Об этом заявил главный архитектор города Анатолий ТИЛЬ на профильном комитете горсовета 5 ноября. Речь идет о тех объектах, разрешение на строительство которых главархитектура вынуждена была выдавать по решению суда в связи применением 3-й статьи Земельного кодекса. Если застройщики не успеют завершить эти объекты до истечения срока разрешения на их строительство, департамент будет вправе изъять у них участки.
На заседании комитета Анатолий ТИЛЬ представил депутатам доработанный вариант правил. Например, по предложению депутатов парк 30-летия Победы в новом документе отнесен к зоне городской рекреации, хотя изначально находился в зоне рекреационно-ландшафтных территорий, что позволяло строить в этом парке рестораны, аквапарки и боулинг-центры. Другое изменение, на котором настаивали депутаты Сергей ДРОЗДОВ и Юрий ФЕДОТОВ, — включение в состав комиссии по землепользованию и застройке депутатов горсовета с правом решающего голоса. Дело в том, что эта комиссия после принятия правил будет рассматривать заявки строителей об отклонении от предельных параметров строительства объектов (например, по площади), а также разрешать или отказывать в применении условно разрешенных видов использования земель. Кстати, о предельной площади некоторых объектов, например магазинов, написал в своем обращении в горсовет депутат Законодательного собрания Валерий КОКОРИН. В правилах указывается, что в ряде зон торговая площадь магазинов и торговых комплексов не должна превышать 400 кв. метров. Г-н КОКОРИН предложил увеличить максимальную площадь до 800 кв. метров, чтобы не «урезать» уже построенные объекты. Однако Анатолий ТИЛЬ это предложение не поддержал.
Юрий ФЕДОТОВ поинтересовался, не снизятся ли после принятия правил поступления от земельного налога. Дело в том, что предприниматели смогут менять в границах одной зоны виды разрешенного использования земельных участков, следовательно, будет меняться кадастровая оценка земли и размер налога. Глава департамента финансов Богдан МАСАН только пожал плечами: мол, финансистам разобраться в этом документе очень сложно, но он надеется, что бюджет ничего не потеряет. Анатолий ТИЛЬ был более убедителен: по его словам, после принятия правил налоговые поступления в бюджет не только не уменьшатся, но, наоборот, возрастут. Во-первых, потому, что в правилах учтено фактическое использование земельных участков. Например, если на землях промышленного назначения сегодня стоит торговый центр и его владелец в соответствии с кадастром платит за участок по «промышленной» ставке, то после принятия правил, в которых этот объект отнесен к общественно-деловой зоне, налог будет рассчитываться исходя из фактического использования земли. Кроме того, правила обозначаютрезервные территории, которые в будущем будут приносить городу налоги. Как известно, наивысшая ставка применяется для участков под объектами общественно-делового назначения. Сегодня в городе таких земель порядка 500 га, а в правилах общая площадь общественно-деловых зон почти в пять раз больше – 2,7 тысячи га. Площадь промышленных территорий также увеличена: с фактически существующих 10 тысяч га до 13 тысяч га. Земли под жилой застройкой в правилах насчитывают 7,2 тысячи га, хотя сегодня многоквартирные дома занимают площадь в 2,2 тысячи га, частный сектор – 2,9 тысячи га.
Самой неоднозначной, по мнению депутатов, является 3-я статья правил. Речь в ней идет о том, что действия правил не распространяются на земельные участки и объекты, разрешение на строительство которых были выданы ранее, то есть до вступления в силу самих правил. Протест депутатов, настаивающих на исключении это й статьи, вызвала приписка: «при условии, что срок действия разрешения на строительство не истек». Депутаты это поняли так: если, например, предприниматель когда-то получил разрешение на строительство супермаркета, но не успел его построить, а срок действия разрешения истек, то после выхода правил и получения новых разрешительных документов он сможет построить только те объекты, которые обозначены в правилах, допустим, не магазин, а больницу или жилой дом.
— А если срок действия разрешения истек, например, из-за того, что у нас сегодня нестабильная экономическая ситуация и строители приостанавливают работы? — поинтересовался у главного архитектора Сергей ДРОЗДОВ.
— Речь идет вот о чем. Сегодня действует убийственная статья Земельного кодекса – 31-я, которая просто убивает город, — пояснил Анатолий ТИЛЬ. — Пока у нас не приняты правила, любой человек по заявительному принципу может получить участок под строительство где угодно — в парке, сквере. Заявлялись неоднократно и на участок перед зданием горсовета. Суд обязывал нас выделять такие участки. Дошли до такой практики, когда судья определял этажность, площадь застройки. А если суд принимает решение о предоставлении участка, муниципалитет в течение 10 дней обязан выдать разрешение на строительство. У нас таких сомнительных объектов в городе порядка тысячи. Когда выйдут правила, у нас появятся основания для отказа таким заявителям. Но те разрешения на строительство, которые были выданы в соответствии с градостроительным планом Омска, будут действовать.
Депутаты молча согласились с таким объяснением, однако оставили для себя возможность внести еще какие-то поправки в проект. Комитет проголосовал против предложения администрации принять правила на ближайшем заседании горсовета в целом ограничился только первым чтением.