Работодатели жестко просчитывают расходы на обучение персонала,

Дата публикации: 25 декабря 2008

По оценкам сотрудников некоторых тренинговых компаний Омска и Новосибирска, омский рынок бизнес-тренингов пока еще не прозрачен и плохо структурирован. Для того чтобы помочь потребителю разобраться в тех услугах, которые существуют на рынке, оценить опыт и серьезность имеющихся игроков, летом 2008 года специалисты Омского государственного технического университета под руководством доцента кафедры организационной психологии ОмГТУ, кандидата психологических наук Михаила СЕМЕНОВА провели исследование омских компаний, предлагающих бизнес-тренинги.

Об исследовании
Интервьюеры встречались с руководителями двадцати компаний, занимающихся краткосрочным обучением взрослых и предлагающих бизнес-тренинги. Не заполнили анкеты компании «Камышев и К» (переезжали), «Центр практической психологии и бизнес-консалтинга» (уезжали). Отказались участвовать в проекте: Омский государственный университет, Институт развития образования, Единые системы бизнеса (оказывают услуги только узкому кругу лиц). В число компаний, не проводящих в настоящее время бизнес-тренинги вошли кадровые агентства «Бизнес-драфт», «Персонал-Новация», «Профи Регион», а также компании «Параллель», «Экономика и право», Центр образовательных услуг «Аврора», «Лаборатория маркетинга» и «Менталитет».

Время выхода компаний на рынок
Можно сказать, что омский рынок тренинговых компаний достаточно динамичный, на нем часто меняются игроки. Большинство тренинговых компаний имеет историю не более пяти лет. Очень «плодовитым» оказался 2006 год: именно тогда было образовано шесть компаний, или 30%.

Стаж работы компании Кол-во компаний
Более 10 лет 4
От 4 до 9 лет 6
До 3-х лет 7
Начали недавно 2

К «ветеранам движения» можно отнести четыре компании (20%), имеющие стаж более 10 лет: Центр кадрового консалтинга «Инфра» (1993 год), ЗАО «Информационно- консалтинговая компания Универсал-информ» (1994 год), ООО «Энима Консалт» (1996 год), Кадровое агентство и учебный центр «Ваше будущее» (1997 год). Недавно появились «Группа продвижения «Di» (2007 год, но уже переехали в Новосибирск) и ООО «СВС — Консалтинг Бизнес-Центр» (2008 год). Из 20 опрошенных организаций «Высшая школа управления» и «Мэйнстрим-Омск» (10%) – представительства иногородних компаний. Остальные 18 (90%) – чисто омские компании. Компания «Гарант сервис» выполняет функции представительства в Омске новосибирской компании «Харизма».

Развитость рынка
Многие игроки считают, что омский рынок тренинговых услуг пока еще не развит, и среди основных причин того называют несформированный спрос, а также нехватку профессиональных опытных тренеров.

— Мы федеральная компания, филиалы которой действуют в 15 городах. Так вот там объемы продаж в разы больше, чем в Омске. Омские предприниматели еще не осознали до конца ценности бизнес-обучения персонала для развития компаний, поэтому многие даже не закладывают средства в бюджет на это, — поделилась с «КВ» директор кадрового агентства и учебного центра «Ваше будущее» Татьяна КОРЧАК.

По мнению представителя Центра кадрового консалтинга «Инфра» Ирины ЗАВАДЫ, стимулирует повышение спроса на бизнес-обучение экспансия в Омск сетевого федерального бизнеса, в основном ритейлеров — местные предприниматели вынуждены подтягиваться до их уровня управления, продаж, обслуживания. Директор компании «Провайдер тренинговых и консалтинговых услуг «ХХI век» Марина МОРАШ считает, что данные услуги, несмотря на сложности, все-таки будут развиваться, ведь во всем мире предприниматели уже вкладывают большие средства в повышение эффективности своих компаний. С ней согласен директор Центра развития персонала «Акцент» Дмитрий БАХТА, по его мнению, ограничивает рост рынка, кроме финансовых сложностей, только тот факт, что профессиональный бизнес-тренер может сформироваться только минимум за 5-10 лет работы. Рынок будет расти с той скоростью, с какой будут появляться профессиональные трененры.

Влияние кризиса
Мировой финансовый кризис изменил положение на рынке по сравнению с тем временем, когда проводилось исследование. По словам СЕМЕНОВОЙ, большинство игроков остались живы, особенно те, кто давно присутствует на рынке. Сейчас они подстраиваются к новым реалиям. Потребители, которые раньше работали с иногородними тренинговыми компаниями, сейчас перешли к местным, так как у них цены намного ниже.

— Преимущество нашей компании по сравнению с иногородними игроками в том, что мы лучше знаем потребителя, многих руководителей бизнеса знаем в лицо, у нас цены ниже. Как правило, иногородние работают с федеральными сетями, так как они больше внимания уделяют развитию персонала, больше тратят на это средств, — рассказала представитель Центра кадрового консалтинга «Инфра».

Актуальными сегодня стали тренинги по стратегическому планированию, по повышению эффективности управления, стимулированию продаж.

— Кризис очень сильно сказался на нашей деятельности в Омске — практически все договоры, даже заключенные ранее, перенесены заказчиками на следующий год. Несмотря на увеличение потребности в дополнительном бизнес-образовании, клиенты сегодня предпочитают экономить на данной статье расходов, тогда как до кризиса она была одной из основных. В других же регионах продажи сократились незначительно, — рассказала «КВ» КОРЧАК.

По ее словам, у кадрового агентства и учебного центра «Ваше будущее» остались незамороженными всего три крупных корпоративных проекта (крупные омские компании) по командообразованию и управлению межличностными конфликтами. Сворачивать деятельность филиала московское руководство пока не намерено.

Марина МОРАШ также отмечает, что ее клиенты стали более жестко просчитывать расходы на обучение персонала, экономить на всем:

— Если раньше клиенты легко заказывали комплекс услуг, то сейчас выбирают только самое необходимое.

В условиях кризиса ее компания перестраивается, ищет новые продукты, например, разрабатывает тренинги для населения (для женщин — «Как выйти замуж», «Как стать счастливой»). Недавно запустила семинар «Управление компанией в условиях кризиса». Меняет технологии продвижения, использует различные схемы расчета, включая взаимозачеты. Ирина ЗАВАДА отмечает, что продажи в ее компании не снизились, но стали более затяжными — увеличился период от поиска заказчика до заключения договора. Дмитрий БАХТА также не говорит о снижении продаж, но отмечает, что часть клиентов взяли паузу, ожидают, что будет дальше, пересматривают свои затраты и штатное расписание.

Специализация
Для восьми (40%) компаний тренинговые услуги являются основными, но кроме них есть и другие, как правило, смежные виды деятельности: кадровое агентство, консалтинг, обучение иностранным языкам. Для пяти (20%) компаний тренинги являются вспомогательным, дополнительным видом деятельности или особым направлением («J&S», «Инфра», «Триэс-Персонал», «Энима Консалт», «СВС»). Эти данные могут свидетельствовать как о неразвитости омского бизнеса краткосрочного обучения, так и о стремлении компаний к большей устойчивости.

— Мы используем не только тренинги, а целый комплекс инструментов, которые предполагает управленческий консалтинг, так как сам по себе тренинг клиенту стоит заказывать, только если остальные задачи и проблемы персонала решаются внутри компании — таких клиентов как правило, не много. Пока в Омске мало компаний, которые могут предложить комплекс услуг, — рассказала МОРАШ.

Только шесть (30%) компаний позиционируют себя как специализированные: «Высшая школа управления», Тренинг-центр «PremierActions», «Центр Перспективы и Развития», «Акцент», Центр «Авега», «Мэйнстрим-Омск», причем две (10%) из них — «Высшая школа управления» и «Мэйнстрим-Омск» — являются омскими представительствами федеральных компаний. Собственно компаний-провайдеров из опрошенных в Омске нет. Хотя компания «XXI век» и использует в названии «провайдер тренинговых и консалтинговых услуг», однако активно использует внутренних тренеров. Большинство компаний предлагает большой список бизнес-тренингов, поэтому легче выделить те компании, которые имеют хотя бы примерную специализацию: «Инфра» – тренинги продаж, тренинг «Таинственный покупатель», «Авега» – управление организацией, командообразование, технология эффективных продаж, «Бонус» – эффективные продажи в торговом зале, управление персоналом. Исходя из анкет можно утверждать, что большинство компаний соблюдают минимальные стандарты и требования для организации профессионального обучения: есть программы, учебные материалы и отчеты по тренингам. Здесь мы не обсуждаем качество самих материалов.

Виды тренингов
Практически все компании основными для себя считают корпоративные тренинги. Это позволяет получать довольно однородную и полностью скомплектованную группу. Но большинство компаний (14, или 70%), в основном это иногородние, практикует все же открытые тренинги.

— Предложение по серьезным открытым бизнес-тренингам, которые проводили бы опытные специалисты, в Омске все-таки ограничено — маленький ассортимент и нерегулярность. Мы стараемся проводить хотя бы четыре открытые группы в месяц — чаще в городе никто не проводит. Открытые тренинги очень хлопотно собирать, поэтому труднее продвигать. Такие тренинги требуют больше затрат, чем приносят дохода — мы их проводим чисто в рекламных целях и не ждем особо от них прибыли. Что касается корпоративных тренингов, то здесь предложений больше, и все они разного профессионального уровня, — пояснила «КВ» Марина МОРАШ.

Открытые тренинги требуют достаточно больших усилий по продвижению, возможно, поэтому следующие компании их не практикуют: «Энима Консалт», «Акцент», «J&S», «Инфра», «Центр Перспективы и Развития». Если посмотреть на сайте «Тренинги в Омске» заявленные в ноябре открытые тренинги, то можно обнаружить лишь три активные компании: «Мэйнстрим-Омск» и «Триэс-Персонал» (по четыре тренинга) и «Тим-консалтинг» (два тренинга). Бесплатные или условно платные (до 300 рублей) тренинги практикуют восемь (40%) организаций: «Мэйнстрим-Омск», «Центр Перспективы и Развития», «Тим-консалтинг», «Гарант сервис», «Новые технологии», «Универсал-информ», «Энима Консалт», «Высшая школа управления».

Тренерский состав
Компании широко привлекают внешних тренеров из Омска. Лишь «Инфра», «ХХI век» и «Акцент», «Центр Перспективы и Развития» (20%) концентрируются прежде всего на своих штатных тренерах. Все компании имеют своих внутренних тренеров. Список внутренних тренеров представили 15 компаний (75%), что говорит о достаточной открытости. Восемь компаний (40%) приглашают иногородних тренеров, в основном из Новосибирска, а также из Москвы. Чаще всего для проведения открытых тренингов, если судить по расписанию, приглашает москвичей «Триэс-Персонал». «Мэйнстрим-Омск» приглашает региональных тренеров (Пермь, Нижний Новгород). Санкт-петербургские специалисты приглашаются гораздо реже. «Гарант сервис» выполняет функции представительства новосибирской компании «Харизма», поэтому обучение проводят тренеры «Харизмы».

— Не многие предприниматели могут позволить себе оплатить услуги иногороднего тренера в корпоративном режиме, поэтому, как правило, иногородних тренеров приглашают на открытые тренинги, где собраны представители разных сфер бизнеса, с разными потребностями, разным уровнем знаний, к тому же это обходится дешевле — в группе 40-70 человек. Главный минус таких занятий в том, что иногородние тренеры не отрабатывают практические навыки со слушателями, а просто дают набор инструментов, потому что не могут адаптировать свои продукты под конкретные местные предприятия, — считает Дмитрий БАХТА.
Продвижение
В большинстве компаний (15, или 75%) продвижением услуг занимаются два-четыре человека. Существенно больший штат «продавцов» есть в компаниях, занимающихся параллельно другими HR-услугами: «Триэс-Персонал» (20 человек), «Энима Консалт» (восемь человек), «Инфра» (восемь человек). Фирменный стиль (логотип, фирменный цвет) как способ индивидуализации есть практически у всех тренинговых компаний.
Информационная доступность
Участки рынка для связи с тренинговыми компаниями могут использовать восемь каналов.

Информационные каналы
Электронная почта Телефон городской Почтовый адрес Телефон мобильный Факс Сайт ICQ Scipe
20 19 19 17 16 12 11 2
100% 95% 95% 75% 70% 60% 55% 10%

Таким образом, используется примерно 70% информационных каналов. Ситуация с редким для Омска скайпом понятна, но лишь привычкой можно объяснить отказ от использования совершенно доступной и практически бесплатной (входящие бесплатно!) мобильной связи и ICQ (до восьми рублей в день).
Помещения и оборудование
16 компаний (80%) имеют постоянные помещения для проведения тренингов (собственные или в аренде). Лишь «Триэс-Персонал» сдает собственные помещения в аренду. Оборудование, используемое для проведения обучения (проектор, экран, телевизор, видеокамера со штативом, флип-чарт, компьютерный класс, видеонаблюдение), используется большинством компаний. Если нет собственного, то компании имеют возможность его аренды.


Подробные материалы опроса представлены на сайте «Тренинги в Омске» http://omsktrening.narod.ru









 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/12/51/rabotodateli__zhestko_proschitivayut_rashodi_na_obuchenie_personala_