Игорь ОСИПОВ, президент НП «Омский союз риэлторов»: «Многие агентства провели за этот год лишь одну-две сделки»

Дата публикации: 18 марта 2009

В канун нового года новым президентом НП «Омский союз риэлторов» был избран Игорь ОСИПОВ. За прошедшее время союз разработал ряд антикризисных мер и инновационных программ, которые должны помочь риэлторам пережить спад активности на этом рынке. О задачах, которые стоят перед некоммерческим партнерством в период кризиса, Игорь ОСИПОВ рассказал корреспонденту «КВ» Алексею ПАНТЕЛЕЕВУ.

— Как, по вашим оценкам, кризисная ситуация отразилась на численности риэлторских фирм Омска?
— Если не будет вложений в реальную экономику страны, рынок недвижимости будет очень долго восстанавливаться после того, что случилось. Два-три года – это минимальные сроки, о которых идет речь в мире, а в России это может оказаться и пятилетка. Все риэлторские компании, которые делали ставку на реализацию недвижимости как на первичном, так и на вторичном рынке, сегодня находятся в сложнейшей ситуации. Если по анализу прошлых лет на рынке Омска функционировало около 500-600 фирм разного уровня, то сегодня, по анализу СМИ и наших основных рекламных изданий, сокращение произошло примерно на 200-250 фирм, которые перестали давать имиджевую рекламу.
Но я бы не сказал, что эти фирмы ушли куда-то с рынка, они не ушли в небытие, а перешли в теневой бизнес. То есть эти риэлторы дают в газетах построчную рекламу, имеют небольшой объем квартир и тем самым «растягивают» рынок, снижают качество услуги. Появилась возможность криминализации сделок. Такие риэлторы не платят налоги и не несут ответственности. Таким образом стали работать многие фирмы, я называю их табуреточники – у них исчезли офисы, а остались только сотовые телефоны. Все это накладывает определенную специфику и на работу Союза риэлторов.
— Поредели ли ряды союза и сколько членов в нем сейчас состоит?
— Число членов Омского союза риэлторов за прошлый год уменьшилось на 13 фирм. Сегодня у нас 39 активных участников. Думаю, сокращение их количества еще будет продолжаться, но уже за счет объединения фирм. Кроме того, мы ввели новое понятие приостановки членства в союзе, чтобы компании не копили там возможные долги. В итоге, например, агентство недвижимости может приостановить свое членство в ОСР и объединить свои усилия по работе на рынке с какой-либо другой организацией.
— Насколько коснулась риэлторов проблема сокращения штатов?
— Сегодня на рынке приходится примерно 100 продавцов на одного покупателя. В фирмах, как правило, остаются только наиболее сильные сотрудники, потому что количество сделок уменьшилось в разы и многие агентства провели за этот год только одну-две сделки. Поэтому содержать большой штат уже просто нереально.
Но союз мы должны сохранить как тот базовый элемент, который должен быть основой при возрождении рынка недвижимости. Подобных союзных организаций в Омской области две – Гильдия участников омского рынка недвижимости и НП «Омский союз риэлторов». Есть мощнейшие фирмы, которые не входят в эти ассоциации и продолжают работать. Но появилось и очень много непонятных компаний, над которыми нет контроля со стороны правоохранительных структур и других органов. И работа с клиентом – это одно из главных направлений, которое мы сегодня будем вести. Мы уже начинаем работать над тем, чтобы повернуть клиентов в сторону серьезных фирм.
— Какие еще антикризисные меры разрабатываются в рамках союза?
— У нас намечен целый ряд антикризисных мероприятий. Во-первых, мы стараемся уменьшить затраты членов Союза риэлторов на рекламу в журнале «Новый адрес», где мы являемся акционерами. Во-вторых, пытаемся создавать такие условия, которые позволят сохранить бизнес наших коллег. Не секрет, что сегодня большие фирмы уменьшают количество дополнительных офисов. Если раньше риэлторы старались быть ближе к жильцам и агентства открывали по пять-семь офисов, то сегодня содержать такую структуру сложно. Поэтому крупные фирмы сжимаются, а мелким деваться уже некуда.
Для таких маленьких фирм сегодня мы создаем возможности для того, чтобы они могли объединиться и при этом сохранить свои льготы как члены Союза риэлторов. Например, возможно размещение риэлторов в одном офисе, распределение комиссионных, торговля общим объемом предоставляемых услуг. То есть, объединившись, они имеют общий прайс-лист, офис, единую льготу по рекламе. Тем самым уменьшаются затраты на аренду и содержание офисов. Но объединяться, конечно, тяжело, особенно для тех, кто привык видеть только свой собственный кошелек, а также для фирм, которые самостоятельно существуют на рынке уже 10-15 лет.
Кроме того, в союзе появилась новая рабочая группа по инновациям и технологиям, которая прорабатывает вопросы и технологии обмена жилья.
— Что это за технологии?
— Сегодня на вторичном рынке в рекламных объявлениях выставлено порядка 30-35 тысяч квартир. Если до кризиса обмен жилья проходил через куплю-продажу, то в настоящий момент основная работа идет по чистому обмену квартир по такому принципу, который был еще во времена социализма. Но эта форма очень тяжелая в работе.
Поэтому наша инновационная группа разрабатывает, во-первых, базу данных обменных квартир. Во-вторых, это автоматизированный подбор вариантов. Данное направление в целом возглавляет вице-президент Союза риэлторов Нина КАРПЕНКО. Над обеспечением автоматизации выбора работает генеральный директор компании «Аркада-Стиль» Константин РОМАНКО. Обменная база квартир составляется таким образом, чтобы на рабочем столе каждой фирмы можно было работать с этой программой, а подбор нужного варианта мог осуществить любой сотрудник агентства. Это облегчит нашу работу, ведь если сегодня на одну обменную цепочку уходит два-три месяца, то с помощью автоматизированной системы сроки сократятся в разы.
— Сколько фирм уже участвует в этой программе?
— Все члены Союза риэлторов, и база данных создается на основе их предложений. Это примерно 30-35% рынка недвижимости города Омска, поскольку самые крупные фирмы состоят в Союзе риэлторов. Также мы работаем с Гильдией участников омского рынка недвижимости (ГУОРН), у которой создана своя база по обмену, но она не автоматизирована и приспособлена лишь для ручной обработки информации. Думаю, что мы создадим общую автоматизированную базу, но не сразу – на это нужны финансовые затраты.
— Возможно ли расширение сотрудничества с гильдией?
— Мы подписали меморандум о взаимодействии с ГУОРН. Создан координационный совет, в который вошли пять представителей гильдии и пять участников Союза риэлторов, которые разрабатывают общую рекламную стратегию. Есть еще ряд общих вопросов. Но основной момент – это добровольная сертификация. Сегодня в городе добровольную сертификацию прошли порядка 16 фирм под эгидой Российской гильдии риэлторов. Думаю, мы будем продолжать эту работу совместно с ГУОРН, которая уполномочена проводить сертификацию в Омской области. Раньше этому мешали амбиции, но мы пришли к общему пониманию ситуации и создали управляющий совет. Надеюсь, в этом году он будет нормально работать и конфликтов с ГУОРН больше не будет. Хотя я считаю, что в идеале в регионе должна быть одна подобная общественная организация и один печатный орган.
Саморегулирование в риэлторской сфере вообще самый сложный вопрос. С тех пор как прекратилось лицензирование, уже несколько лет ведутся дебаты, а итоговой законодательной базы еще нет. Так что у нас пока один путь – добровольная сертификация. Также у нас есть планы по созданию нашего внутреннего страхового фонда. Кроме того, сертификация подразумевает профессиональную учебу. Я считаю, что в условиях кризиса выживет умнейший. Я сам пришел в этот бизнес из высшей школы, а работая в администрации города Омска, также занимался наукой, образованием, культурой. Думаю, что без системного подхода к образованию сотрудников невозможно будет пережить кризис. Что касается Союза риэлторов, у нас уже прошел мастер-класс с приглашением антикризисных специалистов из Челябинска и Москвы. Регулярно проходят заседания круглых столов по разным вопросам.
— Каких изменений можно ждать на рынке недвижимости этой весной?
— До кризиса в связи с сезонностью и периодом праздников рабочим периодом всегда были февраль, март и апрель. В мае наступал застой, а июль-август – это сезон отпусков. Сегодня кризис все изменил и ситуация зависит от курса валют. Стремления граждан недавно были направлены на то, чтобы заработать на росте иностранной валюты. Во время этого роста происходит застой продаж на рынке недвижимости, и цены в это время опускаются. Когда валюта более-менее стабилизируется или начинает падать, начинается и рост цен на недвижимость, и увеличение числа покупок. В этот период деньги, заработанные на валюте, вкладываются в более стабильную недвижимость. Думаю, что уже к лету валюта снизится и цены на недвижимость подрастут.
В целом же по новостройкам снижение стоимости квадратного метра произошло где-то на 20-25% по сравнению с докризисной ситуацией. Некоторые приводят данные и о 50%, но это спецпредложения от застройщиков. Вторичный рынок более инертный, он снизился незначительно. И сегодня люди в основном стараются взять квартиры на первичном рынке, особенно востребованы квартиры с отделкой в панельных домах. Этот сектор работает хорошо, а малореализумый сегмент – жилье бизнес-класса и элитное жилье. Малоэтажная застройка также простаивает, но подросла стоимость земли. Возведение дома своими силами получается сегодня более целесообразным, чем приобретение жилья в многоквартирных домах. Застройщики сегодня свободны, их рентабельность меньше, и себестоимость 1 кв. метра опускается. В результате собственный коттедж можно построить за 14-15 тысяч рублей за квадратный метр. А самый низкий ценник за квадрат в строящемся многоэтажном жилье – в районе 25 тысяч рублей.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/03/10/223502