Павел ЛУКЬЯНОВ, заместитель директора по экономике и финансам Омскэнерго « Новый принцип тарифообразования по методике RAB станет, я считаю, настоящим прорывом...»

Дата публикации: 18 февраля 2009

— Павел Геннадьевич, из чего, собственно, складывается тариф на электроэнергию?
— К сожалению, психология людей меняется медленно, и когда среди потребителей возникает разговор о тарифах, то зачастую подразумеваются тарифы Омскэнерго. Напомню про реформу электроэнергетики и разделение единых энергокомпаний на предприятия по видам бизнеса – генерация (производство), транспортировка и сбыт электрической энергии. Соответственно, в тарифе для конечного потребителя три составляющие: плата за электрическую энергию как таковую — она вырабатывается омскими ТЭЦ или приобретается на оптовом рынке, плата за транспортировку электрической энергии, а также сбытовая надбавка. Тарифы Омскэнерго — это лишь одна часть тарифа: плата за транспортировку. Причем наша часть далеко не самая главная. В общем тарифе наша доля не превышает на сегодняшний день 31%. Что касается составляющих нашего тарифа, то они прозрачны так как мы являемся предприятием, которое регулируется государством в лице Региональной энергетической комиссии Омской области и Федеральной службы по тарифам — ФСТ. Тариф любой сетевой компании состоит в первую очередь из затрат, связанных непосредственно с обеспечением транспортировки электрической энергии. Кроме затрат в тариф Омскэнерго входит инвестиционная составляющая.
— Но затраты ваши растут?
— Если не брать в расчет инвестиционную составляющую, которая впервые появилась в тарифе в 2008 году, наши затраты прирастали довольно небольшими темпами. В 2006 году, например, прирост операционного тарифа, то есть без учета инвестиций, был вообще отрицательным. Мы снизили свои операционные издержки на 12%. В 2007 году рост операционного тарифа зафиксирован на уровне 9%, 2008 год — на уровне 4,5%, в 2009-м году приросли на 9 %. Согласитесь, это существенно ниже, чем инфляция, ведь только за январь она составила 2,4%. Однако существенно за это время прирастали затраты на услуги Федеральной сетевой компании, которая финансирует за счет этих платежей собственную инвестиционную программу для модернизации федеральных сетей, а также оплата потерь электроэнергии на оптовом рынке. Но это уже федеральные факторы, они определяются Правительством и ФСТ России, и мы на них повлиять не можем.
— Именно из-за этой инвестиционной составляющей, насколько помнится, и было много споров…
— Хотелось бы напомнить, что между развитием региона и наполнением тарифа инвестиционной составляющей есть очень четкая взаимосвязь. Развиваются те, кто инвестирует. В Сибири и на Дальнем Востоке вообще очень немногие сетевые компании имеют в тарифе инвестсоставляющую, поэтому ее наличие в тарифе Омскэнерго уже можно считать большим достижением. В 2008 году нами были освоены немалые инвестиционные средства — с учетом налога на прибыль 372 млн рублей. В этом году должны освоить 579 млн рублей. Средства будут направлены на реализацию проекта по строительству подстанции 110/10 кВ «Прибрежная». Думаю, что с учетом поддержки Инвестиционного фонда РФ, который выделяет на «Прибрежную» более 400 млн рублей, и средств областного бюджета в объеме более 260 млн рублей мы введем подстанцию уже в этом году.
— Какие перспективы вообще в тарифной политике Омскэнерго?
— Перспектива во внедрении системы тарифного регулирования по методике RAB. В переводе с английского эта аббревиатура означает: «система возврата на вложенный капитал». То есть когда государство перейдет на новую систему тарифообразования, то у всех, кто инвестирует средства в энергетическую отрасль, появятся государственные гарантии возврата этих средств через тарифную выручку, причем с определенной прибылью и в четко определенные сроки. И прибыль тоже будет гарантироваться и контролироваться государством. Новый принцип тарифообразования станет, я считаю, настоящим прорывом. От этого выиграют все: и сетевые компании, и инвесторы, и потребители. Существующая система тарифного регулирования, которая отталкивается от затрат, не позволяет, к сожалению, гарантировать инвесторам ничего. Не дает и возможности для формирования долгосрочных инвестиционных стратегий. Тариф сейчас утверждается на год, и каким он будет через год –непонятно.
— Ну, плюсы для инвесторов есть. А в чем же плюсы для потребителей?
— Этих плюсов для потребителей на самом деле много. Начнем с того, что если инвесторы будут охотно вкладывать свои деньги в энергетику, в том числе в сетевую инфраструктуру региона, то ее развитие будет проходить более интенсивно и со временем у нас в регионе исчезнет как таковая проблема с дефицитом мощности и с невозможностью присоединения новой нагрузки к сетям. А самое главное, что за счет перераспределения инвестиционной нагрузки от потребителей к инвесторам снизится и тарифная нагрузка на омских потребителей. Такая методика используется сегодня в 20 странах с развитой экономикой. В том числе в Великобритании, Германии, США. И она, можно сказать, уже доказала свою эффективность.
— Когда ждать тарифов, рассчитанных по методике RAB?
— По сути, RAB уже внедряется. Тарифы пяти сетевых компаний рассчитываются в настоящее время по этой методике. Остальные регионы правительство планирует перевести на методику RAB с 1 января 2010 года. Вполне возможно, часть компаний будет переведена на новую методику тарифообразования уже в середине текущего года, естественно, без изменения тарифа, но постановления правительства по этому поводу еще нет.
— А Омскэнерго уже готово?
— В принципе да. У нас уже согласованы параметры оценки основных производственных фондов, график перехода на RAB подписан председателем РЭК Омской области. Поэтому совместно с региональным регулятором к 1 мая мы должны сформировать инвестиционную программу и направить материалы в ФСТ России уже по новой методике.
— В вашей инвестиционной программе будут объекты, которые вошли в городскую инвестпрограмму?
— Мы должны будем сформировать новую инвестпрограмму, но объекты в ней останутся практически те же. Потребности города и области сегодня не изменились, но надо признать, что часть объектов будет сдвинута по срокам на более поздние периоды. Конечно, мы учтём неблагоприятную ситуацию, сложившуюся на финансовых рынках, учтём сворачивание части строительных объектов. Но одновременно отмечу возобновление роста заинтересованности в увеличении энергопотребления со стороны оборонных предприятий и предприятий, обеспеченных государственными заказами, ну и. Конечно, предприятия нефтеперерабатывающего комплекса и железнодорожники заявляют о приросте потребления электроэнергии. Поэтому речи об отказе в развитии ни регион, ни город, сегодня не ведёт.
Проблема в том, что в законодательстве об электроэнергетике в конце прошлого года произошли некоторые изменения, и мы теперь не сможем скорректировать инвестпрограмму, которая была принята горсоветом. Нерешённые вопросы пока остаются, но инвестпрограмма по согласованию с регулятором будет принята и, несомненно, реализована энергетиками.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/02/6/159172