Сегодня далеко не все торговые предприятия сворачивают свой бизнес, увольняя сотрудников. Некоторые совсем наоборот – расширяются. Именно кризис подтолкнул владельцев супермаркета «Посудагород «Федорина радость» Вячеслава ВАСЮХИНА и Владимира НЕПОМНЯЩИХ (учредителей ООО «Класс») открыть на площади в 1000 кв. метров еще один магазин, который начнет работать уже в марте в городке Нефтяников. А позже они планируют открыть еще 5-6 небольших магазинов в разных районах города. На прошлой неделе обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ встретился с Вячеславом ВАСЮХИНЫМ и выяснил, как работает торговое предприятие, которому кризисы не помеха.
— Вячеслав Юрьевич, что для вас главное в антикризисном управлении?
— Проблема в том, что мелочей в антикризисном управлении просто нет. Как нет и предела совершенству. Чтобы бизнес работал успешно, нужно постоянно снижать издержки и увеличивать доходность. То есть постоянно анализировать затраты и доходы, принимая правильные решения. И так до бесконечности. Это и есть главная антикризисная стратегия. И эта стратегия была у нас внедрена в жизнь задолго до того, как все заговорили о кризисе. Если мы продаем реальные товары, не с ярмарки тщеславия, а те, которые реально качественные, недорогие и при этом нужны каждому человеку ежедневно, то и кризиса опасаться у нас нет причин.
— Неужели даже выручка в вашем магазине не снижалась?
— Снижалась. Спад по сравнению с предыдущим годом мы отмечали в октябре и ноябре. Если у нас за год продажи прирастали в среднем на 50%, то в эти два месяца были с понижением прироста до 10-20%. Но уже в декабре объем выручки опять вырос. И сейчас при уменьшении количества пробитых чеков рост выручки продолжается.
— Видимо, вам кто-то рассказал о будущих проблемах, поэтому вы к ним успели подготовиться…
— Нет, про кризис мы ничего знать не могли. Просто мы усиленно готовились к увеличению продаж. Мы много ездили летом прошлого года в Китай, потратили значительное количество сил, средств и времени на то, чтобы понять этот рынок, узнать его, понять, что и как в Китае производят. Мы искали в Китае качественные товары, реальных партнеров, которые могли бы обеспечить стабильные поставки, чтобы уйти от московских посредников и тем самым значительно снизить издержки. Если уж говорить о кризисе, то он начался для нас гораздо раньше, чем для других. Наш основной московский поставщик – компания «Безант», обещавшая нам большие скидки и сильную поддержку, в последний момент передумала. И когда мы открылись два с половиной года назад, то получили вместо оптовой такую цену, что даже в рознице рентабельность оказалась минимальной. Весь первый год мы с партнером – Владимиром НЕПОМНЯЩИХ – балансировали буквально на грани, а те крохи, что зарабатывали, вкладывали в развитие. Из заработанного не брали для себя ни копейки. И все время что-то улучшали. Тогда же мы уволили и всех «паразитов», которые не были частью коллектива, а преследовали свои личные цели. Таких людей, как это ни печально, оказалось довольно много – порядка семи из пятидесяти. Причем все уволенные были управленцами. Но и потом, когда поняли, что дела пошли уже лучше, все равно старались постоянно улучшать все бизнес-процессы.
— И когда наступил кризис…
— Оказалось, что мы гораздо устойчивее, чем конкуренты. Мы все время экономили. У нас уже были минимизированы издержки на обработке товара, а трудозатраты вообще сведены до такого минимума, который если и не близок к совершенству, то стремится к нему. За два года мы стали совершенно другой компанией. А наш коллектив – это уже не просто персонал, а команда суперпрофессионалов, которая готова решать любые задачи. Даже самые сложные. Мы и в кризис никого не уволили, никому не сократили зарплату. Наоборот, даже проиндексировали немножко.
— И даже в октябре, когда все вокруг говорили, что все плохо, вас не одолевали мрачные мысли?
— Ну, не совсем так. В октябре мы тоже задумывались. Притормозили прямые поставки из Китая, хотя к тому времени все было уже подготовлено. Мы некоторое время выждали. Посмотрели, как развивается ситуация с кризисом, проанализировали, еще немного поджались в издержках…
— Тогда вы и поняли, что кризис – это благо?
— Совершенно верно. Когда лопнули мыльные пузыри, для нас открылись новые возможности. С рынка стали уходить те, кто просто раздувал щеки и развивался за счет дешевых кредитов и необдуманной экспансии в регионы. Но, самое главное, мы осознали, что уже знаем этот рынок и готовы пойти дальше. То есть стали понимать, куда нам нужно двигаться и как именно.
— Мировой торговый опыт изучали или российский?
— Чужой опыт, конечно, важен. В свое время груда книг была прочитана. И экономике я учился, и управлению. Без чужого опыта не обойтись. Тем не менее торговля – это там, где торгуешь. Прежде всего нужно знать своих покупателей. А чтобы знать, нужно изучать их предпочтения. Мы всегда стремились понять, как происходит продажа, почему омские покупатели выбирают именно этот товар. И очень старались привозить товар, который был бы интересен. У нас нет лишних денег, чтобы покупать сверхсложные программные продукты для торгового анализа, которые стоит 600 тысяч евро и делают все. Мы все делаем головой. Учимся постоянно. Растем. А чтобы развивались и учились все работники, внедрили собственную структуру управления и собственную систему обучения. У нас нет, например, единоначалия в торговом зале. То есть нет главного администратора, а есть сменные дежурные администраторы. Каждый день торговым залом управляет новый человек. Чтобы не было привыкания, предвзятого отношения к персоналу торгового зала. У нас и трудовой вклад каждого работника оценивается с нескольких точек зрения. Не кто-то один принимает решение о трудовом вкладе каждого работника, а большое количество людей. Понятно, что не способом прямого голосования, как в колхозе, а с помощью некой системы баллов, которую мы сами и придумали.
— Многие стали в кризис экономить на рекламе. А вы?
— На рекламе мы не экономим. Но рекламы у нас всегда было ровно столько, сколько нужно. Много ее или мало – я не знаю. Мы оцениваем рекламу по эффективности. На мой взгляд, наша реклама эффективна.
— Торговля «просела», когда иссякли недорогие кредиты. А вы что, не кредитовались вообще?
— Кредитовались. Мы и сейчас кредитуемся в Омскбанке и в ОТП-Банке – профессиональных и порядочных, на наш взгляд. Но мы не перекредитованы. Жизнь научила с заемными деньгами обращаться осторожно и лишнего не брать. А зачем лишние деньги? Это бессмыслица. За них же платить нужно.
— Когда вы с партнером приняли решение открыть еще один супермаркет?
— Перед Новым годом. Нас к этому активно подталкивал и конфликт с нашим арендодателем – ЗАО «Русь». Мы поняли, что такой жесткой зависимости от прихотей одного конкретного человека, в данном случае директора этого предприятия АФАНАСЬЕВА, быть не должно. Мы не хотим углубляться в войну, нам она не нужна. Мы хотим работать, делать наш бизнес, поэтому нам необходимы новые магазины.
— Почему открываете второй магазин именно в городке Нефтяников? В торговом центре «Кристалл» появились свободные площади?
— Во-первых, городок Нефтяников – это обособленный район. Так сложилось исторически. И мы считаем, что именно там не хватает большого магазина посуды и товаров для дома. Во-вторых, площади действительно освобождаются. Федеральный оператор сворачивается, и мы этим обстоятельством воспользовались — заняли освободившееся место. А у другого федерального оператора, который тоже уходит из Омска, мы приобрели торговое оборудование в десять раз дешевле, чем оно могло бы стоить.
— Новый магазин тоже в формате сash&сarry?
— Нет, формат сash&сarry себя не оправдал. Хозяйственные товары и посуда становятся все более технологичными, и покупатели порой не могут определиться с выбором, не получив консультацию у продавца. А сash&сarry предполагает полное самообслуживание.
— А что будет с магазином на Енисейской? Чем вообще завершился конфликт с ЗАО «Русь»? Если не ошибаюсь, Николай АФАНАСЬЕВ пытался расторгнуть долгосрочный договор аренды?
— Конфликт пока не завершился, но, я надеюсь, завершится уже скоро. А наш магазин на Енисейской работает и будет работать дальше. Договор аренды между нашим предприятием и ЗАО «Русь» заканчивается в 2016 году, и до этого времени мы не намерены эту территорию покидать. В оборудование, в реконструкцию совершенно неприспособленного для торговли помещения и в благоустройство прилегающей территории мы вложили 14 млн рублей. Это было два с половиной года назад. С какой такой радости мы должны попрощаться с этими деньгами. И только потому, что АФАНАСЬЕВУ пришла в голову идея строительства какого-то торгового центра. У нас есть договор, мы свои обязательства исполняем. В арбитражном суде АФАНАСЬЕВ не смог оспорить этот договор. И в апелляции ЗАО «Русь» тоже проиграло. Теперь он ждет рассмотрения кассационной жалобы в Тюмени, но я совершенно уверен в том, что мы правы.
— Была информация, что вам какие-то ультиматумы ставили. Мол, до 1 января освободить помещение категорически…
— За последнее время много чего было. Нам перекрывали дорогу к магазину, чтобы мы не смогли подвозить товар, разрушали рекламную конструкцию на фасаде магазина, требовали увеличения арендной ставки в четыре раза, а в середине декабря вообще отключили электроэнергию. И не включили до сих пор. Мы вынуждены все это время пользоваться дизель-генератором.
— Но сейчас-то война позади?
— Открытых действий со стороны АФАНАСЬЕВА сегодня действительно нет. Но чтобы его остановить, нам пришлось сходить на личный прием к начальнику УВД по Омской области Виктору КАМЕРЦЕЛЮ. А что еще оставалось делать, если окружное УВД на действия АФАНАСЬЕВА никак не реагировало? После вмешательства КАМЕРЦЕЛЯ была создана следственная группа, и сейчас идет проверка на предмет возбуждения уголовного дела. Кроме того, в арбитражном суде рассматривается наш иск о понуждении ЗАО «Русь» к подключению электроэнергии. Убыток, по нашим расчетам, составил 4 млн рублей. Эту сумму мы намерены взыскать с ЗАО «Русь» в судебном порядке.
— И что дальше?
— Дальше мы будем работать еще лучше. Кроме магазина в городке Нефтяников планируем открыть еще пять-шесть магазинов в разных районах города. Правда, уже меньшей площади – по 200-300 метров. Мы придумали для таких магазинов особую выкладку, чтобы можно было разместить на небольшой площади максимально широкий ассортимент.
— Сроки открытия этих магазинов вы себе не ставите?
— Нет, не ставим. Все будет зависеть от наличия места. Как только найдем подходящие нам площади, будем их брать в аренду и открываться. Мы хотим быть там, где удобно покупателю.
— Говорят, в кризис легче искать торговые площади…
— Это не совсем так. Площади действительно есть. Но пока многие арендодатели уверены, что проскочат через кризис без потерь, поэтому не хотят снижать арендные ставки. При этом многие до сих пор с трудом понимают, что именно нужно торговле. Но уже к лету, я думаю, свободных торговых площадей станет много. Очень много. И очень многие торговые центры, считающие себя великими, тоже померкнут.