Позиция арендодателя
Заместитель генерального директора ГП «Омскоблавтотранс» Иван ИЛЬЧЕНКО пояснил «КВ», что в июне 2008 года существенно изменились обстоятельства, из которых его предприятие исходило при заключении договора аренды с ООО «Фирма «Кристалл». В мае 2008 года ГП «Омскоблавтотранс» получило заключение «По оценке технического состояния несущих конструкций покрытия Омского автовокзала» Омского областного отделения общероссийского общественного фонда «Центр качества строительства». В нем, согласно СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» техническое состояние здания автовокзала в целом оценено как ограниченно работоспособное, а для некоторых элементов и узлов — недопустимое состояние. Причем поясняется, что «недопустимое состояние характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций)».
Учитывая сложившуюся ситуацию, которую, по словам ИЛЬЧЕНКО, ГП «Омскоблавтотранс» считает чрезвычайной, арендодатель решил заменить несущие конструкции кровли здания автовокзала. А в пункте 6.6.2. договора аренды (от 1 мая 2008 года № КЦ 41), заключенного между ГП «Омскоблавтотранс» и ООО «Фирма «Кристалл»,говорится, что «настоящий договор подлежит досрочному расторжению, а арендуемое имущество — истребованию у арендатора при возникновении чрезвычайных ситуаций».
— На время подготовки и проведения ремонтных работ доступ в помещение автовокзала (в зону реконструкции кровли) будет закрыт, поэтому вся торговля оттуда будет вынесена. До 1 ноября мы должны переместить часть касс из зала продажи билетов в зал ожидания, а также в столовую на третьем этаже и на перрон. Сейчас мы разрабатываем план размещения пассажиров, а позже информируем население обо всех изменениях в работе автовокзала. В связи с чрезвычайной ситуацией, а также из-за увеличившегося в этом году пассажиропотока (до 8 млн человек в год) мы решили убрать и с перрона все торговые точки (8 точек) и стойки — чтобы на платформах не было слишком большого скопления людей. Тем более что площадь перрона омского автовокзала на 40% меньше, чем положено по нормам. Все предприниматели, торгующие на перроне, отнеслись к данной ситуации с пониманием и добровольно покинули свои места, подписав соглашения о досрочном расторжении договоров аренды. Все, кроме директора ООО «Фирма «Кристалл», который проигнорировал наше письмо с просьбой освободить арендуемые площади с 30 сентября 2008 года, — пояснил «КВ» ИЛЬЧЕНКО.
Позиция арендатора
ООО «Фирма «Кристалл» существует уже 22 года, по словам его директора, это один из первых кооперативов в городе – имеет несколько точек горячего питания (кофе, чай, булочки и т. п.) на крупных рынках города. На протяжении всего этого времени арендует часть нежилого помещения № 24 на третьем этаже автовокзала, общей площадью 5,2 кв. м и торговые точки общей площадью 12 кв м на платформах № 2, № 8 и № 12 автовокзала. Кроме того, компании принадлежит экспресс-кафе на 40 посадочных мест на нулевой платформе. Согласно пункту 3.1 договора аренды, «плата за объект аренды на момент заключения договора составляет 8890 рублей в месяц без учета НДС», а согласно пункту 4.2.1., «затраты на содержание арендуемых площадей — 230 рублей за 1 кв. м без учета НДС — это 4060 рублей в месяц». Срок действия договора — с 14 апреля 2008 года по 12 апреля 2009 года, с разрешения минимущества он ежегодно продлевался.
По словам КАРАНТА, он с пониманием относится к ситуации, в которой оказался арендодатель, и согласен освободить на время ремонта площади внутри автовокзала – для этого, на его взгляд, вовсе нет необходимости досрочно расторгать договор аренды. Просто арендодателю нужно оформить с предпринимателем дополнительное соглашение и временно предоставить ему другие места. Бизнесмена удивляет также, почему арендодатель настаивает на сворачивании торговли на перроне, там ведь не будет ремонтных работ?
? Мне не понятно, почему заместитель генерального директора ГП «Омскоблавтотранс» Иван ИЛЬЧЕНКО не хочет пойти нам – его многолетним и добросовестным партнерам по аренде — навстречу и найти компромиссное решение, которое устроило бы обе стороны? — удивляется Ефим КАРАНТ. Наша фирма ведь приносит автовокзалу дополнительный доход, а также обеспечивает комфорт пассажирам. Если мы закроем все наши точки, то ни пассажирам, ни водителям негде будет даже перекусить — поблизости ведь нет кафе с доступными ценами
?
Если договор аренды будет расторгнут, то, как утверждает КАРАНТ, он вынужден будет сократить как минимум 12 своих работников (продавцы, повара) – а это в основном женщины с детьми.
— Что, мне их на улицу выгонять? Кроме того, я потеряю 30% от всего дохода, который приносят все мои городские торговые точки. А также недоплачу в бюджет налогов на приличную сумму (ЕНВД, ЕСН, отчисления в Пенсионный фонд и т. п.). Сегодня на каждом углу трубят о поддержке малого бизнеса, но я все больше убеждаюсь на собственной практике, что фактически этой поддержки предприниматели не получают. Вот мы платили добросовестно за аренду, а теперь нас равнодушно выгоняют, не задумываясь ни о судьбе нашего предприятия, ни о наших сотрудниках.
Позиция других арендаторов-предпринимателей
Кроме «Кристалла» на автовокзале арендуют площади и другие предприниматели (торгующие мороженым, газетами, продуктами питания), которых, как выяснили «КВ», ГП «Омскоблавтотранс» также вынуждает досрочно расторгнуть договоры. 12 арендаторов – Евгения БЕЛОЗЕРОВА, Галина УМАНЕЦ, Юрий ДМИТРИЕНКО и другие – 19 августа отправили коллективное письмо в адрес генерального директора ГП «Омскоблавтотранса» Николая РЯДОВОГО. Где написали, что с его предприятием у них заключены договоры аренды до 29 апреля 2009 года. Арендаторы считают требование о досрочном расторжении договоров необоснованным, так как ни одно из условий, на которые ссылается ГП «Омскоблавтотранс» (пункт договора 6.6.2), не наступило. Ремонт кровли, по мнению арендаторов, не подпадает под определение «чрезвычайная ситуация». Расторжение договоров, по словам предпринимателей, повлечет за собой для них существенные осложнения – сокращение рабочих мест, снижение прибыли, ухудшение социального статуса, невозможность заключать новые договоры после окончания ремонта (так как будут другие условия аренды для вновь заключаемых договоров). Предприниматели предложили в письме другие условия урегулирования договорных отношений. Во-первых, «не расторгать договоры, а приостановить срок их действия на время ремонта кровли или предложить арендаторам какие-то другие условия, не ухудшающие их статус». Во-вторых, «оформить эти предложения дополнительными соглашениями к договорам аренды». В-третьих, «предоставить арендаторам другие помещения для размещения их торговых точек на период ремонта».
На коллективное письмо арендаторов заместитель генерального директора ГП «Омскоблавтотранс» Иван ИЛЬЧЕНКО 5 сентября письменно ответил, что «по завершении работ, связанных с реконструкцией кровли автовокзала, его предприятие не может гарантировать, что основная площадь здания автовокзала не претерпит изменений, и что в дальнейшем будет возможность ее эксплуатации (предоставление в аренду)». ИЛЬЧЕНКО обратил внимание арендаторов на то, что «в Гражданском кодексе отсутствуют статьи, предусматривающие возможность приостановления срока действия договора», и на то, что со 2 июля 2008 года по ФЗ № 108 государственное имущество теперь будет предоставляться в аренду только по результатам торгов. А также предупредил, что если предприниматели не расторгнут договоры аренды добровольно, то арендодатель вынужден будет обратиться в арбитражный суд.
— Я арендую внутри автовокзала площадь под экспресс-кафе «Михалыч». Досрочное расторжение договора аренды считаю необоснованным и подписывать соглашение отказываюсь, как и многие мои коллеги-предприниматели. Еще нет разработанной документации проекта о реконструкции автовокзала – все это будет готовиться и согласовываться, минимум, полгода, кроме того, на реконструкцию нужно еще получить финансирование из бюджета, что тоже вряд ли удастся сделать до конца текущего года. Зачем же тогда нужно именно сейчас выгонять арендаторов? Я подозреваю, что руководство автовокзала просто хочет таким образом отдать те площади, которые мы сейчас занимаем, «своим людям», — заявил «КВ» один из арендаторов автовокзала предприниматель Владимир НОСЕНКО.
Позиция минимущества
«КВ» обратились к начальнику отдела договорных отношений департамента управления имуществом минимущества Омской области Наталье ХОРОШЕВСКОЙ с просьбой прокомментировать данную ситуацию. Она пояснила, что «с 1 января 2008 года государственные предприятия Омской области самостоятельно выступают арендодателями имущества, находящегося у них в хозяйственном ведении». Минимущество, по ее словам, не имеет полномочий для принятия решений о расторжении либо приостановлении действия договоров аренды, заключенных ГП «Омскоблавтотранс». Согласно ст. 450 Гражданского кодекса РФ «досрочное расторжение договора возможно только по соглашению сторон, а расторжение договора по требованию одной из сторон возможно только в случае существенного нарушения условий договора другой стороной либо в иных случаях предусмотренных законом». ХОРОШЕВСКАЯ объяснила, что действия ГП «Омскоблавтотранс» обоснованны только при условии, если необходимость капитального ремонта вызвана чрезвычайной ситуацией. Согласно ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия». Типовым договором аренды имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного предприятия Омской области, по словам ХОРОШЕВСКОЙ, предусмотрено расторжение в одностороннем порядке в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
— Правовых способов гарантировать предоставление помещений данному арендатору после окончания капитального ремонта нет, так как действующее законодательство не предусматривает возможность приостановления действия договора аренды. Заключение же новых договоров аренды государственного имущества, в том числе имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных предприятий Омской области, со 2 июля 2008 года действительно возможно только путем проведения торгов, — ответила «КВ» ХОРОШЕВСКАЯ.