Александр ТРЕТЬЯКОВ, генеральный директор ЗАНПО "Вега — 2000 — Сибирская органика": «Разработанный в Омске сапропелевый деготь составит конкуренцию аналогам на мировом рынке»

Дата публикации: 10 декабря 2008

4-5 декабря в Омске прошла международная научно-практическая конференция «Сапропель и продукты его переработки». Представители науки и бизнеса из России, Латвии, Украины и Казахстана не только обсудили проблемы, связанные с добычей, переработкой и реализацией сапропеля, и поделились наработанным опытом, но и изучили разработки, полученные омскими институтами в результате реализации областной программы «Омский сапропель». На выставке, организованной в рамках конференции, было представлено более 30 новых продуктов из сапропеля, многие из которых интересны не только для российского, но и для мирового рынка, а следовательно, будут востребованы бизнесом. Сегодня Омская область является лидером в России по добыче сапропеля. О том, что собой представляет сапропелевый рынок сегодня и каковы его перспективы, корреспонденту «КВ» Оксане МИРОНОВОЙ рассказал генеральный директор «Сибирской органики» Александр ТРЕТЬЯКОВ.

— Александр Георгиевич, почему, на ваш взгляд, конференция такого уровня была организованна именно в нашем городе?
— Во-первых, у нас есть что в результате реализации областной программы «Омский сапропель» показать и рассказать нашим коллегам из России и ближнего зарубежья. Во-вторых, нам очень важно было познакомиться с достижениями и разработками, которые ведутся в других регионах и странах по этой теме. Несмотря на присутствие большого количества гостей, львиная доля докладов — около 80% — принадлежала омичам. Все гости отметили, что в теме изучения сапропеля ни один регион даже близко не подошел к нам. Мы обречены на это еще и потому, что у нас большие сырьевые запасы. Омская область обладает половиной разведанных запасов сапропеля в Сибири. На выставке, которая проходила в рамках конференции, четыре института, которые выступили исполнителями областной программы, выставили в общей сложности более трех десятков продуктов, полученных по результатам проведенных исследований. Конечно, не все они в перспективе будут иметь патенты, потому что эти продукты в разной мере будут привлекательны для бизнеса и востребованы рынком.
— А какие продукты интересны для бизнеса?
— Если говорить о базовых продуктах, то самый перспективный, который может лечь в основу как медицины, так и аграрного сектора, — это, конечно, сапропелевый деготь, разработанный омским филиалом Института проблем переработки углеводородов СОРАН. Интересен он тем, что аналоги данного продукта, имеющиеся на рынке, а их всего два, – это березовый деготь и каменноугольный деготь, — в разы хуже по своим характеристикам, а кроме этого, в разы канцерогеннее. Тем не менее сегодня и березовый, и каменноугольный деготь являются незаменимыми продуктами для приготовления некоторых лекарственных форм как для медицины, так и для ветеринарии. Интересны также работы, которые были проделаны на базе СибНИИСХоза и Сибирского НИИ птицеводства для сельского хозяйства и на базе Омской медицинской академии – для человека. Ими учитывался опыт предыдущих разработок, которые велись у нас в области до начала реализации программы. В частности, в аграрном секторе высокую эффективность показал экстракт сапропеля ЭС-2. Он применяется в 10% животноводческих хозяйств Омской области уже на протяжении ряда лет. И результаты его применения показывают, что каждый рубль, вложенный в ЭС-2, проносит до 12 рублей прибыли. То есть возможный суммарный экономический эффект от применения экстракта хотя бы в половине животноводческих хозяйств области может дать дополнительно до 2 млрд рублей в год. Этот препарат уже 8 лет производится на базе ЗАО «Сибирская органика».
— Насколько уникальны разработки омских ученых? Известно, что в мире сегодня довольно широко используются продукты из сапропеля.
— Разработки омских институтов абсолютно уникальны. Если говорить о практике применения продуктов из сапропеля, в мире широко используется собственно сапропель. Это продукт первого передела сапропелевой массы. Этот первый передел подразумевает отделение посторонних включений от собственно сапропеля. По своему органическому и минеральному составу сапропель в каждом озере разный. В зависимости от того, чего в нем больше – органики или минеральной составляющей, сапропель более интересен для той или иной отрасли. Если больше органики – это аграрный сектор, если больше минеральной составляющей – он может использоваться в промышленности как сорбент, как связующий компонент для строительных материалов. После получения сапропеля начинается второй передел. Он дает нам возможность действовать в нескольких направлениях в зависимости от способа передела. Это может быть температурная, химическая обработке или возгонка. Все зависит от того, какой продукт мы хотим получить в итоге. Максимум, до чего мы доходили, четвертый передел. Естественно, при каждом переделе получаются все новые и новые продукты.
— Кто и для чего покупает собственно сапропель?
— Сапропель используется в качестве основы для почвогрунтов. Это единственный полноценный заменитель гумуса — плодородного слоя почвы. Сапропель применяется для регенерации и рекультивации земель. При химическом, радиоактивном загрязнении сапропель очищает землю. Поэтому его широкое применение обусловлено задачами, стоящими перед мировым сообществом в том, чтобы восстанавливать плодородный слой почвы. В последние годы мир все больше уходит от применения химических препаратов при обработке земель, потому что они дают негативные последствия для здоровья и жизни людей. Все страны, которые сегодня создают дополнительные почвы для возделывания культур, прибегают только к использованию органических составов почв, не добавляя в них химические соединения.

— Если спрос на сапропель растет, не выгоднее ли продавать его в чистом виде, а не тратить деньги на его дальнейшую переработку?

— Для Прибалтики, например, выгоднее продавать сапропель как массу. Мы же, находясь от ближайшего моря в нескольких тысячах километров, перемещая эту массу на дальние расстояния, получаем другую экономику. Это вопросы логистики. В принципе мы можем поставлять сапропель из Омска. Но, во-первых, сколько можно быть сырьевым придатком? Конечно, просто добывать сапропель и продавать его проще всего. А что в итоге? Такая же история, как с нефтью? Может быть, лучше сделать те высокотехнологичные продукты, которые поставят потребителей в зависимость от нас? Перспектива только одна – это получение новых продуктов, интересных на мировом рынке.
— В своем докладе на конференции вы сказали, что разработки по сапропелю, которые ведутся у нас в области, могут стать базой для создания новых производств. В том числе открывают новые возможности для малого бизнеса. В чем именно может быть их участие?
— Если возникает интерес у любого представителя малого, среднего или крупного бизнеса, имеющего возможность вложить свои ресурсы в новую отрасль, то он просто покупает право производства какого-либо продукта, то есть патент, и производит его.
— Насколько это может быть выгодным?
— Настолько, насколько у данного представителя бизнеса будет работать креатив. Что значит выходить на рынок с новыми продуктами? Да, безусловно, эта отрасль открывает большие возможности для бизнеса, но представляете, сколько времени и затрат требует проработка рынка под новый продукт? У нас же обычно предприниматели хотят заниматься только тем, что дает быструю окупаемость. Это торговля, сфера услуг. Да, эти сферы более рентабельны, но есть же еще и такие понятия, как перспектива, уникальность и некая гарантированность. То есть, сделав однажды этот продукт, ты обречен на то, чтобы потом пользоваться плодами своего труда всю оставшуюся жизнь. И еще на внуков хватит.
— Пока в Омске кроме «Сибирской органики» никто сапропелем не занимается?
— Пока нет.
— Что собой представляет сегодня холдинг «Сибирская органика»?
— В него входит участок по добыче сапропеля в Тюкалинском районе, производственная база в Тюкале, где совершается первый и второй передел сырья, а также производственная база в Омске. В холдинг входит также торговый дом – «Сибирская органика», который занимается розничными продажами, и само ЗАО «Сибирская органика», в котором сосредоточено научное производство. Здесь также занимаются оптовыми продажами, работой с рынком.
— Каков объем инвестиций в этот бизнес?
— За 8 лет работы в данную отрасль было инвестировано около 50 млн рублей. Первоначальные вложения в этот бизнес составили порядка 3-3,5 млн рублей. Затем мы просто ежегодно реинвестировали полученную прибыль. Это, может быть, не очень большая сумма, но она позволила, по сути, создать участки по добыче сапропеля и производственную базу. Естественно, в ближайшем будущем мы предполагаем выходить на совершенно иной уровень.
— В каких объемах вы сегодня добываете сапропель?
— Пока немного — порядка 20 тысяч тонн в год. Но идет постоянный рост объемов. Мы начинали с 2 тысяч тонн и вот сегодня вышли на 20. Будем увеличивать объемы по мере реализации получаемой продукции и непосредственно сапропеля. Сегодня у нас около 80% добываемого сырья уходит на продажу в качестве сапропеля, а 20% перерабатывается.
— Какие регионы могут составить в этом конкуренцию Омской области?
— В России — только Ярославская область. Там добывают порядка 10-12 тысяч тонн в год, то есть меньше, чем в Омской области. Есть очень мелкие добытчики в Красноярском крае – около тысячи тонн. В Новосибирске добывают порядка 1,5 тысячи тонн. Но они, в отличие от нас, не занимаются глубокой переработкой сапропеля. Кстати, нам недавно предлагали купить новосибирскую структуру.
— А кого считают мировым лидером?
— Канаду. Это лидер по добыче и экспорту сапропеля. Основными импортерами являются страны Ближнего Востока и Северной Африки. То есть страны, где есть проблемы с плодородностью почвы.
— Кому вы продаете сапропель?
— Прибалтике, которая экспортирует его дальше, как правило, на Ближний Восток. Сейчас у нас пошли первые поставки в Англию. Кроме того, мы достаточно активно реализуем сапропель-массу в Тюмень, в Новосибирск, в северный Казахстан. Мелкими партиями продаем в омские садоводческие хозяйства, а также в розницу в виде сапропелевых удобрений.
— А если говорить о реализации новых продуктов, как вы выходите на потенциальных покупателей?
— Проводится анализ рынка, выявляются сегменты, где может использоваться данный продукт, забрасываются предложения представителям этого рынка. Например, производителям косметики. С ними ведется работа. Рынок в курсе того, что делает наша фирма. Кто-то говорит: да, нам интересен данный продукт. Мы предлагаем определенную цену, которая на первом этапе демпинговая, потом мы ее увеличиваем и приближаем к рыночной. Например, экстракт сапропеля мы уже второй год поставляем московской косметологической компании. Но это небольшие объемы.
— Вы говорили еще об одном новом продукте – сорбенте для сбора нефти. Кому он может быть интересен?
— Сибсорбент-1 предназначен для очистки воды и твердых поверхностей от аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Это аналог нескольких зарубежных и наших российских собрентов. Но по своим характеристикам, в том числе по основному соотношению «цена-нефтеемкость», он значительно превосходит аналогичные порошковые сорбенты. К тому же проще утилизируется. Довольно продолжительное время мы поставляем Сибсорбент-1 Транссибнефти. Сейчас рынок немного расширился. Есть покупатели в Красноярске, Москве. В настоящее время объем сорбетнов для сбора нефти, поставляемых в Россию из-за рубежа, достигает 10 тысяч тонн. Производство омского Сибсорбента-1 уже сегодня может составлять 10% от этого объема. И потенциал для дальнейшего наращивания объемов производства есть. Для этого, правда, нужны другие производственные мощности. Пока мы работаем в условиях некоторого искусственного дефицита нашего продукта.
— По сути данная отрасль является инновационной. Без поддержки государства мало кто решится заняться производством инновационных продуктов из-за высоких финансовых рисков. Если говорить о развитии омского сапропелевого рынка, не обсуждалась ли идея создания предприятия в форме государственно-частного партнерства?
— Вложения государства в тот или иной инновационный продукт необходимы до момента возможности его использования в производстве и дальнейшей продажи. То есть это научные разработки, которые достаточно проблематично осуществить за счет бизнеса. Также можно вести речь о государственных инвестициях в ту работу, которая необходима для внедрения продукта в производство. То есть получение соответствующих разрешений. А затем уже участие государства возможно в рамках тех программ поддержки инновационных производств, которые у нас сегодня действуют. Например, компенсация части кредитной ставки для предприятий, которые занимаются инновацией. Существующих механизмов государственной поддержки сегодня достаточно для того, чтобы открыть новое производство, в том числе инновационное. Нужно просто терпение и желание.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/12/49/728331