В 2008 году...

Дата публикации: 14 января 2009

В ход были пущены уже известные приемы с повторным голосованием («когда получили 19 голосов, а очень хотелось 20, поэтому голосовали еще раз») и обвинением оппозиционеров в популизме. Ряд депутатов, в частности Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ, Юрий ФЕДОТОВ, Евгений АРОНОВ и Сергей ДРОЗДОВ, предлагали вычеркнуть из инвестиционной программы все дорогостоящие проекты типа строительства крытых катков и Иртышской набережной и направить эти деньги на ремонт жилых домов, школ и детских садов. В течение года администрация шесть раз увеличивала бюджет, рассчитывая на будущие, как выяснилось, виртуальные доходы от продажи земли и недвижимости, отчисления на инвестиционные проекты росли, пока, наконец, не грянул финансовый кризис. Строители перестали покупать землю и платить за ее аренду, и 24 декабря, не досчитавшись в городской казне 2 млрд, администрация вынуждена была предложить депутатам то самое решение, о котором они твердили еще в начале года. Инвестиционную программу урезали на 838 млн рублей, оставив без финансирования уже начатые подрядчиками катки и набережные, размораживать которые теперь придется, видимо, только в следующем году.
На пустом месте был раздут скандал с налоговыми льготами для газозаправочных станций. Вице-мэр Евгений ФРЕЗОРГЕР пытался провести льготу для газовщиков по «вмененке», которая выросла для АГЗС с начала 2008 года в разы, а депутат Владимир ГЕРЧИК всеми силами этой льготе противился. В итоге дело дошло до публичного выяснения отношений между вице-мэром и депутатом, после чего Владимир ГЕРЧИК подготовил обращение с требованием отставки буйного чиновника. Однако конфликт удалось быстро погасить, а льготу сократить в два раза. Закончилось все банально: Федерация приняла поправки в Налоговый кодекс, согласно которым АГЗС освобождаются от уплаты ЕНВД.

Самое дорогое решение горсовета

Если не считать бюджета, самым дорогим решением горсовета сами депутаты считают программу «Электронный Омск». «Вопрос даже не в абсолютной цифре заложенных средств, а в низкой эффективности столь высоких затрат», — пояснил «КВ» депутат Сергей ТЕРЛЕЕВ. Главный идеолог программы – управляющий делами администрации Сергей АНОШКИН сделал все для того, чтобы проект стоимостью 842 млн рублей (до сих пор такие деньги закладывались только на программы образования и здравоохранения) был принят в сжатые сроки практически без обсуждения. За то, как именно было «продавлено» это решение, оно вполне тянет на звание «лоббизм года». Депутатам в красках рассказывали о светлом электронном будущем Омска, однако понять, на что именно уйдут деньги и какой эффект это даст, никто не смог. По сути речь шла о закупке оборудования и строительстве мультисервисных сетей между окружными администрациями и муниципальными учреждениями. Муниципалитет тогда заключил соглашения о сотрудничестве с пятью операторами связи, среди которых выделялись «Омские кабельные сети» (ОКС), раскруткой и активной поддержкой которых в то время занималась городская администрация. «Электронный Омск» возник как раз в тот момент, когда стало известно о скором сворачивании проекта «Инфо-Центр». ОКС, владевшие 24%-м пакетом акций предприятия, после его ликвидации остались не у дел, а такая программа, как «Электронный Омск», гарантировала им безбедное бюджетное существование на протяжении почти трех лет. Финансовый кризис, впрочем, эти гарантии пошатнул. «Продавить» финансирование программы в департаменте финансов оказалось сложнее, чем убедить горсовет принять ее. В бюджете-2009 на «Электронный Омск» заложена символичная сумма (ее недофинансирование составляет почти 350 млн рублей).

Самое бессмысленное решение

Любопытно, что вариантов бессмысленных решений горсовета депутаты назвали намного больше, чем значимых или дорогих. Кто-то счел бессмысленным бурное обсуждение деятельности «Инфо-Центра» («собственник сменился и – привет!»), обращение в Заксобрание о введении штрафов за пребывание подростков ночью в развлекательных заведениях («достаточно статьи, запрещающей продажу несовершеннолетним спиртных напитков») или решение о проведении конкурса на сочинение гимна Омска. Однако самым бессмысленным, а по длительности и интенсивности обсуждения и самым скандальным было признано решение о поддержке добровольных народных дружин, в народе именуемых ДНД. Если попытаться подсчитать часы, убитые депутатами на дискуссии о правомочности работы дружинников, на красочные воспоминания о славном или, наоборот, порочном прошлом советских ДНД, на пафосные рассуждения о гражданской этике, то… посчитать эти часы не удастся, ибо история обсуждения этого документа берет начало в феврале 2008 года и заканчивается декабрем. Для сравнения: на обсуждение бюджета у депутатов уходит меньше двух месяцев. Инициатору проекта, спикеру горсовета Сергею АЛЕКСЕЕВУ понадобились месяцы на то, чтобы убедить депутатов принять формальной по сути документ, ни к чему не обязывающий бюджет и ничего не обещающий дружинникам. На последнем в 2008 году заседании горсовета его главный юрист Денис ГОЛУШКО пообещал депутатам вступить в ДНД, если они примут наконец этот документ. Видимо, это обещание ему придется сдержать.

Самое непопулярное решение

Вряд ли назовешь популярным решение горсовета о секвестировании бюджета 2008 года почти на 2 млрд рублей, принятое 24 декабря прошлого года. Город не получил ожидаемых доходов от продажи земли и недвижимости и в итоге урезал многие расходы капитального характера, в частности финансирование ремонта школ и больниц. Самыми непопулярными решениями горсовета, усугубившими и без того нелегкое положение строителей, можно считать инвестиционные программы ОмскВодоканала и МРСК Сибири. Принять эти программы депутаты были обязаны по закону, однако у них была возможность корректировать размер тарифов на техприсоединение. И если в случае с МРСК Сибири депутаты добились снижения платы за присоединение с 24,5 до 16,8 тысячи рублей за 1 кВт, то ОмскВодоканалу при поддержке администрации удалось провести свою программу с «нужными» суммами. В итоге плата за подключение к сетям ОВК с июня прошлого года выросла почти в 50 раз (?). В октябре крупнейшие строительные компании города — «Стройбетон», «ПИК – Западная Сибирь», «Алмазинвест» — обратились в горсовет с просьбой снизить плату за подключение. Депутаты согласились, что тарифы нужно опускать, а инвестпроекты монополистов – урезать, однако рабочая группа, на которой планировалось это сделать, так ни разу и не собралась. Председатель этой группы Александр ТАРАСОВ пояснил «КВ»: «Вы же понимаете, что есть неофициальные отношения. Все застройщики мне отзвонились и сказали, что вопрос решается положительно. Если вынесем это на рабочую группу, это может даже помешать». Однако «помешать», видимо, придется. В антикризисном плане областного правительства одной из главных мер поддержки застройщиков считается пересмотр инвестпрограмм монополистов и снижение тарифов. Любопытно, что МРСК Сибири в конце 2008 года представили в горсовет переработанный вариант своей программы, в которой плата за подключение не только не снижается, но, наоборот, возрастает.

Самое полезное решение

Практически все депутаты сошлись во мнении, что наиболее полезным для города решением были Правила землепользования и застройки. Это второй после генерального плана базовый документ, определяющий развитие города на многие годы вперед. Впрочем для документа такого масштаба сроки его принятия не могут не настораживать. При первом взгляде на Правила выяснилось, например, что разработчики забыли указать на карте зонирования города метромост и поселок Николаевка (он был приписан к промышленной зоне, где жилых домов быть не должно). По мере работы над документом число поправок в него только росло. К концу обсуждения сами разработчики предложили депутатам сразу 108 поправок, объяснив это тем, что «город развивается, объекты строятся и их нужно учитывать в Правилах». Однако все ли успели учесть за те пару месяцев, пока шлифовали документ, неизвестно. Поправки депутатов, кстати, за редким исключением в Правилах, так и не были учтены. Так же, как многочисленные обращения жителей.
Не менее значимым и, безусловно, полезным для города решением можно считать принятие бюджета на 2009 год в его первоначальном оптимистичном варианте (доходы бюджета составили 12,8 млрд рублей, расходы — 13,7 млрд). Администрация города не пошла по пути области, которая, как известно, в конце года серьезно секвестировала свой бюджет на 2009 год, сократив расходы сразу на 5,4 млрд.

Лоббизм года

Решение горсовета о приватизации шести муниципальных рынков сами депутаты называли скандальным и непопулярным. Однако после того, как стало известно, что на покупку рынков нацелена группа, аффилированная с вице-мэром Евгением ФРЕЗОРГЕРОМ, это решение признали достойным звания «лоббизм года». Первые три рынка – Советский, Первомайский и Центральный – администрация города предложила включить в программу приватизации в сентябре 2008 года. За них предполагалось выручить более 500 млн рублей. Однако продать удалось только Первомайский рынок с земельным участком за начальную цену в 131 млн рублей. Остальные рынки – Амурский, Кировский и Октябрьский – попали в программу приватизации на 2009 год, причем по более низкой цене (вся программа, куда вошло 28 (?) объектов включая рынки, составляет 300 млн рублей). Убеждая депутатов продать рынки, администрация ссылалась на 131-й ФЗ, согласно которому муниципалитет обязан избавиться от непрофильного имущества до 2010 года. Однако в этом законе нет четкого указания, какое именно имущество считается непрофильным. Мэрия отнесла к этой категории рынки, но почему-то оставила у себя гостиницу «Иртыш». Против приватизации рынков активно выступали работающие там предприниматели. Письмо о том, что администрация Омска оставляет без работы 7 тысяч предпринимателей, ушло даже президенту МЕДВЕДЕВУ. Повременить с приватизацией рынков предлагали некоторые депутаты, так, Владимир ГЕРЧИК, например, убеждал коллег отложить решение до более денежных времен, потому что в период кризиса рынки уйдут практически даром. Один из инициаторов продажи рынков, Евгений ФРЕЗОРГЕР заявлял, что договорится с будущими собственниками о том, чтобы те сохранили профиль объектов и оставили предпринимателей на местах. Если учесть, что вице-мэр является одним из этих «будущих собственников», «договориться» ему действительно будет нетрудно.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/01/1/v_2008_godu