Бывшего зама КАМЕРЦЕЛЯ обвиняют в покушении на взятку

Дата публикации: 22 октября 2008

Подсудимый Борис ХМЕЛЕВ уверен, что дело «подтасовано и является чистой провокацией». 

В Омском областном суде начался громкий процесс по делу бывшего заместителя начальника УВД Омской области, начальника следственного управления Бориса ХМЕЛЕВА. Уже состоялись три заседания – озвучено обвинительное заключение и выслушаны девять свидетелей. Судебное разбирательство ведет судья Николай ГАРКУША. Сторону защиты представляют адвокаты Александр ЖЕЛЕЩИКОВ, Ася ТКАЧ и Ирина ГОЛОВЦЕВА.

Обвиняемые
Первое заседание прошло 14 октября. Подсудимый Борис ХМЕЛЕВ — бывший заместитель начальника УВД Омской области, начальник следственного управления, а ныне заместитель генерального директора по безопасности НПО «Мостовик». Второй подсудимый Иван РЫТОВ – бывший помощник и заместитель ХМЕЛЕВА по кадрам, а ныне сотрудник одной из омских охранных фирм. ХМЕЛЕВУ предъявлено обвинение в покушении на получение взятки в крупном размере (300 тысяч рублей), а РЫТОВ обвиняется в покушении на пособничество в получении взятки. Оба подсудимых свою вину не признают, заявляя, что все это «надумано, сфальсифицировано, подтасовано и является чистой провокацией». ХМЕЛЕВ вел себя на суде достаточно спокойно и уверенно, активно принимал участие в допросе свидетелей. РЫТОВ же напряженно молчал и слушал.

Райпо
Первым был допрошен свидетель обвинения — председатель омского райпо Леонид БОРОДИН. Он пояснил, что в 2005 году на него по заявлению более ста пайщиков райпо было заведено уголовное дело по факту хищения 14 млн рублей и причинения ущерба пайщикам. По его мнению, сделано это было для того, чтобы сместить его с занимаемой должности и завладеть имуществом райпо. БОРОДИН назвал суду одного из пайщиков райпо Сергея КРУТАЕВА, который, по его словам, имел нужные знакомства среди высших чинов УВД. Когда весной 2007 года к БОРОДИНУ пришли сотрудники УБЭП с постановлением об изъятии документов для проверки, он обратился за консультацией к своему другу, с которым знаком более 30 лет, полковнику запаса, ранее также занимавшему высокий пост в УВД, а ныне находящемуся на пенсии Сергею РЫЛОВУ. Последний пояснил другу, что действия УБЭП правомерны и препятствовать им не надо. РЫЛОВ, узнав от своей племянницы — следователя УВД Омской области Ольги КРИВИНЦОВОЙ, которая вела дело БОРОДИНА, что оно находится на контроле у ХМЕЛЕВА, решил с ним поговорить. Как пояснил суду сам полковник запаса РЫЛОВ – второй из выступавших в этот день свидетелей обвинения, он верил в невиновность друга и собирался «попросить ХМЕЛЕВА об объективности при рассмотрении дела».

По словам РЫЛОВА, в начале марта 2007 года он, записавшись по телефону на прием, приехал к ХМЕЛЕВУ на работу. Замначальника УВД предложил ему переговорить в коридоре, намекнув жестами, что в кабинете их могут прослушивать. Затем ХМЕЛЕВ якобы сказал, что в курсе дела БОРОДИНА и сможет помочь, но за прекращение дела необходимо заплатить ему 300 тысяч рублей с авансом в половину суммы. РЫЛОВ заявил суду, что вопрос о деньгах, неожиданно поставленный его коллегой, очень удивил его, так как он со своим другом собирался просить всего лишь об объективности, а о том, чтобы дать взятку ХМЕЛЕВУ, у них даже мыслей не было. БОРОДИН, узнав от РЫЛОВА об условиях, выдвинутых ХМЕЛЕВЫМ, сначала раздумывал, но, когда следствие по его делу вновь продлилось, согласился платить.

Ресторан
БОРОДИН попросил РЫЛОВА до сделки организовать ему встречу с ХМЕЛЕВЫМ, чтобы рассказать о своей невиновности и лично убедиться в том, что ХМЕЛЕВ действительно берется за прекращение дела. Эта встреча, по словам БОРОДИНА, должна была стать своего рода гарантией того, что деньги будут заплачены не зря. РЫЛОВ вновь приехал на работу к ХМЕЛЕВУ, и они снова беседовали в коридоре. Замначальника УВД якобы поинтересовался, принес ли РЫЛОВ аванс, а тот ответил, что БОРОДИН просит о встрече. ХМЕЛЕВ согласился и тут же заказал по телефону на вечер столик в ресторане «Гелиос». При этом попросил РЫЛОВА в ресторане не заводить разговор о деле и о деньгах.

БОРОДИН с РЫЛОВЫМ приехали в «Гелиос» первыми, затем через двадцать минут подъехал ХМЕЛЕВ в сопровождении мужчины (РЫТОВ), которого он представил как своего близкого друга и помощника, не уточняя, где и кем он работает. ХМЕЛЕВ, по словам БОРОДИНА, предложил всем положить мобильные телефоны на соседний столик и накрыть их салфеткой, якобы для общей безопасности, чтобы, не дай бог, кто-нибудь не подслушал и не записал их беседы. Во время ужина, по словам БОРОДИНА, разговаривали на отвлеченные темы, обсуждали общих знакомых – об уголовном деле или о деньгах речи не было. Через час ХМЕЛЕВ отозвал БОРОДИНА на два метра в сторону и сказал ему, что все будет нормально. Как пояснил суду БОРОДИН, он логически догадался, что под этими словами ХМЕЛЕВ подразумевал прекращение его уголовного дела. Затем мужчины попрощались и разъехались.


ФСББОРОДИН рассказал в суде, что 150 тысяч рублей у него набралось личных сбережений, 50 тысяч пришлось занять у знакомого (для чего нужны деньги, не пояснял ему), и 150 тысяч ему еще не хватало. РЫЛОВ предлагал другу помощь – хотел продать личную машину и добавить недостающую сумму, но тот отказался. Когда деньги были все же собраны, председатель райпо, по его словам, решил вдруг, что это обман, криминал и вообще прямых доказательств его вины нет, а потому и платить не за что, и обратился в УФСБ. В апреле 2007 года, как сообщил суду БОРОДИН, он позвонил знакомому сотруднику УФСБ, объяснил ему ситуацию и написал заявление. БОРОДИНУ в УФСБ надели записывающую аппаратуру, затем он позвонил РЫЛОВУ и назначил встречу в своем офисе, где передаст деньги для ХМЕЛЕВА. В пять вечера того же дня РЫЛОВ приехал на работу к БОРОДИНУ и при нем позвонил помощнику ХМЕЛЕВА Ивану РЫТОВУ — получил подтверждение, что все идет нормально и что ХМЕЛЕВ ждет аванса. Забрав 150 тысяч рублей, РЫЛОВ уехал, не поясняя, когда и где встречается с ХМЕЛЕВЫМ. Позже он позвонил БОРОДИНУ и сообщил, что его и РЫТОВА при передаче денег задержали сотрудники УФСБ.

Судья поинтересовался у БОРОДИНА, почему же он не рассказал своему другу РЫЛОВУ, которому так доверял, о том, что обратился в ФСБ? На что свидетель ответил, что боялся утечки информации. Далее в ходе судебного следствия выяснилось, что РЫЛОВ, неожиданно осознав, что ХМЕЛЕВ может организовать засаду при передаче денег, решил, по его словам, спасти себя и своего старого товарища, поэтому тоже обратился в ФСБ, причем к тому же сотруднику, что и БОРОДИН. И сделал это также в тайне от друга – из соображений безопасности. По его словам, сотрудник УФСБ заверил, что БОРОДИН не пострадает. РЫЛОВ показал в суде, что после того, как забрал у БОРОДИНА аванс, поехал с деньгами в УФСБ, где написал заявление, при понятых на него надели записывающую аппаратуру и откопировали купюры. Затем он позвонил в приемную ХМЕЛЕВА, но секретарь, не соединив с шефом, сказала, что ХМЕЛЕВ распорядился, чтобы РЫЛОВ по всем вопросам обращался к его помощнику РЫТОВУ, и дала его сотовый телефон. РЫЛОВ созвонился с РЫТОВЫМ, встретился с ним и в машине РЫТОВА передал последнему деньги – все проходило под контролем УФСБ.

Свидетели

На вопросы защиты, говорил ли ХМЕЛЕВ когда-либо о том, кто и когда ему должен передать деньги, а также о том, что это должен сделать РЫТОВ? РЫЛОВ ответил, что такого разговора между ними не было. На вопрос, почему же тогда он лично не пришел к ХМЕЛЕВУ, не уточнил подробностей сделки и, в конце концов, не передал ему деньги лично в руки, РЫЛОВ ответил, что раз ХМЕЛЕВ в ресторане представил РЫТОВА своим помощником и доверенным лицом, а секретарь ХМЕЛЕВА, когда он звонил в УВД, отправила его к РЫТОВУ и дала сотовый телефон, он логически догадался, что все переговоры с ХМЕЛЕВЫМ нужно вести через РЫТОВА и деньги ХМЕЛЕВУ нужно передавать тоже через РЫТОВА.

Защита заявила суду, что показания, которые БОРОДИН дал в суде, расходятся с фактами, которые он описывал в своем заявлении в УФСБ. Например, в заявлении свидетель говорил, что во время встречи в ресторане они с ХМЕЛЕВЫМ обсуждали уголовное дело БОРОДИНА. По ходатайству гособвинения заявление БОРОДИНА было оглашено в суде. На вопрос судьи, как объяснить расхождения в последовательности его действий, суммах, местах встреч, БОРОДИН ответил, что сейчас уже плохо помнит все подробности событий 2007 года. ХМЕЛЕВ тут же обратил внимание суда на то, что заявление БОРОДИНА было зарегистрировано в УФСБ почему-то позже, чем была организована передача денег его другу РЫЛОВУ.

Сын

16 октября. Была допрошена бывший секретарь ХМЕЛЕВА, которая подтвердила, что РЫЛОВ действительно в течение апреля 2007 года несколько раз звонил в приемную ХМЕЛЕВА – сначала она его соединяла с шефом. Когда РЫЛОВ позвонил 27 апреля, ХМЕЛЕВ был занят, поэтому секретарь не соединила с ним, а потом, когда она показала шефу список людей, звонивших в тот день, ХМЕЛЕВ эмоционально отреагировал и подчеркнул фамилию РЫЛОВА, дав ей указание, впредь больше никогда не соединять его с этим человеком. Свидетельница опровергла показания РЫЛОВА о том, что ХМЕЛЕВ якобы давал ей распоряжение направить РЫЛОВА за решением вопросов к РЫТОВУ. Она заявила, что не могла дать РЫЛОВУ сотовый номер РЫТОВА, так как это было не в ее правилах – она всегда давала только рабочие номера сотрудников.

Перед допросом сына ХМЕЛЕВА ранее работавшего в Первомайском УВД, а ныне безработного Андрея ХМЕЛЕВА свидетель РЫЛОВ обратился к судье с просьбой приобщить к делу его заявление. В заявлении говорилось, что якобы ХМЕЛЕВ — младший подошел к нему на улице после первого заседания суда и высказал «угрожающую и вызывающую фразу: «Я вас увидел, и теперь буду знать, кто вы есть». По словам РЫЛОВА, он опасается за свою безопасность. Судья приобщил заявление к делу. Андрей ХМЕЛЕВ показал суду, что ему пришлось уволиться с последнего места работы из-за ситуации, сложившейся с его отцом. По его мнению, в отношении его отца и семьи ХМЕЛЕВЫХ в целом «с 1998 года ведутся травля и провокации – сейчас они осуществляются руками сотрудников УФСБ». Видимо, его отец, как заявил суду ХМЕЛЕВ младший, просто стал кому-то неугоден. Кроме того, свидетель ХМЕЛЕВ сообщил, что отец говорил ему, что еще до начала данного разбирательства беседовал с РЫЛОВЫМ о возможности трудоустроить ХМЕЛЕВА младшего на работу, связанную с охранной деятельностью.

Заседания будут вестись всю текущую неделю, ежедневно будут допрашиваться по 5-8 свидетелей. Процесс обещает быть долгим – суд ознакомится со всеми материалами дела, заслушает доказательства обвинения и показания подсудимых. И лишь потом стороны приступят к прениям.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/10/42/bivshego_zama_kamertselya_obvinyayut_v_pokushenii_na_vzyatku__