Первого января 2009 года руководством Федерального государственного унитарного предприятия «Всесоюзная государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ФГУП ВГТРК) Денис ЯКОВЛЕВ был назначен директором ГТРК «Иртыш». Корреспондент «КВ» Сергей КОНСТАНТИНОВ встретился с новым руководителем омского филиала ВГТРК и побеседовал с ним о проблемах и перспективах развития возглавленной им компании.
— Денис Вениаминович, закономерен первый вопрос: почему состоялась смена руководства ГТРК «Иртыш»?
— Смена произошла по совершенно очевидным причинам: бывший руководитель ГТРК «Иртыш» Сергей ТОКАЕВ, насколько я знаю, меняет место работы и возглавит одно из управлений мэрии Омска. Более того, ротация – это нормальное явление для большого холдинга. К примеру, посмотрите на компанию господина ДЕРИПАСКИ – он постоянно людей своих тасует, как карты в колоде.
— Такова западная практика…
— Да, западная практика, и это делается, чтобы, как говорится, не замыливался глаз.
— Тем не менее известно, что в телекомпанию «Иртыш» приезжали представители из Москвы и были недовольны ее работой.
— Начнем с того, что ГТРК «Иртыш» является филиалом ФГУП ВГТРК. Одна из задач ФГУП – это получение прибыли. Нельзя существовать только за счет дотаций из госбюджета хотя бы потому, что он не потянет более 80 региональных компаний, в каждой из которых работает порядка двухсот человек. Эти деньги нужно уметь зарабатывать. К примеру, в Омске очень низки цены на рекламу, в то время как рекламный рынок очень широк. Я уже поездил по городу и заметил, что он сплошь завешан баннерами, и плюс к тому идет массированная реклама и по ТВ, и по радио. Тем не менее возьмите любой соседний регион и вы увидите, что там цены на рекламу на порядок выше, чем в Омске. Реклама в Омске по стоимости сравнима с рекламой в тех городах, где населения меньше в два-три раза. Почему? Пока сказать не могу, но это нонсенс.
Изначально ли так сложилось или имеет место демпинг от компаний, занимающихся рекламным бизнесом, но суть в том, что денег в ГТРК «Иртыш» по сравнению с более успешными региональными коллегами не так много, и естественно, нужно их зарабатывать. По крайней мере, для того, чтобы улучшить материальное обеспечение сотрудников, обновить оборудование, провести все плановые и текущие ремонты, поменять автопарк.
— Насколько я понял из ваших слов, ГТРК «Иртыш» не входит в число самоокупаемых компаний…
— В данный момент большинство ГТРК в стране несамоокупаемы. Дело в том, что наше основное производственное задание – новости, а это самый дорогой продукт на ТВ. И, разумеется, окупить его только за счет рекламных средств чрезвычайно сложно. Есть, наверное, шесть-семь компаний в стране, которые могут себе позволить существовать автономно. Моя задача — сделать ГТРК «Иртыш» полностью самоокупаемой.
— Если не секрет, в годовых расходах ГТРК «Иртыш» какова доля собственных доходов?
— Больше половины, даже намного больше, но тем не менее остается тот самый люфт, который необходимо заполнить. Как? Возможно, за счет производства более рейтинговых, а стало быть, и более дорогих программ. За счет улучшения информационного продукта, который, в свою очередь, позволит нам повысить стоимость нашей рекламной продукции и, скажем, вести об этом переговоры с той же компанией «Видео-Интернешнл», которая занимается распространением рекламы в эфире ГТРК «Иртыш». Начавшийся год будет очень непростым, и это очевидно всем. Так вот, моя задача — оптимизировать расходы, увеличить доходы, чтобы, когда закончится период финансового кризиса (а я оптимист и надеюсь, что более года он не продлится), выйти на абсолютно новый уровень. Тем более что впереди маячит эпоха цифрового телевидения, и скорее всего в том бесплатном цифровом пакете ГТРК «Иртыш» тоже получит свою кнопку, и надо подойти к этому полностью готовыми, с возможностью если не круглосуточного, то, по крайней мере, двенадцатичасового вещания в сутки.
— Что вы собираетесь делать в первую очередь?
— Прежде всего, мне кажется, необходимо освежить лицо компании. Не в плане того, чтобы менять людей, нет. Нужно откорректировать саму структуру «Вестей-Омск». Есть много новых наработок, над которыми мы трудились больше года в Москве, и нужно их использовать. Конечно, многое уже сделано, поскольку эти рекомендации уже были доведены региональным департаментом до сведения руководителей телерадиокомпаний, но тем не менее на местах далеко не все сделано. Скажем, непросто добиться четко выстроенной структуры информационной службы, где непременно должны быть два шеф-редактора, два продюсера, четыре ведущих и т.п. Не хватает людей, средств, но со всем этим надо разбираться. Программу «Вести-Омск» — а это наше лицо — попытаемся выстроить по лекалу федеральных «Вестей». Наверное, это будет нелегко, но думаю, что мы справимся.
— Вы можете сравнить информационный продукт ГТРК «Иртыш» с аналогичными программами на омских каналах?
— Я не могу сказать, что «Вести-Омск» сильно отличаются: довольно низки рейтинги у всех информационных программ региона. С чем это связано? Может быть, нужно идти в первую очередь от человека, делать новости для человека? Для того чтобы правильно донести информацию до зрителя, нужно представить себе этого самого зрителя. У каждого ведущего это свой человек. К примеру, в мою бытность ведущим для меня это была интеллигентная 40-50-летняя женщина, которая пришла с работы, приготовила ужин и села перед телевизором, чтобы узнать, что же в регионе произошло. Я рассказывал все новости ей. Вот когда каждый ведущий будет это понимать, люди потянутся к экранам. Тогда и рейтинг, и доля возрастут.
— Чтобы понять, что же именно нужно делать в конкретном регионе, необходимы социсследования. Кто их для вас проводит?
— В Омске работает филиал компании «Гэллап-Медиа». Насколько его данные точны, сложно судить, но тем не менее это для нас сейчас единственная возможность видеть картину. Выяснилось, например, что цифры, которые показывают все новостные программы в очень приличной по численности населения Омской области (подчеркиваю: я имею в виду не только «Вести-Омск»), на порядок ниже, чем во всех других регионах страны, где работает «Гэллап-Медиа». Это меня поразило, потому что в последние годы новости в стране – это востребованный продукт. А в Омске – нет, и потому моя задача — улучшить финансовое состояние компании, поднять «цифру» в системе измерения «Гэллап-Медиа», помочь журналистам программы «Вести-Омск» стать более профессиональными. И самое главное: сделать так, чтобы омский зритель вернулся к экранам телевизоров, когда начинаются заставки новостей. Новости интересны зрителю только тогда, когда они сделаны для него и про него, и, видимо, проблема омских компаний в том, что мало внимания уделяется человеку, будь это рабочий нефтезавода, фермер или чиновник из администрации. Чем еще можно привлечь зрителя? Например, все время видоизменяться.
— Это требует денег.
— Да, это требует денег, но можно держать зрителя в напряжении и журналистским словом. Зачем далеко ходить: в какой раз по всем каналам шел сюжет про омский рождественский марафон? У меня создалось впечатление, что один материал как написали двенадцать лет назад, так теперь только меняют фамилии участников, синхроны и стенд-апы. На первый взгляд, новый сюжет, а на деле – все то же самое, и зритель, который смотрит все это, допустим, третий год подряд, непременно скажет: «Господи, я это уже знаю, все видел!» — и потихонечку просто уйдет. То же самое с материалом про детский сад, или про заседание правительства, или про омский «Авангард» — гордость региона. Ведь, по идее, всегда происходит одно и то же: хоккеисты бегают по коробке и забивают шайбы, либо не забивают шайбы. Журналист может сделать все одинаково, а может пойти от человека, представить материал через его переживания: через переживания тренера, нападающего или вратаря. Возможны миллионы подходов к одной и той же теме.
— Вы будете работать с теми кадрами, которые уже есть, или предполагаете приглашать их с других каналов? Что будете менять в штате?
— Поживем – увидим. Сейчас надо садиться вместе с экономистом, главбухом и считать, считать, считать: целесообразность производства тех или иных программ, стоимость эфира и т.п. Может быть, все получится настолько красиво, что мы попросим у Москвы не просто изменения штатного расписания, а увеличения его в два раза.
— Вы упомянули о необходимости продюсеров в новостных бригадах. Уточните, пожалуйста, почему это так важно.
— Продюсер – это человек, который занимается глобальным поиском тем и отслеживанием всего информационного пространства региона. Его может никто в лицо не знать, но по телефону должны узнавать сотрудники всех пресс-служб, руководители всех уровней власти. Это – специалист, который, сидя на телефоне и глядя в экран компьютера, должен знать всю подноготную региона. Таких людей на ГТРК «Иртыш» не было, а их функции были распределены. Это плохо, и я планирую пригласить или найти из числа уже работающих сотрудников тех людей, которые могли бы заняться этой работой.
— А как вам удалось поднять рейтинг красноярской ГТРК в течение нескольких месяцев?
— Просто надо искать эксклюзив: если зритель знает, что он увидит материалы, которые он не увидит нигде, кроме как в «Вестях-Омск», то он «Вести-Омск» и предпочтет. Точно так же было и с программой «Вести-Красноярск»: пока работали, что называется, по пресс-релизам, цифры были маленькие. Когда люди задумались, что необходимо делать вещи, зрителю интересные, а плюс к тому абсолютно ему неизвестные, зритель пришел. В Красноярске, между прочим, ситуация была посложнее: там не четыре, как у вас, а восемь каналов делают новости.
— В стране есть регионы, где лидирует местная ГТРК?
— Конечно, в это число входит и Омск. Бывают, конечно, взлеты и падения, но в общем и целом ГТРК «Иртыш» преимущественно лидирует среди других компаний, хотя бы потому, что каналу далеко за пятьдесят и традиции далеко не все потеряны, и что-то новое приобретено, так что свой зритель есть всегда.
— Говорят, что предполагается в самое ближайшее время освободить Дом радио и его площади сдавать в аренду?
— Разумное решение, и мы сделаем это, как только решим все технологические проблемы с перевозом студий, техники и людей, но думаю, что это произойдет в первой половине 2009 года. Содержание двух тысяч кв. метров площадей Дома радио влетает в копеечку. И все это, как вы понимаете, входит в конечную стоимость продукта.
— А что будет с радио, которое сохранило в ГТРК «Иртыш» еще советский формат?
— Я надеюсь, и с радио все будет нормально, но жаль, что в Омске нет свободных FM-частот, потому что сейчас ВГТРК предлагает два интересных продукта, и если бы можно было выйти на FM-частоте, например, с радиостанцией «Вести-FM» или «Маяк-FM», конечно, это бы здорово помогло развитию информационной журналистики.
Биография
Денис Вениаминович родился 10 августа 1975 года в городе Самаре (Куйбышев) в семье журналистов-телевизионщиков. После окончания средней школы поступил в 1993 году на отделение журналистики филфака Самарского государственного педуниверситета. Параллельно приступил к работе в качестве редактора областного радио, а также ведущего утреннего информационного канала «Репортер». Работал также на радиостанциях «Европа-Плюс», «Ностальжи». В 1998 году стал ведущим ТВ-программы «Новости губернии» ГТРК «Самара», после чего переехал в Москву и в феврале 1999 года был приглашен в программу «Вести-Россия», где работал ТВ-редактором, старшим редактором новостей, а с мая по конец 2000 года — корреспондентом криминальной тематики. В течение 2001-2002 годов — собкор «Вестей-Россия» в Израиле и корреспондент в Чеченской Республике. В 2002 году получил предложение стать ведущим программы «Вести-Дежурная часть», где отработал в течение двух лет, а затем — в программе «Вести-Москва». С января по август 2005 года — ведущий программы «Вести-Северный Кавказ» (Ростов) в ЮФО. В сентябре 2005 года по семейным обстоятельствам вернулся в Самару, где в течение двух лет отработал шеф-редактором и ведущим программы «Вести-Самара». Получив предложение от руководства Регионального департамента ВГТРК «Россия», в сентябре 2007 года вернулся на должность главного специалиста Управления целевых программ департамента. В апреле 2008 года был назначен заместителем директора ГТРК «Красноярск». В сентябре 2008 года вернулся в Москву на прежнюю должность. 1 января 2009 года назначен директором филиала ФГУП ВГТРК «Россия» ГТРК «Иртыш». Контракт подписан сроком на один год. Не женат.
Сергей КОНСТАНТИНОВ