Следом пошла цитата из послания. «Президент России, — говорил с трибуны президент, — это очень конкретная и практическая работа, но, скажу откровенно, исходя уже из собственного опыта, принимать решения, от которых зависит жизнь в самом прямом смысле этого слова, благосостояние, здоровье тысяч людей, а также репутация и судьба великого народа, очень непросто. И принимая их, твердо нужно знать: есть вещи, которыми нельзя поступиться, есть вещи, ради которых нужно бороться и побеждать». Слушая это, что мог подумать зритель? Он и раньше подозревал, что быть президентом – не картошку сажать. Он давно на собственной шкуре знал, что в России государством принимаются решения, от которых зависит его «жизнь в самом прямом смысле этого слова», и, конечно, у каждого обязательно есть вещи, «которыми нельзя поступиться».
«Это то, что дорого вам, дорого мне, дорого нам всем, — продолжал президент. — То, без чего мы не можем себе представить нашу страну». Между тем опыт говорил зрителю, что рассуждать о том, «что дорого вам, дорого мне, дорого нам всем. То, без чего мы не можем себе представить нашу страну», — значит говорить ни о чем и подгонять жизнь под умственную схему.
«Наш народ духовно и нравственно богат, — завершал свою мысль президент. — Нам есть чем гордиться, есть, что любить, есть что отстаивать и что защищать. Есть, к чему стремиться, поэтому мы не отступим на Кавказе. Поэтому мы преодолеем последствия мирового экономического кризиса и выйдем из него еще более сильными». Зритель вздохнул. Он привык, что власть говорит народу комплименты только тогда, когда ей что-то позарез от него нужно, а во всех прочих случаях почитает «великий народ» за быдло, плебс, а в лучшем случае неразумное нечто, которое следует окормлять, научать и обязательно что-то из него воспитывать. Сначала советского человека, а теперь гражданина Российской Федерации. Несколько засомневавшись, что у него хватит сил на очередное перевоспитание, зритель старательно выслушал многословную фигуру про то, что «Нам есть чем гордиться, есть, что любить, есть, что отстаивать и что защищать. Есть, к чему стремиться…», подивился непосредственной связи «Кавказа» с мировым кризисом, понял, что президентские спичрайтеры не научились пока писать про общие ценности без штампов и лозунгов. И приглушил звук.
Тем временем начался собственно сюжет и на экране президент современной России бодро зашагал через дворцовую анфиладу, отливающую сусальным золотом.