Андрей ФЕДОРОВ, экс-президент ОООО «Омский союз автоперевозчиков»: «Мир движется гигантскими шагами, а мы до сих пор ездим на «газелях», словно живем в деревне»

Дата публикации: 21 января 2009

Уголовная ответственность за игру в догонялки

11 января 2009 года на спуске с моста им. 60-летия ВЛКСМ произошло серьезное ДТП с участием маршрутного такси «газель» и автомобиля «ВАЗ-21099». В результате столкновения водитель легковой машины скончался на месте происшествия, пассажиры маршрутного такси получили травмы. Следствие будет разбираться, кто прав, кто виноват. Вопрос в другом: как предотвратить такие ДТП с участием «газелей», перевозящих людей? Каждое утро мы можем наблюдать, как маршрутки играют в «тетрис», на высоких скоростях обгоняя друг друга. Совершенно типичная причина ДТП – несоблюдение очередности проезда. Каждое буднее утро вместо положенных 13 пассажиров в салон «газели» набивается до 25 человек. Все это — грубое нарушения правил безопасности не только дорожного движения, но и жизни пассажиров. Но почему-то реакция на данную ситуацию идет не совсем должным образом. Конечно, сотрудник ДПС иногда может увидеть, что салон переполнен. Он остановит газелиста и заставит его заплатить административный штраф. А если сотрудник ДПС не увидит этого, а «газель» где-нибудь на трассе ляжет на бок, что тогда? Статья 238 УК РФ совершенно четко трактует эту ситуацию: производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Игра в догонялки, да еще и при переполненном салоне, это же уголовная ответственность. Все водители маршрутных такси прекрасно знают, что так нельзя делать. Некоторые из них нарушают правила, боятся, что их поймают, но все равно нарушают. На мой взгляд, здесь должен присутствовать весь объем юридической ответственности, а не только административные наказания.

ОСА информирует
ОООО «Омский союз автоперевозчиков» (ОСА) в свое время разработало определенные программы и технологии, которые запатентованы и имеют разрешительную документацию. С их помощью мы всегда могли видеть реальную картину ДТП в городе с участием пассажирского автотранспорта и, в частности, «газелей». ОСА владел информацией о рецидивах водителей, степени тяжести аварий, причинах ДТП, количестве случаев ДТП у каждого предпринимателя, имеющего парк «газелей», количестве аварий по улицам. Цель такого скрупулезного подсчета – снижение количества ДТП путем принятия мер по устранению нарушений. Спасение хотя бы одного человека – это уже большой плюс. В 2004-2005 годах самым массовым видом ДТП было столкновение транспортных средств. Уже тогда увеличивался процент наездов на пешеходов. Основные причины ДТП – несоблюдение очередности проезда, неправильный выбор дистанции, нарушение правил перестроения. Сейчас наибольшее количество аварий также происходит по причине «агрессивной» манеры вождения – не выдерживается дистанция, не соблюдаются правила маневрирования, перестроения и предоставления преимущества.

«Утром водитель садится за руль, везет людей, а у самого давление зашкаливает»

Медицинский контроль водителей проводится раз в три года, не считая ежедневного осмотра перед выходом на линию. Справки для водителей маршруток – это довольно серьезный вопрос. Если попросить у них показать медицинскую справку, то максимум
40% водителей предоставят данный документ. Ежедневный медосмотр также серьезная проблема. Многие автолюбители, забирая свою машину со стоянки, замечают здесь же стоящие «газели», которые работают на маршруте. Естественно, ни о каком утреннем медконтроле не может быть и речи. Водитель заберет свою «газель» со стоянки и поедет в рейс. Хорошо, если человек ответственный и вечером он не употреблял алкогольные напитки. А если в этот вечер был праздник? Утром водитель садится за руль, везет людей, а у самого давление зашкаливает. И о какой безопасности на дорогах можно вести речь? Еще один неразрешенный момент: до какого возраста можно возить людей? В принципе ограничения по возрасту как такового нет. Если медицинское освидетельствование показывает, что человек годен, тогда ездить можно. С другой стороны, возникает вопрос к работодателю: вы уверены, что престарелому водителю можно доверить жизнь людей?

«Газель» как парадокс сегодняшнего времени

Помимо того что «газель» — это довольно опасный вид транспорта, она не выполняет функции перевозчика, которые сегодня необходимы городу. Омску нужен другой вид транспорта — автобусы большей вместимости, которые такие же маневренные, как «газели», но с лучшими технологическими способностями. «Газель» – парадокс сегодняшнего времени. Мы живем позавчерашним днем. Этот вид транспорта нужно было заменить еще в 2005-2007 годах.
Всем необходимо уйти от маркера, что маршрутки это только «газель». Помимо «газели» есть другие модели транспорта, которые более приспособлены к данному виду деятельности. Почему омичи должны ездить на старых советских лохматых машинах? Почему они не могут ездить на нормальных комфортных иномарках, производимых, кстати, в России? Люди отдают свои заработанные 11 рублей за то, чтобы удобно и безопасно доехать до нужного места. После поездки пассажир должен остаться довольным услугой водителя. Довольны ли омичи услугами водителей «Газелей», которые курят в салоне и берут «дополнительных» пассажиров, с трудом влезающих в маршрутку? Думаю, что нет. Нужно срочно начинать что-то делать, чтобы исправить эту ситуацию.



Стихийные остановки создают проблемы на дорогах

Большая часть заторов и пробок на дорогах связана с неправильным выбором мест для остановок. Очень сильно мешают движению маршрутки, которые высаживают пассажиров на перекрестках крупных улиц. Они попросту перекрывают перекресток своим «хвостом». Создают проблемы и стихийные конечные остановки маршрутных такси. Пример: на конечной «Стрельникова» по улице Заозерной на проезжей части вдоль бордюра стоят «газели». В 2005 году в ОСА обратился Совет ветеранов САО с просьбой повлиять на обстановку. Мы отметили, что данный участок проезжей части не предназначен для стоянки, так как здесь нет площадок для посадки и высадки пассажиров. А хаотичное передвижение пешеходов в данном месте негативно сказывается на аварийности и может стать причиной ДТП. К этому мы добавили, что беспокойство граждан вызывает экологическая и санитарная обстановка. Все свои замечания мы отправили в высшие инстанции. И каков результат? «Газели» как стояли, так и стоят. Чтобы разрешить эту проблему, в свое время была построена разворотная площадка, находящаяся чуть дальше от Стрельникова, за виадуком. Она сейчас засыпана снегом и не используется, потому что от властей мы не смогли получить нужную документацию на ее использование. Некоторые предприниматели не думают об удобствах и безопасности пассажиров, для них главное заработать, забрать рублик у людей любым путем. Повторю, это касается не всех предпринимателей, а только некоторых деятелей газельного рынка. Обидно, что департамент транспорта не контролирует в полном объеме ситуацию.



Водителям свойственно забывать правила

Как показывает практика, после получения прав в течение одного-трех лет водитель еще помнит ПДД и ездит осторожно. Дальше он уже мнит себя профессионалом, уверенно ведет себя на дороге и, как результат, количество ДТП с его участием увеличивается. Водителям, как и всем людям, свойственно забывать. В 2004 году ОСА совместно с Учебно-курсовым комбинатом уже проводил проверку знаний ПДД у газелистов. Тогда результаты были неутешительными: из 70 человек ни один не смог ответить на экзаменационный билет, не допустив менее трех ошибок. В качестве эксперимента проверку остаточных знаний без подготовки и предупреждения можно сделать и сегодня. И мы увидим реально объективную картину знаний ПДД водителями маршруток. Не многие предприниматели тратят деньги и время на повышение квалификации своих водителей. Проще и дешевле забыть об этой проблеме. А ведь за спиной каждого водителя находятся люди. Если департамент транспорта сегодня не организует работу в этом сегменте, никто это не сделает. Помимо этого департамент должен решить еще одну проблему, от которой напрямую зависит ситуация на дороге. У маршрутных такси наконец-то должен появиться реальный контроль за выполнением графика движения. Ведь общественный транспорт ездит по графику, чем «газели» лучше? Только так можно бороться с нездоровой конкуренцией, только тогда газелисты перестанут играть в догонялки.

Омск может превратиться в Газельск

Переход с «газелей» на автобусы большей вместимости без соответствующей организации труда результатов не даст. У предпринимателей должна быть нормальная производственная база, где будут находиться машины, где механики будут осматривать автомобили перед рейсом, где водители будут проходить медицинский осмотр. Без всего этого количество ДТП не уменьшится и бардак на дорогах будет продолжаться. Уважаемые предприниматели, вы уже более 10 лет трудитесь на этом рынке. Неуж-то не накопили денег на организацию нормального труда? Вы зарабатываете деньги, но забываете следить за техническим состоянием своих транспортных средств, забываете проводить повышение квалификации водителей. Если вы тогда этого не сделали, давайте делать сейчас. В противном случае мы так и будем для всей России городом Газельском. Необходимо равняться на некоторые другие регионы, где маршрутные такси – комфортабельные автобусы большей вместимости. Мир движется гигантскими шагами, а мы до сих пор ездим на «газелях», словно живем в деревне. На них только картошку можно возить. Это уже не тот вид транспорта, который нужен нашему Омску.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/01/2/392837