По мнению специалистов, в городе сложился отложенный спрос на коттеджи — омичи не спешат приобретать загородные усадьбы, ожидая более качественные предложения. При этом в агентствах недвижимости выставлено на продажу около 700 особняков, которые подолгу не могут найти своих покупателей.
Как считает генеральный директор ЗАО «МИЭЛЬ-Недвижимость» Павел КРУЧИНСКИЙ, финансовый кризис скажется на темпах развития сегмента малоэтажки. Он рассказал, что девелоперам этот вид строительства не очень интересен с точки зрения доходности. Если осваивать территорию за городом, нужно тянуть туда сети, а плотность жилья на квадратный метр земли выходит не очень высокой. «Поэтому крупные игроки, которые в городе строят многоэтажное жилье, не особо заглядывают на этот сегмент, — продолжает он. — Но интересы застройщиков и покупателей все равно так или иначе переориентируются в эту сферу».
Руководитель группы аналитиков ЗАО «МИЭЛЬ-Недвижимость» Анастасия ЗНАЙДЮК сообщила, что сегодняшние новые коттеджные проекты рассчитаны в основном на средний и бизнес-класс, но определенный процент занимает уже и элитная застройка. Коттеджные поселки эконом-класса имеют пока небольшую долю в проектах. «Однако до сих на рынке отсутствуют гарантии полной реализации проекта – покупатель участка не знает, будет ли у девелопера достаточно средств, чтобы провести коммуникации, и удастся ли построить обещанную инфраструктуру, — говорит Анастасия ЗНАЙДЮК. — А на рынке еще нет ни одного профессионального девелопера, который бы имел опыт реализованных успешных коттеджных поселков. Сейчас все фактически работают на доверии».
По данным ЗАО «МИЭЛЬ-Недвижимость», в 2008 году объем рынка коттеджных поселков составлял порядка 140 тысяч кв. метров. В компании предполагают, что в случае реализации всех заявленных проектов к 2012 году мы довольно близко подойдем к миллиону квадратов (844 тысячи кв. метров). При этом на 1 октября 2008 года в городе на продаже стоит 700 коттеджей, в эту цифру включены и частные домовладения среди городской застройки, а не только в коттеджных поселках. Объекты, которые продаются через знакомых, не учитывались, во внимание брались только коттеджи, продающиеся на открытом рынке через агентства. «И срок экспозиции данных объектов достаточно высокий — люди ждут чего-то лучшего и более совершенного», — подытожила Анастасия ЗНАЙДЮК.
Однако подсчеты компании вызвали сомнения у присутствующих на круглом столе. «Мы продаем четыре коттеджных поселка, являясь, по вашим словам, неуспешным девелопером в области малоэтажного строительства, — выступила руководитель партнерства «Частная собственность» Елизавета ТУРКИНА. — И сообщения о продаже загородных коттеджей мы размещаем также в разделах двухкомнатных или многокомнатных квартир, домов в области, в городе и т.д».
— Люди, которые продают коттеджи, усложняют нам работу по расчистке базы, потому что когда один и тот же объект дублируется в нескольких вариантах, это приходится чистить вручную. Понятно, что итоговые цифры мы даем в определенном приближении, — пояснила г-жа ЗНАЙДЮК.
В итоге участники круглого стола пришли к выводу, что нужно решить проблему, как поставить строительство малоэтажного жилья на поток. По мнению экс-главного архитектора Омска Альберта КАРИМОВА, для этого придется поменять градостроительную политику и переориентировать базу стройинду