Тарифы на расчетно-кассовое обслуживание в разных банках довольно сильно отличаются друг от друга.
С 5 ноября 2008 года Альфа-Банк повысил тарифы на расчетно-кассовое обслуживание и ряд других услуг для корпоративных клиентов. В размещенном на сайте банка комментарии директора по развитию продуктов и клиентскому обслуживанию Альфа-Банка Бориса МЕДОВОГО говорится:
«Увеличение стоимости комиссионных операций обусловлено в первую очередь повышением качества предоставляемых услуг и усилением степени защиты каналов обмена данными. Другой причиной стало значительное увеличение нагрузки на отделения, обслуживающие юридических лиц, что выразилось в существенном росте запросов на открытие счетов со стороны корпоративных клиентов». Ознакомление с тарифами наводит на мысль, что главной является как раз вторая причина. А как обстоят дела в других банках, активно обслуживающих омские предприятия? Предлагаем вниманию читателей экспресс-обзор действующих тарифов.
В каждой избушке свои погремушки
Судя по тому, что представленные в обзоре банки куда лояльнее относятся к предприятиям, находящимся на расчетно-кассовом обслуживании, все они (включая государственные Сбербанк и Внешторгбанк) менее утомлены «ростом запросов на открытие счетов», чем Альфа-Банк. Но у каждого, разумеется, свои собственные подходы к работе с корпоративными клиентами и тарификации предлагаемых услуг.
На самом деле сравнительный анализ стоимости обслуживания в разных банках — не такое уж простое дело. Во-первых, многие банки предлагают особые условия для отдельных категорий клиентов (чаще всего – для предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей). Во-вторых, в ряде банков существуют пакетные продукты, включающие определенный набор услуг. А оптом, как известно, все дешевле. Перечни тарифицируемых услуг у всех разные, и вдобавок явно одни и те же вещи каждый банк называет по-своему (скажем, у одних — «ведение счета», у других — «обслуживание» и т.д., и т.п.).
Поэтому поневоле пришлось ограничиться минимальным «джентльменским набором» услуг и базовыми тарифами на них, а терминологию использовать по возможности нейтральную — так сказать, «обобщенную». Так что огромная просьба к сотрудникам банков: не возмущайтесь, если в ваших тарифах та или иная услуга называется иначе. Сделано все это исключительно для удобства сравнения данных.
А различия начинаются буквально с самого первого шага. В одних банках (Альфа-Банк, ВТБ, ОТП Банк) открытие второго и последующих счетов будет стоить дешевле, чем первого. В других (Сибирь, УРАЛСИБ) стоимость открытия не зависит от того, есть ли у клиента счет в этом банке или он обращается туда впервые. В части банков (ОТП Банк, РОСБАНК, Сбербанк, УРАЛСИБ) тарифы на открытие счета (а в РОСБАНКЕ и Сбербанке – также и на обслуживание) зависят от того, в каком из офисов клиент хочет обслуживаться. Общий принцип: чем центральнее, тем дороже. Детали необходимо уточнять непосредственно в своем банке.
В банке ВТБ корпоративные клиенты могут открыть счета на условиях начисления и выплаты процентов на среднемесячные остатки. Для этого потребуется заключить дополнительное соглашение к договору банковского счета и уплатить единовременно 1200 руб. в дополнение к стоимости открытия счета (3000 или 1000 руб.).
Особняком в этом ряду стоит НОМОС-БАНК, который за открытие счета вообще денег не берет.
Большинство банков выписки со счета предоставляет бесплатно. А в тарифах Альфа-Банка предусмотрено даже 2 варианта платежа: 165 руб. стоит выписка об оборотах по счету при наличии таковых, а 1500 руб. – справка, подтверждающая отсутствие оборотов. На порядок дороже, чем в других банках, стоит там и отмена платежа либо изменение (уточнение) его реквизитов.
Долой бумагу!
Пожалуй, лишь в одном банки единодушны: все они предпочитают безбумажную технологию расчетов и своими тарифами поощряют ее использование. Но, опять-таки, каждый на свой лад. Скажем, РОСБАНК даже при открытии счета учитывает форму будущих платежей: с установкой системы ТелеБанк-Офис открытие счета в любом из дополнительных офисов (ДО) города Омска стоит 300 руб., без установки – 500 руб. (в других ДО – 100 и 300 руб. соответственно).
Практически во всех банках стоимость перевода денег на счет в другой кредитной организации при использовании электронных платежей существенно ниже, чем в случае использования традиционных бумажных документов. При этом в НОМОС-БАНКЕ и ОТП Банке дополнительно учитывается время поступления документов: если их доставили в банк после «часа Х» (13 часов в НОМОС, 15-30 в ОТП), совершение платежа обойдется дороже.
В большинстве случаев от используемой формы платежей зависит и стоимость обслуживания расчетного счета. Особенно разителен контраст в Альфа-Банке, где 680 руб. стоит сейчас обслуживание счета через систему «Клиент-Банк», а 4352 руб. взимается в случае «предоставления в расчетный период хотя бы одного платежного поручения на бумажном носителе» (так записано в тарифах банка). Впрочем с 8 декабря в этом банке начнется эксплуатация новой системы, и разница тарифов станет не столь существенной: доступ к ней (ключ) будет стоить 1500 руб. за каждого сотрудника, а абонентская плата – ориентировочно 2800 руб. в месяц.
Исключением является РОСБАНК, где стоимость обслуживания зависит от размера среднедневного остатка на счете. Если он не превышает 10 тыс. руб., ведение счета стоит 300 руб. в Омске и 150 руб. – в других ДО. При сумме остатка от 10 до 100 тыс. руб. стоимость ведения снижается до 250 (120) руб., а если сумма еще выше – до 200 (100) руб.
Правда, за установку и обслуживание электронной системы дистанционного доступа тоже надо будет платить. В большинстве случаев подключение к системе подразумевает предоставление 1-2 ключей доступа (электронного аналога подписи). Если требуется доступ к системе большему количеству человек, за дополнительные ключи (в Сбербанке – за установку дополнительного рабочего места) надо будет заплатить отдельно. Это – разовые платежи. А за обслуживание системы платят ежемесячно.
НОМОС-БАНК и ОТП Банк предлагают разные варианты систем удаленного доступа – на выбор клиента, потому и цены указаны разные. А в банке УРАЛСИБ стоимость обслуживания системы зависит от того, в каком виде клиент предпочитает получать выписки со счета и приложения к ним. Если достаточно электронной формы, за обслуживание надо будет платить 300 руб. в месяц. Предоставление выписок в бумажном виде повышает стоимость обслуживания до 500 руб.
Отдельно оплачивается (если возникнет такая необходимость) выезд специалиста банка в офис клиента для первичной установки или переустановки системы. В большинстве случаев это конкретная сумма. В банке «Сибирь» 200 руб. стоит выезд в офис на территории Омска, 400 – за его пределами. А в ОТП Банке учитывается затраченное специалистом время (включая время в пути): в одном случае это будет 400, в другом – 600 руб. в час. Особый случай – РОСБАНК. Он использует систему, не предполагающую установку каких-либо модулей на компьютерах клиентов. Поэтому и подключение к этой системе бесплатное, и выезжать к клиентам не приходится.
И совершенно другая система оплаты услуг принята в банке «Сибирь». Здесь плата за ведение счета вообще не взимается, а услуги по переводу денег в другие банки оплачиваются оптом по итогам месяца. При этом тариф зависит не от формы предоставления платежных документов или их количества, а от общей суммы платежей. При дебетовом обороте до 200 000 руб. взимается 0,2% от суммы, но не менее 100 руб. Если оборот окажется выше, но не более 4 млн руб., надо будет уплатить 0,1% от него. Для сумм свыше 4 млн руб. применяется тариф 0,01%.
Понятно, что вариант банка «Сибирь» удобен тем, у кого бывает много мелких платежей. Если платежи крупные, причем их всего 20-30 в месяц, более выгодным может оказаться использование традиционной бумажной технологии. Но это сегодня. Не исключено, что завтра или послезавтра банки могут повысить стоимость этого варианта обслуживания клиентов, чтобы поскорее избавиться от бумажной волокиты.