«Омский каучук» вышел из банкротства

Дата публикации: 17 октября 2008

Внешнее управление на «Омском каучуке» было введено еще 16 декабря 1997 года, когда его долги исчислялись неденоминированными миллиардами рублей. Причиной банкротства омского гиганта нефтехимии стал пресловутый «валютный коридор», из-за которого экспортные отечественные товары были неконкурентоспособными. После дефолта продавать продукты нефтехимии за рубеж вновь стало выгодно, но чтобы восстановить производство, «Омскому каучуку» требовались солидные инвестиции.
Банкротство «Омского каучука могло завершиться еще в 2000 году мировым соглашением в пользу СИБУРа. Но тогдашнему внешнему управляющему Павлу ПОНКРАТЬЕВУ этого сделать не дали и отстранили его от банкротства под надуманным предлогом отсутствия у него третьей категории арбитражного управляющего, необходимой для банкротства градообразующего предприятия, каковым был признан «Омский каучук». Поскольку ни у одного российского арбитражного управляющего на тот момент не было третьей категории, банкротить омское предприятие доверили сотруднику аппарата ФСДН москвичу Олегу МУХИНУ.
МУХИН пережил переименование ФСДМ в ФСФО, а потом и ликвидацию этой службы и банкротил «Омский каучук»сначала в интересах его главного кредитора Сибнефти, а потом в пользу группы компаний «Титан». Ни по старому, ни по новому Закону «О несостоятельности (банкротстве» не предполагалось более чем 10-летнее внешнее управление, но для «Омского каучука» по настоятельной просьбе областной власти сделали исключение. Как объяснил председательствующий на собрании акционеров Олег МУХИН, «беспрецедентен не только срок внешнего управления, но и эмиссия акций в процессе банкротства, и мировое соглашение, и я горжусь тем, что имел к этому отношение».
Все во благо «Титана»
Внеочередное собрание акционеров было созвано по инициативе главного акционера «Омского каучука» ЗАО «Группа компаний «Титан». Правда, сколько именно акций принадлежит «Титану», прочим акционерам на собрании не сообщили. До банкротства «каучуковский» уставный капитал составлял 1 936 820 акций номинальной стоимостью 6,25 рубля каждая, а к собранию увеличился до 5 810 460 акций с той же стоимостью.
Дело в том, что 4 сентября 2007 года ФСФР зарегистрировала отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг «Омского каучука». Всего было выпущено и продано 3 873 640 обыкновенных акций, из них 3 840 893 акции приобрел «Титан». В принципе всем акционерам было предложено поучаствовать в допэмиссии и приобрести по две акции на одну имеющуюся, но желающих практически не нашлось. Кроме выкупа дополнительных «Титан» приобретал акции у других «каучуковских» акционеров.
Видимо, не участвовавшие в допэмиссии миноритарные акционеры имеют столь мизерную долю акций, что ими можно пренебречь. Что и было продемонстрировано на собрании во всей красе. В повестке дня значились только выборы совета директоров, ревизионной комиссии и аудитора. Причем, видимо для экономии бумаги, все три бюллетеня для голосования разместили на одном листочке, поэтому волеизъявление акционеров происходило сразу по всем вопросам.
Почему голосование не предварил хотя бы коротенький доклад Олега МУХИНА об итогах внешнего управления, понять сложно. Более того, акционерам так и не сообщили, на что были израсходованы 1,14 млрд рублей, заплаченных «Титаном» за дополнительные акции. МУХИН лишь лаконично сообщил, что «Эти деньги позволили рассчитаться с кредиторами и прекратить процедуру банкротства».
Вообще любую информацию о состоянии предприятия миноритариям приходилось вытягивать из председательствующего чуть ли не клещами. Всем особо любопытствующим Олег МУХИН предложил обращаться в недавно созданный отдел по управлению акционерным капиталом. С трудом удалось выяснить даже подробности мирового соглашения. Оказывается, на момент его подписания кредиторская задолженность «Омского каучука»составляла 155 млн рублей и была реструктуризована на четыре года. Основным кредитором является все тот же «Титан», выкупивший долги у других кредиторов.
Мажоритарный одобрямс
Для выхода на мировое соглашение пришлось полностью погасить все долги в Пенсионный фонд и перед бюджетами всех уровней. По решению суда внешнее управление на «Омском каучуке» должно было продлиться до 16 июня 2009 года, однако, по словам МУХИНА, «банкротство стало сдерживающим фактором развития производства, поэтому кредиторы решили его прекратить».
На период банкротства все акционеры были поражены в правах, все решали кредиторы и внешний управляющий. Но и после его завершения у миноритарных акционеров права появились чисто символически. Это было видно даже из бюллетеней для голосования, в которых не было никакой информации о кандидатах в совет директоров и ревизионную комиссию. Даже их должности не были указаны, только ФИО. Под давлением миноритариев МУХИНУ пришлось сообщить хотя бы кем они работают. Из семи членов совета директоров трое работают в группе компаний «Титан»: директор по экономике Александр БРЕЙЗЕ, заместитель генерального директора по экономике Светлана ДУБРОВИНА и заместитель генерального директора по правовым вопросам Игорь НАЗАРЕВИЧ.
Еще два члена совета директоров тесно связаны с «Титаном»: управляющий директор подконтрольного группе компаний ЗАО «Экойл» Андрей КИСЬЯНЦЕВ и директор казахстанской компании «Баско» Александр СУТЯГИНСКИЙ, старший брат отца-основателя «Титана» Михаила СУТЯГИНСКОГО, делегированного продвигать бизнес в Госдуму. Кроме того, в совет директоров избраны многолетний внешний управляющий Олег МУХИН и некий Анатолий ЕГОРОВ, представленный председательствующим как «независимый директор». Игорь НАЗАРЕВИЧ объяснил, что ЕГОРОВ — неаффилированное к «Титану» лицо, возглавляет московскую компанию, правда, какую именно,так и не уточнили.
Как было объявлено на собрании, на нем присутствовали акционеры и их представители, владеющие 92,64% акций. Вряд ли три десятка явившихся миноритариев в совокупности владеют хотя бы 1% акций, поэтому не менее 91% принадлежит «Титану», а голоса остальных имели чисто статистическое значение. Совет директоров и ревизионную комиссию избрали без сучка и задоринки, а аудитором выбрали ЗАО «ФинТест», которое, по словам МУХИНА, привлекалось к аудиторским проверкам в ходе внешнего управления и защищало «Омский каучук» в налоговых спорах.
Светлое каучуковое будущее
На собрании не прозвучало ни слова о том, что в ходе внешнего управления практически все имущество «Омского каучука» было передано в четыре дочерних ООО: «Нефтехимсервис», «Омский завод синтетического каучука», «Омский завод органического синтезаи «Омский завод пиролиза». Видимо, это, как и то, что с 2005 года предприятие работает на процессинге, получая все сырье от «Титана», рядовым акционерам знать вовсе не обязательно. Ничего не было сказано и о подписанном 14 октября 2005 года меморандуме о создании на базе «Омского каучука» пяти новых предприятий. Предполагаемый инвестор, ОАО «НОВАТЭК», видимо, так и не решился вкладывать 750 млн рублей в омскую нефтехимию.
Как признался Олег МУХИН, «Омский каучук» в 2007-м работал лучше, чем в 2008-м на 70%». А виной всему — проблемы с сырьем. На последнем заседании Ассоциации предприятий нефтехимического комплекса Омской области говорилось о том, что за последний год производство сырья в Омске для химпредприятий сократилось на 30%. Потому что ОНПЗ прекратил выпуск большой номенклатуры нефтепродуктов, прозвучало на собрании.
И вообще, судя по тому, как говорил Олег МУХИН о взаимоотношениях «Омского каучука» с ОНПЗ, они сильно испортились после переименования Сибнефти в Газпромнефть. А чтобы не зависеть от омских энергетиков, на заводе в период внешнего управления построили свою мини-ТЭЦ, взяв кредит на 75 млн долларов в швейцарском банке. А недостающую электроэнергию благодаря поддержке областного правительства завод получает не от ТГК-11, а от иногородних энергетиков с оптового рынка.
? Запланировано увеличение производства каучука в два раза, — рассказал о перспективах завода Олег МУХИН. — Всего подготовлено к запуску семь проектов, в том числе налаживание вспомогательных производств, обновление инженерной инфраструктуры, реконструкция водоблоков и строительство объектов энергетики. Две существующие понижающие подстанции не справляются с растущимиобъемами производства, нужно строить третью. Завод в скором будущем станет самодостаточен, сегодняшней жесткой зависимости от поставщиков не будет. Строительство установки ППФ-270 позволит загрузить завод полипропилена, а установки дегидрации бутана и пропана снимут сырьевые вопросы 60% планируемых инвестиций пойдут на расширение действующих производств, будем развивать пиролиз и приближаться к прилавку. Набор процессов можно развивать и развивать, так что работы впереди много.
? Судя по тому, как уверенно говорил МУХИН о заводских перспективах, именно ему уготована должность генерального директора. Он банкротил «Омский каучук» больше 8 лет, теперь вот сложил с себя полномочия внешнего управляющего, но руководить продолжает. Впрочем когда соберется избранный совет директоров, чтобы назначить гендиректора, на собрании не прозвучало. Хотя Михаил СУТЯГИНСКИЙ не почтил своим присутствием собрание, его постоянно поминали. В частности, говорилось о серьезных проблемах с бутадиеном, потому что на его ввоз из-за рубежа установлены высокие пошлины, а отечественного не хватает. Так вот прозвучало, что вопрос о снижении пошлин сейчас решается в Госдуме.
? Думается, успешный выход из банкротства «Омского каучука» надолго станет примером «отеческой» заботы областного правительства об омской промышленности. Ну а рядовым акционерам, которые 11 лет были в подвешенном состоянии, прекращение банкротства сулит надежду на возможные дивиденды.


 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/10/39/omskiy_kauchuk_vishel_iz_bankrotstva