Владимир БАБКОВ: «В Омске мне не хватало молодых амбициозных людей»

Дата публикации: 12 ноября 2008

? Что вас привело на стезю арт менеджера?
? Я окончил Московскую государственную консерваторию по специальности «Сочинение музыки». Второе образование получил в Академии народного хозяйства при Правительстве России. Вот на стыке этих двух образований я и строю свою нынешнюю деятельность. А мировоззрение мое сформировалось в результате многочисленных стажировок в разных странах мира. Я вижу новые возможности культуры и искусств нового тысячелетия в плане экономического развития регионов и городов.
? Переведите, пожалуйста, тезис об экономическом потенциале культуры на язык конкретики.
? Музейный, галерейный, концертный, театральный бизнес – это традиционные вещи. Но сейчас в арт-менеджменте появились новые направления, к примеру, такие, как культурный туризм. Это не эгоистический подход, когда я хочу посетить те или иные культурные артефакты в разных странах, а речь идет о самом создании этих артефактов и встраивании их в туристическую инфраструктуру. Это один момент. Второй, это культура как фактор развития городов, когда бренд города создается на определенном действующем социокультурном проекте, если город хочет себя запустить. Потому что позиционировать себя на глобальном культурном рынке можно только через призму социокультурного проекта. Следующее направление — это брошенные объекты прежней индустриальной эпохи. Тысячи квадратных метров некогда производственных площадей брошенных заводов можно заполнить несколькими музеями, галереями, кинозалами, все это перемежая с кафешками, модными бутиками. И эти объекты сразу становятся привлекательными для горожан. Не надо их сносить. И более глобальное направление — это экспорт культуры. Речь идет не о показе наших картин, спектаклей за рубежом, речь идет об экспорте образа жизни. Наша задача создать некий интересный для всех образ жизни, чтобы людям было интересно приехать на нас посмотреть. И главное не то, что они приедут посмотреть, а то, что они оставят у нас свои деньги и станут нашими агентами в мире. К сожалению, все это пока не российская особенность, а особенность развитых стран. А ведь это очень выгодно — иметь у себя развитую инфраструктуру культуры, потому что она приносит немалый доход через призму посетителей. К примеру, Зальцбургский фестиваль в Австрии – это сорок процентов дохода в бюджете страны.
? Когда вы говорили «наша задача», вы кого имели в виду?
? Я имел в виду нас как страну. А задача конкретных людей — это отвечать за организацию того или иного проекта, по сути, это новая популяция арт- менеджеров, которая год за годом все больше отвоевывает себе места. Я это чувствую. Уходит эпоха красных директоров в культуре и искусстве. Ничего плохого не хочу сказать про этих людей, просто проблема в том, что они не хотят перемен, это просто администраторы, способные лишь осваивать выделяемые деньги согласно статьям расходов.
? Насколько, по-вашему, идеи менеджеров культуры находят отклик в сердцах российских интеллектуалов?
? Арт-менеджмент – это единственный вид менеджмента, ориентированный на создание новых смыслов и ценностей. Есть менеджмент организаций, различных бизнес-структур, он заточен под одну вещь – это получение прибыли. Арт- менеджмент в корне отличается в своих установках, мы решаем социокультурные задачи, проблемы общества. Бизнесу наплевать, раскручен город Омск или нет, бизнесу наплевать, сняли в Омске классный фильм или нет. Нет прибыли в фильме про «Колчака», зато там город Омск появился. Нет прибыли в программе борьбы со СПИДом, но кто-то же должен это делать. Бюджет «Золотой маски» — четыре миллиона, нет прибыли в театральном фестивале, так что, его не проводить?
? Но ведь деньги надо же где-то брать.
? У государства, которое прекрасно понимает, что без культурных брендов отсутствует государственная самоидентификация, если их, культурных брендов, не будет, то почему я должен идентифицировать себя с этим государством. Поймите, бизнес не создает смыслов и ценностей. Да, вы открыли новую бензоколонку, прачечную или пекарню. А вот как сделать, чтобы творчество господина Н. стало всемирно известным?
? Смею предположить, что владельцу бензоколонки творчество Н. до одного места, гораздо более сложная задача познакомить бизнесмена с художником.
? А зачем? Есть определенная группа бизнесменов, которая четко себе представляет, что их жизнь без культурной составляющей будет скучна и неинтересна. Они сами найдут господина Н. А есть гораздо большая группа бизнесменов, которым вот хоть в ряд поставьте всю российскую элиту, им все будет по барабану. Я бы не уповал на то, что искусство и бизнес должны встретиться. Я убежден, что в нынешней глобальной ситуации каждый творческий человек найдет себе сподвижника, главное — захотеть.
? В чем особенность в условиях глобализма взаимоотношений между культурой и государством?
? При всем разнообразии форм существования культуры в развитых странах всех объединяет одно: все государства хотят как можно эффективнее экспортировать свою культуру и институции. Все превосходно понимают, что имидж государства за рубежом может создать только культура. Особенность России в том, что имидж страны в мире крайне отрицательный, а имидж российской культуры – положительный. Что делать в этой обстановке? Если государство заинтересовано в инвестициях, в отсутствии оттока капитала из страны, оно вынуждено вкладываться в культурный имидж.
? От мирового оборота средств на арт-рынке Россия не набирает и одного процента, насколько оправданно существование вашего издания в таких условиях?
? На рынке образовательных услуг у нас дела обстоят еще хуже. Из России только один вуз вошел в первые две сотни университетов мира, это МГУ, в рейтинге ему присвоено сто восемьдесят второе место. О чем это говорит? Образование – это часть нашей культуры. И образовательный ресурс мы растратили очень быстро. Но отстаивать свое место под солнцем, амбиции в нашем обществе уже появились. Также появился и российский арт-рынок. Сделки совершаются, но, к сожалению, рынок этот во многом еще остается серым. Не все сделки регистрируются, не все налоги уплачиваются. Это очень плохо, потому что на серый рынок мы не можем вывести страховые услуги, арт-банкинг. Имея картину ШАГАЛА, вы не можете зайти в банк и получить под нее приличный кредит. Это особенности серого рынка. Но процесс развивается. Все больше людей, имея на руках виртуальную ценность – деньги, намерены вложить их в ценности непреходящие – произведения искусства. И произведения искусства дорогие не потому, что они дорогие, а потому, что деньги так стоят.
? Можно ли провести какую-то взаимосвязь между культурной ценностью картины и ее рыночной стоимостью?
? Здесь все сугубо индивидуально. Когда-то я встречался с коллегами из Сотбис и спрашивал, как отобрать картину, которая чего-то стоит. И мне дали интересный совет, покупать то, что мне нравится. Произведение может быть модным и дорогим, а может мода пройти, и оно упадет в цене, но перед глазами всегда будет вещь, от которой вы будете получать удовольствие.
? Если я правильно понимаю, то не стоит рассматривать живопись или скульптуру исключительно как объект инвестирования?
? Нет, не стоит. Это будет ошибочно. У произведений искусства есть по сравнению с другими объектами инвестирования одна особенность: они низколиквидны. Если акции вы можете сбросить за несколько минут и нажиться, то картину ВАН ГОГА вы не продадите за десять минут. Это как ваш ребенок, вы будете еще выбирать покупателя. Потому что, передав картину в хорошие руки, вы увеличите ее капитализацию. Если картина попадет в плохие руки, она упадет в цене.
? Но ведь часто бывает просто астрономический рост цен на произведения искусства, с чем это связано.
? Исключительно с ситуацией в стране. Цена на картины российских современных художников выросла в тринадцать раз за два последних года в связи с тем, что за последнее время в стране появилось огромное количество нефтедолларов. Художники больше и лучше писать не стали. Просто появилось большее количество людей, которые желают вложить деньги во что-то духовное.
? При падении мировых цен на нефть на российском арт- рынке стоит ждать кризиса?
? Просто станет меньше продаж. Цена искусства уже не упадет. Просто картины станут еще менее ликвидными.
? А как будут выживать в этих условиях галереи?
? Владельцы галерейного бизнеса в Москве – это люди либо имеющие основной серьезный бизнес, либо хорошего спонсора, мужа, брата. Средний срок окупаемости галереи — десять лет. На галерейном бизнесе широко не поживешь. Это сложный бизнес. Если вас интересует исключительно прибыль – не связывайтесь с галерейным бизнесом. Если вас интересует паблисити, вы хотите вращаться в богемном кругу, то стоит подумать. Галереи в России – имиджевые проекты. На Западе галереи – это семейный бизнес с очень большой историей.
? Какова ситуация в регионах с галерейным бизнесом?
? Все галереи – в Москве. Единичные продажи, которые имеются в регионах, – это не галерейный бизнес. Даже в Питере нет галерейного бизнеса. Такова тенденция. Все продажи искусства в Москве.
? Если сформулировать ваш опыт сегодняшнего общения с омской публикой, что можете сказать об омском арт-рынке?
? Об Омске мне трудно говорить, но если сравнивать с другими семинарами в других городах, я вам скажу, чего мне не хватало. Мне не хватало молодых амбициозных людей, желающих реализовывать себя в культурных проектах. Еще в зале отсутствовали бизнесмены. В бизнес, хотим мы того или нет, идут активные люди, и показать им, что выделиться они могут не только бензоколонкой, а создав свой фестиваль, галерею, получить совершенно иные, новые возможности на гораздо более высоком уровне.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/11/45/vladimir_babkov_v_omske_mne_ne_hvatalo_molodih_ambitsioznih_lyudey