Арендный фонд за год сократился на 6,6 тысячи кв. метров
Основная доля падения доходов приходится на программу приватизации. Город активно распродавал ликвидное имущество в 2007 году (тогда было приватизировано несколько крупных объектов в центре города, например кинотеатр «Маяковский»), а в 2008-м приватизация резко затормозилась. Неликвидные помещения раскупались плохо: за год было реализовано меньше половины выставленных на торги лотов — 56 на общую сумму 336,6 млн рублей. Средняя цена кв. метра составила 41,5 тысячи рублей. Из крупных объектов в программу приватизации уже в конце 2008 года, когда ударил кризис, были включены три муниципальных рынка. За них планировалось выручить почти 550 млн рублей. Но продан был только один рынок — Первомайский. Всего за прошлый год поступления в бюджет города от продажи движимого и недвижимого имущества составили 877,8 млн рублей.
Бум приватизации 2007 года, давший разовый доход городской казне, стал причиной сокращения муниципального арендного фонда. За прошлый год он сократился на 6,6 тысячи кв. метров – до 160 тысяч кв. метров, по данным на 1 января 2009 года. Впрочем, на доходах бюджета это пока не отразилось: по сравнению с 2007 годом поступления от аренды в прошлом году даже выросли – на 7 млн рублей (до 289,2 млн рублей). Причиной тому стал стремительный рост арендной платы, опережающей рыночную стоимость аренды коммерческой недвижимости. В начале года, после волны отказов арендаторов от муниципальных площадей, департамент имущественных отношений инициировал в горсовете изменение порядка расчета арендной платы, заменив расчетную схему на рыночную оценку.
По мнению мэра Омска Виктора ШРЕЙДЕРА, в условиях кризиса, когда у бизнеса нет средств на покупку муниципальной недвижимости, наиболее приемлемым механизмом распоряжения имуществом может стать концессия. С одной стороны, она обеспечит привлечение инвесторов, с другой – позволит сохранить целевое использование объектов. В качестве пилотного проекта администрация объявила конкурс на право заключения концессионного соглашения по 9 городским баням. Конкурс должен состояться в конце апреля. Пока заявки поступили только на две бани. Виктор ШРЕЙДЕР предложил рассмотреть вариант передачи в концессию не только городских бань, но и других муниципальных объектов. По мнению Юрия ГАМБУРГА, у этого механизма есть только один существенный минус — длительная процедура конкурса. Она занимает почти полгода.
Еще одна статья, по которой бюджет в прошлом году недосчитался доходов, — аренда рекламных мест. В прошлом году она принесла городской казне всего 16,6 млн рублей. Как выяснилось, за три года количество договоров аренды рекламных мест в Омске снизилось в 2,5 раза.
— Тенденция снижения доходов по данной статье обусловлена переходом на аренду земельных участков под отдельно стоящими рекламными конструкциями – в соответствии с ФЗ «О рекламе», — пояснил Юрий ГАМБУРГ. — Также произошло расторжение договоров рекламы на многоквартирных жилых домах в связи с Жилищным кодексом. Кроме того, в прошлом году принято решение мэром о демонтаже перетягов с городских магистралей.
«Неподъемных ставок аренды в городе нет!»
В отличие от неналоговых доходов от использования муниципального имущества поступления от земельного налога за прошлый год существенно выросли – с 1 млрд в 2007-м до 1,6 млрд в 2008 году. Юрий ГАМБУРГ объяснил это «активной работой департамента с налоговой службой». Мол, уточнение сведений о правообладателях и площадях земельных участков, находящихся в частной собственности, и дало такой богатый налоговый урожай. Об изменении кадастровой оценки земли в Омске, из-за которой в 2008 году земельный налог для большинства предприятий подскочил в разы и которая сегодня с успехом оспаривается бизнесом в арбитражном суде, вице-мэр почему-то умолчал.
Продажа земельных участков, как и программа приватизации, из-за стагнации строительного рынка продвигалась в прошлом году вяло. По данным депимущества, в 2008 году с торгов было продано всего 9 земельных участков площадью 1,5 га для размещения коммерческих объектов, 24 части участков для размещения рекламных конструкций, 4 участка общей площадью 48,2 га для многоэтажного жилищного строительства. Площадь участков, предоставленных для комплексного освоения в целях малоэтажного жилищного строительства, составила 101,4 га. Более активно шла процедура выделения земельных участков по распоряжениям департамента. В 2008 году по 633 распоряжениям было предоставлено 782 участка и их частей из состава муниципальных земель, а также 6,5 тысячи неразграниченных земельных участков.
В отличие от продажи аренда земли в прошлом году пользовалась повышенным спросом. Дело не только в дефиците финансовых ресурсов у застройщиков, но и в росте земельного налога, из-за которого выкупать землю стало невыгодно. Зато число договоров аренды за прошлый год удвоилось. По данным на 1 января 2009 года, действует 466 договоров аренды на земельные участки общей площадью 10 млн кв. метров. По словам Юрия ГАМБУРГА, всего по договорам аренды и купли-продажи права аренды земельных участков в 2008 году было начислено 495 млн рублей. Но фактическое поступление в бюджет по этой статье составило 716,8 млн. В том числе по договорам купли-продажи права аренды земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства (общая площадь таких участков составила 1,6 млн кв. метров) — 238 млн рублей. Мэр Виктор ШРЕЙДЕР поинтересовался у своего зама, что стало причиной разницы между начисленной суммой арендной платы за землю и фактическим поступлением в бюджет.
— Это долги предыдущих лет или изменения арендной платы в течение года? – спросил мэр.
— Это изменение арендной платы в течение года, — ответил Юрий ГАМБУРГ. — Если не брать земельные участки, которые были реализованы с аукциона под комплексное освоение (имеются в виду долги Русантона, Стройбетона и «Пик-Западная Сибирь» — прим. редакции), где есть сегодня проблемы, по всем остальным договорам проблем больших нет. Если есть дебиторка, то только текущая.
— Тут присутствует пресса, которая поднимала ажиотаж по поводу того, что муниципалитет якобы установил неподъемные ставки арендной платы, — обратился мэр к присутствующим в зале журналистам. – Так вот на самом деле это не так. Идут плановые поступления, никаких проблем здесь не возникает. Аналогично и по земельному налогу.
АЛЕКСЕЕВ ждет «ликвидации» кафе «На Думской»
Виктор ШРЕЙДЕР поинтересовался также, сколько еще времени займет процесс разграничения прав собственности на земли Омска. Как сообщил Юрий ГАМБУРГ, в 2008 году право муниципальной собственности было зарегистрировано на 639 земельных участков общей площадью 452 га. Всего из 57 тысяч га площади города в муниципальную собственность оформлено 6,5 тысячи га. Чуть более 1% земель принадлежит Омской области.
— Когда завершится процесс разграничения? — настаивал мэр.
— С учетом экономической ситуации эта процедура будет долгой. Работа пятилетки — не меньше, — пояснил Юрий ГАМБУРГ.
В финале заседания председатель горсовета Сергей АЛЕКСЕЕВ поинтересовался, когда будет передано в собственность города здание горсовета. Юрий ГАМБУРГ заметил, что большая часть здания, та, что ранее принадлежала области, уже передана городу, а по федеральной части процесс затянулся.
— Сергей Ефимович имел в виду прежде всего кафе «На Думской». В этом году помещения кафе мы переведем в муниципальную собственность? — уточнил мэр.
— Переведем, — заверил Юрий ГАМУРГ.
Это кафе, расположенное в подвале здания горсовета, не дает покоя чиновникам уже не первый год. В прошлом году по просьбе Сергея АЛЕКСЕЕВА мэр распорядился провести там тщательную проверку совместно с надзорными службами. Видимо, проверка ничего криминального не выявила. Теперь у города остался один способ избавиться от шумного заведения в подвале горсовета – получить помещения в собственность города и расторгнуть с владельцем кафе договор аренды. По словам мэра, после того, как завершится процесс передачи объекта, на месте кафе будет открыт музей.
Справка «КВ»
По данным на 1 января 2009 года, в реестре муниципального имущества Омска числится 36,4 тысячи объектов общей балансовой стоимостью 18 млрд рублей. 2,3 тысячи объектов балансовой стоимостью 9,6 млрд рублей закреплено на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, 7,3 тысячи объектов стоимостью 19,5 млрд рублей передано в хозяйственное ведение МУПам.