Омск все еще ждет 3G

Дата публикации: 14 января 2009

«МегаФон» набирает темп

Далеко не все работающие в Омске сотовые операторы добровольно раскрывают свои абонентские базы для СМИ, поэтому при анализе ситуации на рынке приходится пользоваться данными независимых аналитиков. По данным, например, аналитика международного агентства AC&M Consulting Антона ПОГРЕБИНСКОГО, уровень проникновения сотовой связи к 1 октября 2008 года вырос в Омской области до 109% (в октябре 2007 года было 104%), общее количество SIM-карт составляет уже 2,3 млн штук, но при этом охват сотовой связью в нашем регионе все еще остается ниже, чем в среднем по России.

Доли операторов на омском рынке осенью 2008 года выглядели так: «Теле2 Омск» — 45% (порядка 1 045 тысяч абонентов), МТС — 32% (736 тысяч абонентов), «Билайн» — 19% (437 тысяч абонентов), «МегаФон» — 4% (92 тысячи абонентов), «Скайлинк» — 0,2% (около 5 тысяч абонентов). Рыночные доли с октября 2007 года, по данным Антона ПОГРЕБИНСКОГО, выросли на 4% у «Теле2 Омск» (локальный оператор шведского происхождения удерживал в 2007 году 41% омского рынка) и на 2% у «МегаФона» (в 2007 году у оператора было всего 2% рынка). А потери абонентской базы аналитик AC&M Consulting фиксирует у МТС и «Билайна». МТС, по его данным, за год потеряли 3% омского рынка, а «Билайн» — 2% (в конце 2007 года рыночная доля этого оператора составляла 21%).

Несколько иные данные предоставило «КВ» международное консалтинговое агентство J'son & Partners (но суть от этого практически не меняется — лидеры и аутсайдеры остаются те же). По данным аналитика Ольги ХАРЛАМОВОЙ, в начале ноября 2008 года общая абонентская база Омской области составляла 2,5 млн абонентов. Прирост за 11 месяцев 2008 года — 13,6%, а уровень проникновения сотовой связи в области — 124% (практически, как в среднем по России). Рыночная доля «МегаФона» в Омске увеличилась за 10 месяцев с 2% до 5,6% (140 тысяч абонентов). У «Теле2 Омск» рост зафиксирован на 1,7% — до 45,2% (1 130 тысяч абонентов), у «Скайлинка» — на 0,1% (до 0,2%). МТС и «ВымпелКом», по данным Ольги ХАРЛАМОВОЙ, потеряли 0,8% и 4,5% рынка и в ноябре имели рыночные доли в 31,3% (780 тысяч абонентов) и в 17,7% (442 тысячи абонентов) соответственно. Такое значительное изменение доли «ВымпелКома» на омском рынке аналитик J'son & Partners связывает с переходом оператора на новую политику учета своих абонентов, в связи с чем в январе 2008 года база «ВымпелКома» существенно похудела.

Обещанное замедление темпов роста сотового рынка в 2008 году, как нетрудно заметить, хоть и произошло, но стало слишком пугающим. Тяжелое дыхание кризиса накрыло сотовых операторов с запозданием и затронуло пока лишь один сегмент — корпоративный. А на массовом рынке у отстающих операторов все еще имеется потенциал для увеличения своей абонентской базы, что прекрасно продемонстрировал в этом году «МегаФон». Несмотря на очень жесткую конкуренцию на омском рынке, смена регионального руководителя и агрессивный маркетинг все же дали свои плоды. С лета рыночная доля «МегаФона» стала расти и к концу года увеличилась почти в три раза. В ноябре Виталий МОЛОТКОВ объявил о том, что количество омских абонентов компании уже перевалило за 100 000, а в последних числах декабря пресс-секретарь Омского отделения «МегаФона» Евгений ГОНШТЕЙН сообщил «КВ», что абонентская база уже вплотную приблизилась к отметке в 150 000.

Интеграция в стиле «Билайн»

Наиболее ярко перспективную тенденцию на телекоммуникационном рынке в 2008 году продемонстрировало, без всякого сомнения, ОАО «ВымпелКом». Разговоры и договоренности о покупке оператором сотовой связи контрольного пакета акций телекоммуникационного холдинга «ГолденТелеком» шли уже давно, а в начале уходящего года сделка все же состоялась. Причем «ВымпелКом» и «ГолденТелеком» сливались по согласию и даже вполне мирно договорились работать под единым брендом «Билайн», что, по мнению аналитиков, поможет укрепить сотовый брэнд весьма значительно. Правда, весь год объединенная компания занималась решением организационным проблем и техническими вопросами, поэтому основное влияние этого события на омский рынок будет ощущаться только в 2009 году.

Изменит ли интегрированный оператор «Билайн» ситуацию на омском рынке телекоммуникационных услуг и не помешает ли его планам кризис — мы увидим уже скоро. Пока же Сергей МУРАТОВ обещает, что будет использовать ресурсы объединенной компании по полной программе. В Омске «Билайн» намерен предоставлять полный спектр услуг в формате телекоммуникационного супермаркета: мобильную и фиксированную связь, широкополосный доступ в Интернет (мобильный и проводной), кабельное и IP-телевидение. А первых абонентов к оптико-волоконной сети оператор намерен подключить уже в первом квартале 2009 года.

Впрочем интеграционные процессы в среде операторов мобильной связи, старт которым дал «Билайн», подхватывают и остальные компании «большой тройки». МТС и «МегаФон» тоже присматриваются к прилегающим телекоммуникационным территориям. МТС осенью подписали соглашение о стратегическом партнерстве с международным оператором связи Vodafon, что открывает, как уверяют в компании, новые возможности. Какие именно преимущества, кроме новых тарифов и международного роуминга, получат омские абоненты МТС — пока не совсем ясно. Но пресс-секретарь ОАО «МТС» Ирина ОСАДЧАЯ уверена, что приятные новости для омичей в 2009 году будут обязательно.

Судя по всему, путем интеграции должна решиться судьба самого маленького омского оператора – «Скайлинк». 50% акций этого оператора, который работает в интересном, но маловостребованном рынком стандарте связи CDMA, уже пять лет принадлежит АФК «Система» (материнской компании МТС), и телекоммуникационный холдинг, как говорят, присматривается к оставшимся 50% акций. Впрочем многие аналитики предполагают, что эту сделку рынок просто не заметит, поскольку «Система» скорей всего присматривается к «Скайлинку» по каким-то нерыночным соображениям и развивать его не намерена. Есть, кстати, мнение, что «Система» хочет посредством поглощения нейтрализовать возможного конкурента для МТС («Скайлинк», как известно, в 2007 году получил лицензии GSM на 45 регионов и планировал тоже строить сети самого распространенного стандарта мобильной связи). В любом случае все эти планы – дело будущего. Сегодня компания «Скайлинк» остается в нише мобильного Интернета, а ее рыночная доля не выходит за пределы арифметической погрешности.

Трубы горят

В уходящем году сотовые операторы пытались не только поглощать мелких операторов и консолидироваться с компаниями из других сегментов телекоммуникационного рынка, но и активно влияли на рынок розничной торговли мобильными телефонами. Значительным и самым успешным событием из этого ряда стало осеннее приобретение «ВымпелКомом» 49,9% акций самого крупного сотового ритейлера — компании «Евросеть», созданной Евгением ЧИЧВАРКИНЫМ (в Омске в настоящий момент работает порядка 50 салонов «Евросети»).

В конце октября стало известно о том, что примером «ВымпелКома» вдохновился и «МегаФон». Совет директоров компании одобрил заключение опциона, предусматривающего приобретение миноритарной доли в сети Dixis (по количеству салонов входит в пятерку крупнейших российских сотовых ритейлеров, имеет более 700 собственных магазинов и более 400 магазинов франчайзинговых партнеров). По слухам, которые почти мгновенно распространились по рынку, «МегаФон» получает долю в сотовом ритейлере практически бесплатно, поскольку взамен обещает принять на себя значительную часть немалых долговых обязательств Dixis.

Удачной попыткой влияния на сотовую розницу стала договоренность «большой тройки» с компанией Apple о том, чтобы официальные продажи в России культового смартфона iPhone шли под контролем сотовых операторов, как это принято во всем мире. Есть разные мнения по поводу того, оправдают ли надежды «большой тройки» объемы продаж iPhone в России, но суть-то не в объемах. Если операторы и дальше пойдут по этому пути и начнут договариваться об эксклюзивных поставках в Россию телефонов c остальными вендорами, то сотовой рознице придется не сладко.

Впрочем, сотовой рознице, придавленной кризисом, и сегодня уже не сладко. Сотовому ритейлу (в отличие от продуктового) государство уж точно помогать не станет. И если даже ЧИЧВАРКИН запаниковал, когда объемы продаж в «Евросети» упали за несколько месяцев на 40%, то вполне возможно, что у сотового ритейла вообще остается сегодня только один вариант спасения – вхождение в структуры сотовых операторов. Сотовый ритейл был рожден кризисом 1998 года, так почему бы кризису 2008 года не стать его могильщиком?

Недождавшиеся 3G

Стандарт 3G (IMT-2000/UMTS) — это, напомним, высокие скорости передачи данных, благодаря которым пользователи смогут не только разговаривать с собеседником по мобильному терминалу, но и увидеть его на экране. Еще абоненты сотовой связи с вводом сетей третьего поколения получат широкополосный доступ в Интернет и различныеинтерактивные сервисы, основанные на технологиях высокоскоростной передачи данных. А самим операторам стандарт 3G позволит не только увеличить выручку за счет новых услуг, но и даст возможность увеличить емкость сети, что повысит и качество передачи голосового трафика (по мнению аналитиков компании PMR Consulting, к 2012 году приток капитала для обеспечения 3G-сервисов составит не менее 20% от общей выручки российских операторов).

Результаты конкурса на оказание услуг сотовой связи третьего поколения Министерство информационных технологий и связи РФ объявило 20 апреля 2007 года (получение лицензий стало, по версии «КВ», одним из самых важных событий сотового рынка в 2007 году). МТС и «МегаФон» обещали инвестировать в построение сетей 3G по всей стране до млрд в ближайшие три года, но сколько они потратили в итоге — пока неясно. В Омске во всяком случае к коммерческой эксплуатации готова пока только сеть «Билайна». Весь 2008 год Омский филиал ОАО «ВымпелКом» регулярно рассказывал обо всех этапах построения сети, а в сентябре даже продемонстрировал журналистам видеозвонок в тестовом режиме.

По словам директора филиала Сергея МУРАТОВА, разрешение на коммерческую эксплуатацию 3G было получено еще 8 декабря, поэтому в ближайшие два-три месяца компания уже точно начнет предоставлять новые услуги на базе сети третьего поколения. Но какого-либо значительного изменения в жизни омичей из-за ввода 3G, увы, ожидать пока не приходится. Два остальных оператора «большой тройки» в Омске особой активности в этом направлении не проявляют. По условиям аукциона услуги 3G должны были стать доступными для абонентов всех трех компаний во всех регионах присутствия не позже чем через два года с момента получения лицензии. Двухлетний срок заканчивается уже в апреле 2009 года, но по планам МТС и «МегаФона» ясности все еще нет.

В числе 14 городов, которые МТС планировали и практически покрыли своей сетью в 2008 году, Омска нет. В планах 2009 года, по словам пресс-секретаря ОАО «МТС» Ирины ОСАДЧЕЙ, запуск сети 3G еще в 30 городах России. Среди этих городов Омск уже есть. Но более конкретные сроки в компании назвать пока затрудняются. В «МегаФоне» ситуация аналогичная. В пилотных территориях Омск не фигурирует. Как уверяет директор Омского отделения компании «МегаФон» Виталий МОЛОТКОВ, у него уже все готово к установке оборудования. Но на этой стадии «Билайн» находился еще год назад и длительное время решал вопрос с военными по освобождению частот. Не факт, что проблемы с военными «МегаФон» урегулирует быстрей, чем «Билайн». К тому же «МегаФон» не запустился даже в опорном для него городе Сибирского региона — в Новосибирске. А ожидать 3G в Омске до новосибирской «премьеры» было бы, мягко говоря, наивно.


Сергей МУРАТОВ,
директор Омского филиала ОАО «ВымпелКом»:
«8 декабря, первыми в Омске, мы получили разрешение на коммерческую эксплуатацию сети 3G»

— Возможно, покажусь кому-то несколько нескромным, но, на мой взгляд, два из трех событий, которые произошли в нашей компании в уходящем году, являются ключевыми и для телекоммуникационной отрасли в целом. На первое место я бы безусловно поставил объединение компаний «ВымпелКом» и «Голден Телеком» под брендом «Билайн». Уже в первом квартале следующего года мы сможем, используя ресурсы объединенной компании, предоставлять омичам полный спектр телекоммуникационных услуг — местная, междугородняя и международная связь, мобильный и проводной Интернет, FMC и т. д. Необходимый задел для этого у нас есть уже сегодня. Второе событие, которое я хотел бы отметить, — это приобретение 49,9% акций «Евросети». В условиях насыщенного рынка сотовая розница становится очень важным инструментом приобретения новых абонентов и удержания имеющихся. В этом плане контроль над крупнейшей сетью салонов связи в СНГ, бесспорно, дает определенные преимущества. Этот факт подтверждают и те тенденции, которые в последнее время наметились в сегменте сотовой розницы в целом. И третье событие, которое я бы также включил в число главных событий этого года, — это завершение строительства сети 3G в Омске. Еще полтора года назад я обещал читателям «КВ», что сделаю все для того, чтобы «Билайн» стал первым в Омске оператором третьего поколения. В сентябре мы завершили все работы по строительству первых 15 базовых станций, успешно прошли испытания Минобороны и 8 декабря, первыми в Омске, получили разрешение Россвязькомнадзора на коммерческую эксплуатацию этой сети. Так что уже в начале 2009 года нашим абонентам будет доступен высокоскоростной мобильный Интернет и многие другие возможности, которые дает связь третьего поколения.

Виталий МОЛОТКОВ,
директор Омского отделения компании «МегаФон»:
«Сложившаяся ситуация на рынке – не догма, потенциал для роста еще есть»

— Прошедший год, был непростым, так как, несомненно, изменил мою жизнь. Я не просто сменил место жительства, переехав из Абакана в Омск. Здесь – другой масштаб и огромное поле для деятельности. Мне интересны трудные задачи: решая их, раскрывается внутренний потенциал. Я вступил в должность директора Омского отделения компании «МегаФон» в августе, когда количество абонентов было чуть более 50 000 и доля регионального рынка «МегаФона» составляла всего 3%. Сегодня, благодаря нашим новым маркетинговым предложениям, разработанным специально для омичей, и усилиям всего коллектива омского отделения, и абонентская база, и наша доля присутствия на рынке увеличились больше чем вдвое. Наверно мало кто верил, что за столь короткий срок это станет возможным, но свершившийся факт говорит о том, что ранее сложившаяся ситуация на рынке – не догма. При проникновении сотовой связи в Омском регионе более 100% еще есть и потенциал для роста, и есть возможности для увеличения присутствия «МегаФона» в регионе. Что касается планов на 2009 год, то, несомненно, наши приоритетные планы – присутствие сети «МегаФона» во всех районах области, завершение подготовки к запуску сети стандарта 3G в тестовом режиме и, конечно, дальнейший рост числа наших абонентов как жителей Омска, так и жителей Омской области!

Дина ЗОТОВА,
коммерческий директор компании «Теле2 Омск»:
«В уходящем году компания отметила пятилетие выхода на омский рынок сотовой связи»

— Окончательные итоги уходящего года мы по традиции будем подводить чуть позже, но если судить по предварительным итогам, то 2008 год был для компании «Теле2 Омск» весьма успешным. В уходящем году наша компания отметила пятилетие своего выхода на омский рынок сотовой связи, открыла еще 98 центров обслуживания в Омске и Омской области, включая новый основной центр продаж и обслуживания. На сегодняшний день наши абоненты имеют возможность подключиться более чем в 1000 точек продаж и оплатить услуги в 3 500 точках приема платежей. Уже который год компания остается лидером на омском рынке сотовой связи, и 2008 год не стал исключением. У «Теле2 Омск», по оценкам независимых аналитиков, не только самое большое количество абонентов в регионе, но при этом, что радует, нашу связь продолжают выбирать новые абоненты. В уходящем году мы запустили два новых тарифа с привлекательными условиями, бонусную программу и проект по продаже комплектов подключений и карт оплаты в почтовых отделениях, что позволило обеспечить сотовой связью даже самые отдаленные населенные пункты Омской области.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/01/1/omsk_vse_eshche_zhdet_3g_