ТИЛЬ предложил отдать ему право распоряжаться всей землей Омска

Дата публикации: 25 февраля 2009

Все жилищные площадки застройщики уже разобрали

Небольшой ликбез на тему предоставления земельных участков под застройку Анатолий ТИЛЬ провел в минувшую среду 18 февраля на комитете горсовета по вопросам ЖКХ, транспорта и строительства. Поводом послужило обращение депутата Анатолия КУДРИНА в адрес департамента архитектуры и градостроительства по поводу нарушения сроков выделения земельных участков. Депутат столкнулся в этой проблемой, когда в сентябре 2007 года задумал оформить земельный участок под размещение покрасочного цеха для своего предприятия по производству дверей.

— Сколько еще наши предприниматели будут мучаться, по 2-3 года получая документы на землю? – негодовал Анатолий КУДРИН. – Этот бардак не позволяет предпринимателям развивать производство, снижать цены на свои товары.

По словам Анатолия ТИЛЯ, через его департамент ежегодно проходит 140 тысяч документов. Их объемы множатся по той причине, что землей в Омске распоряжаются несколько структур. По данным на 2008 год, территория Омска по формам собственности выглядит следующим образом: 15% земель принадлежит Российской Федерации (ей распоряжается Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом Омской области), 1% — субъекту Федерации (министерство имущественных отношений Омской области), 11% — муниципалитету (администрация Омска), 10% — юридическим и физическим лиц, 63% занимают неразграниченные земли (ГУЗР Омской области). Из 56 тысяч га территории города застройке подлежат только 25 тысяч га, из которых, по заявлению Анатолия ТИЛЯ, все земли уже фактически предоставлены. Это касается всех земель, определенных генпланом для размещения общественно-деловых объектов (это порядка 1,5 тысячи га), а также всех площадок жилищного строительства. На выходе объем жилья, построенного на этих участках, должен составить 16 млн кв метров. По всей видимости, речь идет о тех 82 площадках, которые департамент архитектуры и градостроительства распределил в генплане между 32 застройщиками. Сегодня прокуратура города настаивает на том, что все участки были предоставлены застройщикам без проведения аукциона, то есть незаконно, и требует исключить их из генплана.

— Все предоставленные площадки — это задел, — заметил Анатолий ТИЛЬ. – Их освоение будет зависеть от того, насколько оперативно мы будем двигаться в разработке проектной документации. А также от от состояния финансового рынка.

Проекты планировки территорий появятся уже летом

Как сообщил Анатолий ТИЛЬ, в настоящее время в Омске представлены участки под размещение 1022 объектов капитального строительства.

— Еще на 3 тысячи объектов в департаменте ведется работа – сложно, тяжело. И, думаю, большинство из вас знают, с какими сложностями мы сталкиваемся, — посетовал главный архитектор города. — Я бы на каждый построенный объект табличку вешал и мемуары писал, как сложно это дается.

Однако, по прогнозам г-на ТИЛЯ, более чем из тысячи выделенных земельных участков реально освоено будет не больше 250. Все остальные площадки разбираются заявителями для совершенно иных, «нестроительных» целей.

— Инвестиционные намерения этих заявителей совершенно иные, но оснований для отказа им у нас нет, — сетовал Анатолий ТИЛЬ. — Идет вал заявок. В 2008 году только из ГУЗРа в администрацию поступило более 9 тысяч заявок на предоставление земельных участков. В 2007 году – 13 тысяч. А если сложить все заявки, поступающие из разных источников, они исчисляются десятками тысяч. И каждую заявку надо отработать и в месячный срок ответить.

Зачастую департамент вынужден предоставлять участки в местах, не предназначенных для застройки, например в рекреационных зонах – скверах, парках. Убийственная для города 31 статья Земельного кодекса обязывает администрацию выделять землю каждому заявителю. Попытки департамента каким-то образом затормозить этот процесс тут же пресекаются судами. Так, в 2008 году было вынесено более 50 судебных решений, обязывающих департамент предоставить участки заявителям. Отказы администрации признавались судом немотивированными даже в тех случаях, когда речь шла о выделении земель под застройку в скверах и парках. Мотивы для отказа появятся у департамента после того, как администрацией будут утверждены проекты планировки территорий – следующие по значимости градостроительные документы после генерального плана Омска и Правил землепользования и застройки. На часть территорий – центральную часть города, четыре планировочных района Левого берега, Амурский поселок, Московку – проекты планировок, по заверениям Анатолия ТИЛЯ, будут утверждены уже летом текущего года. По действующей процедуре эти проекты не выносятся на рассмотрение городского совета – после проведения публичных слушаний они утверждаются распорядительным документом мэра Омска. Процесс разработки этих документов, призванных защитить город от убийственной 31-й статьи ЗК, тормозят отсутствие финансирования. Стоимость работ, включая дорогостоящую топографическую съемку, немногим превышает 1 млрд рублей.

Документы на землю — за 403 дня

Для наглядности процедуры предоставления земельных участков под застройку Анатолий ТИЛЬ выдал депутатам пошаговую схему движения документов – от подачи заявления застройщика до предоставления участка. По срокам это движение должно укладываться в 403 дня. Однако в реальности процедура зачастую затягивается на несколько лет. Виной тому, по мнению главного архитектора города, несовершенство федерального и местного законодательства. И главным образом – множественность прав распоряжения землей.

— Редкий случай, когда объект размещается только на землях субъекта, или муниципалитета, или Федерации, — заметил Анатолий ТИЛЬ. — Чаще всего выделяемый земельный участок попадает на земли разных форм собственности, следовательно, количество распорядительных, контрольных документов кратно множится. А почему бы не пойти таким путем: все права распоряжения городской землей предоставить органу местного самоуправления. С согласия собственника. Так, кстати, было еще в советские времена. Процедура предоставления участков в этом случае резко упрощается. Срок можно сократить до 180-200 дней.

Другим серьезным тормозом для департамента является отсутствие топографической съемки Омска пятисотого масштаба. На часть территорий есть устаревшая съемка 70-х, 90-х, на какие-то части города ее нет вовсе. Сложность в том, что в законодательстве четко не прописано, кто именно обязан выполнить эту дорогостоящую работу – для Омска топографическая съемка пятисотого масштаба будет стоить порядка 700 млн рублей.

— Федеральным законодательством предусмотрено, что съемка должна появиться тогда, когда мы каким-то образом умудримся все-таки предоставить эту землю застройщику, — пояснил Анатолий ТИЛЬ. – Тогда застройщик заказывает себе эту съемку, выполняет проект, получает разрешение на строительство и в течение 10 дней эту съемку на свой пяточок земли передает муниципалитету. Но как выполнить предшествующий этому этап – то есть предоставить застройщику землю без съемки, федеральное законодательство умалчивает.

Анатолий ТИЛЬ посетовал, что сам он, к сожалению, не обладает правом законодательной инициативы. Однако депутаты горсовета, по его мнению, могли бы инициировать внесение изменений в ряд федеральных и областных законов (например, постановление правительства Омской области о передачи функций распоряжения неразграниченными землями ГУЗРу) и таким образом значительно облегчить жизнь застройщикам и ускорить процедуру выделения земельных участков.

— Законодательные инициативы – это процесс долгий, — пространно заметил председатель комитета Александр ТАРАСОВ. – Сразу мы это с вами не решим. И революцию не совершим!

Облегчить жизнь предпринимателям депутаты решили пока другим способом: поручили департаменту городской экономической политики заказать многотиражное издание пошаговой схемы предоставления земельных участков.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/02/7/til_predlozhil_otdat_emu_pravo_rasporyazhatsya_vsey_zemley_omska