Конфликтуют стороны не из спортивного, естественно, интереса, просто они никак не могут поделить российские и украинские телекоммуникационные активы — «Билайн» и «КиевСтар». И так громко при этом спорят, что эхо летает по многим судам от Америки до Швейцарии. А теперь – страшно подумать! – высокие спорящие стороны добрались до Западной Сибири. Начали с арбитража в Ханты-Мансийске, который вынес решение в пользу бананового офшора, возглавляемого, как говорят, двоюродным братом Михаила ФРИДМАНА Дмитрием ФРИДМАНОМ, а потом плавно переместились в омскую апелляцию.
Предшествующих событий было так много, что пересказывать их даже не берусь («Теленор» изготовил буклет на 85 листах, который так и называется: «Судебный спор в России»). Напомню только суть. В 2004 году норвежцы заупрямились и не дали «Билайну» (у них почти 30% голосующих акций сотового оператора) купить убыточную компанию «Украинские радиосистемы». Но в 2005 году дочерняя структура «Альфы» (тоже акционер «Билайна») провела некий корпоративный маневр, после чего, вопреки желанию норвежцев, «Билайн» все же купил украинского оператора. Несмотря на регулярные денежные вливания, тот до сих пор несет убытки, но «Альфа» почему-то решила, что эти убытки – это хороший повод показать «Теленору», кто в доме хозяин.
Пока большие люди будут решать, кто прав, Омск тоже проскочит на международную арену. С одной стороны, это хорошо. Скандал – лучшая реклама. С другой стороны, омским судьям не позавидуешь. Уж очень мутное дело. Да и сумма иска по сибирским меркам астрономическая – 2,8 миллиарда долларов, что вполне сопоставимо с пятью годовыми бюджетами города Омска. Не удивительно, что шум уже поднялся. Апелляция еще не приступила к рассмотрению жалобы «Теленора», а федеральная и международная пресса уже выдала первый залп по сибирскому правосудию в целом и по омскому суду в частности. Омичи, по их мнению, подозрительно вовремя наложили обеспечительные меры на пакет акций «Билайна», который принадлежит ФРИДМАНУ. Всего-то на несколько дней наложили. Но и этого времени хватило, чтобы Дойче Банк не смог продать акции «Билайна», которые были у него в залоге. Чувствуете, куда нас втягивают? Сплошные провокации кругом.
Признаюсь, я и сам опасался провокаций, когда шел на брифинг, организованныйнакануне первого судебного заседания юристами «Теленора». В международных изданиях сейчас много пишут не только про коррупцию в судах, но и про продажную прессу. Увы, на брифинге денег не давали. Зря приходил. Вместо заморских долларов трем отчаянным омским журналистам (включая меня) предложили только чай и бутерброды. Но омичей бутербродами, как известно, не купишь. Я их даже есть не стал. Типа, из принципа.