«Мы строим квартиры не для того, чтобы обеспечить сверхприбыль строителям!»

Дата публикации: 08 октября 2008

Строителям мешает неразбериха с платой за техприсоединение

В текущем году мэрия намерена выполнить план по вводу жилья в Омске – 810 тысяч кв. метров. В первом полугодии введено в строй 401 тысяча кв. метров жилья, причем значительно возрос – на 33% — по сравнению с предыдущим годом объем индивидуального жилищного строительства. Это, наверна, и спасает положение. В третьем квартале департамент строительства ожидает сдачу еще 221 тыс. кв метров жилья. А вот план на следующий год, по мнению Виктора ШРЕЙДЕРА, нужно пересмотреть и вместе с Союзом строителей и региональным минстроем просчитать реальную ситуацию с вводом жилья в Омске. На одном из последних заседаний областного правительства, где обсуждался прогноз социально-экономического развития области на трехлетний период, говорилось о задаче ввести в 2009 году такой же объем жилья, как в текущем. Однако мэр города, по всей видимости, считает, что эту цифру нужно уточнить.

В своем докладе Сергей КОЗУБОВИЧ сообщил, что одной из главных проблем строителей сегодня является «неурегулированные правила игры» с монополистами, а именно – ситуация с платой за техприсоединение к коммуникациям.

— Сегодня уже все застройщики и инвесторы понимают, что это решение федерального закона. Они готовы заключать договоры и платить, однако неясность с предыдущими техусловиями, с затратами на их выполнение вносит неразбериху, так как получается, что инвестор должен платить двойную цену, — пояснил Сергей КОЗУБОВИЧ.

Президент областного Союза строителей Николай ЛИЦКЕВИЧ поинтересовался, планирует ли город строить социальное жилье. Муниципальный заказ, по его мнению, мог бы помочь строителям и, возможно, способствовал бы снижению стоимости кв. метра.

— 2009 год обещает быть тяжелым, — отрезал Сергей КОЗУБОВИЧ, дав понять, что социальное жилье в следующем году строиться все-таки не будет. — Но, надеюсь, в 2010 году ситуация выровняется и даже, может быть, не только стабилизируется, но и улучшится. Конечно, необходимо увеличивать объемы социального жилья, то, которое надо строить и сдавать в аренду людям. То есть нужно вернуться к соцнайму. Наверное, будут уже другие условия игры, но это явно собьет цену на жилье. Человек будет иметь выбор: взять жилье в долгосрочную аренду или купить. Будем надеяться, что в 2010 году нам удастся хотя бы начать реализацию этой идеи.

Цемент дешевеет, а квартиры — нет

Мэра интересовал в первую очередь вопрос снижения стоимости кв. метра жилья. На эту тему у членов совета и зашел спор.

— Очевидно, что мировой кризис банковской системы не может не сказаться негативно на темпах строительства жилья, и по факту эти процессы уже происходят, — отметил Виктор ШРЕЙДЕР. — У нас сейчас на рынке больше 6,5 тысячи квартир на реализации, и даже больше. Как это повлияет на цену кв. метра? Насколько объективна сегодня коммерческая цена кв. метра по отношению к реальным затратам, себестоимости, возможной прибыли предприятий? Есть ли здесь какой-то ценовой люфт? На рынке вследствие кризиса — и это надо оценивать как позитивное влияние — идет снижение стоимости стройматериалов. Цемент подешевел на 30%, по металлу тоже есть тенденция понижения цены.

— Мы пытались в департаменте проводить оценку получаемой прибыли строительных предприятий, приблизительную себестоимость, — ответил Сергей КОЗУБОВИЧ. — Что оказалось? В принципе самая небольшая реальная прибыль — в районе 25%. Она закладывается в тех домах, которые являются наиболее доступными. Это панельные дома. Самая большая прибыль до сих пор держится в элитных домах – это кирпичные дома, те, что центре города. Но надо понимать, что объем прибыли зависит от инженерного обеспечения, объема благоустройства участка. У основных застройщиков, которые дают до 40% объема жилья, прибыль реальная. Та прибыль, которая необходима предприятию для развития собственных мощностей, для того чтобы можно было нормально существовать.

Мэр спросил у КОЗУБОВИЧА, знает ли он, какой процент прибыли закладывается у строительных фирм в Европе. Директор департамента строительства улыбнулся: да, мол, знаю, что небольшой — порядка 4-5%.

— Точно. Максимум 5%. У нас 25-30%! И вы говорите, что это нормально, — заметил Виктор ШРЕЙДЕР. — Для нас, может быть, да. Но если оценивать конечный продукт и его стоимость как фактор влияния на благосостояние жителей в части возможности приобретения жилья, тут еще люфт есть. Николай Иванович (ЛИЦКЕВИЧ – прим. редакции), конечно же, не согласится...

— Не только не соглашусь, но считаю некорректным заявление КОЗУБОВИЧА, — возмутился ЛИЦКЕВИЧ. — По одной простой причине: да, 4-5% прибыли за границей – это нормально. Но там создана инфраструктура, там есть базы, там есть технологии. Мы сегодня брошены один на один с проблемой – государство в это дело почти не вникает.

— Что называется, наступил на больное место, — оценил эмоциональное выступление президента Союза строителей Виктор ШРЕЙДЕР.

— Если мы сегодня снизим цену по большинству застройщиков – не массовых, а тех, кто сдает 10-20 тысяч кв. метров, они разорятся, — продолжил ЛИЦКЕВИЧ. — Это нам нужно? Нужно, чтобы люди ходили и искали, чем им пропитаться? На третьем съезде Союза строителей Сибири мы три часа уделили этой проблеме. Думаете, мы пришли к тому, как снизить цену кв. метра?

— Можно много дебатировать, но я убежден: мы должны исходить из простого правила, — заключил Виктор ШРЕЙЕР. — Как говорят в народе: паровоз не для машиниста, а для пассажира. И квартиры мы строим не для того, чтобы обеспечить сверхдоходность учредителей строительных фирм, а для того, чтобы житель мог эту квартиру приобрести.

Сергей КОЗУБОВИЧ сказал и еще об одной причине, по которой снижение цены на жилье в данное время невозможно:

— Как только основной застройщик снизит цену на жилье, тут же появятся перекупщики иположат себе маржу в карман. Но, с другой стороны, я глубоко уверен, что основные застройщики, по крайней мере в нашем городе, — это строители, которые не стремятся набить себе карман. И если будут объективные предпосылки снижения прибыли...

— Они уже есть, — перебил КОЗУБОВИЧА мэр. — Снижение стоимости стройматериалов — это объективная предпосылка снизить стоимость продукта.

— Вы правы. Но та цена цемента, которая сейчас упала, проявится через год. А цена, которая сейчас есть, она уже сформировалась, — заметил директор департамента строительства. —
Но, безусловно, снижение цен материалов будет иметь последствия. Основные застройщики будут считать себестоимость кв. метра и предлагать реальную цену. Почему? Потому что сейчас застройщик несет большие убытки от того, что у него квартиры не продаются. И на съезде говорили, что основной проблемой является повышение покупательной способности нашего населения. Потому что нельзя жить в долг. Ипотечный кризис это показал. Надо увеличивать жизненный уровень нашего населения.

— Против этого сложно возразить, — заключил Виктор ШРЕЙДЕР. — Но не только за счет увеличения доходности конкретно взятой семьи, но и за счет реальной оценки стоимости продукта. Это тоже немаловажно, Николай Иванович, как бы вам это ни нравилось.




 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/10/40/mi_stroim_kvartiri_ne_dlya_togo__chtobi_obespechit_sverhpribil_stroitelyam