30 лифтов и капитально отремонтировать 42 лифта. В проект программы проведения капитального ремонта на 2009 год включена, по предварительным данным, замена 200 лифтов и капитальный ремонт 311 лифтов.
Вот только непонятным остается еще один нюанс. В ходе той самой, последней экспертизы выяснилось, что штатный пульт для проверки УПЛ-17, с которым работают электромеханики всех обслуживающих организаций, находит далеко не все неисправности в работе этого блока.
— Многие серьезные неисправности УПЛ-17, которые были выявлены в ходе экспертизы, таким пультом обнаружить просто невозможно, — уверяет Андрей СУРКОВ. — Для их обнаружения необходимо проверять УПЛ-17 на специальном стенде, который в Омске есть только в ОАО «Сатурн», либо комплектом дорогостоящих приборов, какой имеет фирма «Алекто-Электроникс». Но обслуживающим организациям все это, увы, не по карману.

Вставка
Смерть поджидала в лифте

Омская трагедия на улице Нейбута — далеко не единичный, к сожалению, случай. В 2003 году в подмосковных Луховицах ребенок погиб аналогичным образом. Молодая мать не успела вывезти коляску из кабины, когда лифт поехал вверх с открытыми дверями. Коляска вместе с ребенком упала в шахту с высоты пятого этажа. Как выяснили следователи прокуратуры, незадолго до трагедии этот лифт чинил механик. Видимо, для того чтобы ему было легче путешествовать при открытых дверях по этажам, механик поставил перемычку и отключил систему безопасности лифта.

В 2004 году несчастный случай произошел на Океанском проспекте Владивостока. Вечером, 30 октября, семья возвращалась с прогулки. В тот момент, когда отец семейства начал выкатывать коляску, лифт поехал вверх. Все произошло молниеносно. Ребенок упал в шахту, и когда на место трагедии прибыли медики, малыша спасти уже не удалось.

В 2006 году новорожденный погиб на глазах родителей в городе Павлове Нижегородской области. Счастливый отец в первый раз положил сына в новую коляску и отправился с ним на первую прогулку, но коляску зажало дверьми лифта. По трагическому стечению обстоятельств кто-то этажом выше нажал кнопку вызова, полуоткрытая кабина с коляской поползла вверх, мужчина не смог вытащить ребенка из коляски, и тот упал в шахту лифта с высоты 7-го этажа. В том же 2006 году, кстати, неисправные подъемники стали причиной смерти 9 человек. В 2007 году жертвой лифта едва не стала двухмесячная киевлянка. Но перед тем, как лифт смял коляску, бабушка все же успела выхватить внучку.
Были уже прецеденты, когда к лишению свободы приговаривались электромеханики. К двум годам лишения свободы были приговорены в 2007 году два механика, которых суд признал виновными в гибели 8-летнего москвича. Расследование показало, что подсудимые забыли убрать медный провод, блокировавший систему безопасности лифта, что и привело к смерти восьмилетнего Антона. Мальчик вышел из лифта на нужном этаже, а потом решил заглянуть в щель шахты. Внезапно захлопнувшиеся двери сильно сжали голову ребенка. Когда мальчика обнаружили соседи, то он был уже мертв.





 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/10/39/lift_povishennogo_vnimaniya