Юрий ТЕРЕНТЬЕВ: Нам говорили: не лезьте!

Дата публикации: 25 марта 2009

Юрий ТЕРЕНТЬЕВ, экс-главный специалист отдела отраслей промышленности министерства экономики Омской области:
«Омские машиностроители в очередной раз уперлись в железобетонное нежелание чиновников от экономики принимать ответственные решения»

Последние годы в министерстве экономики Омской области осуществлялась, на мой взгляд, деятельность, направленная на подавление инициативы сотрудников и руководства омских промышленных предприятий. Многие предложения предприятий, которые требуют от чиновников конкретных действий и личной ответственности, либо «заматываются», либо спускаются на тормозах. В результате только за последние пару лет сорвалась реализация нескольких очень перспективных, на мой взгляд, инвестиционных проектов, не требующих ни копейки из областного бюджета. А чтобы меня не обвинили в голословности и предвзятости, приведу конкретные примеры.

1. Производство цифрового оборудования и создание Центра СБИС

В марте 2008 года в министерство экономики обратились разработчики двух инвестиционных проектов в сфере производства радиотехнического и электронного оборудования. Эти проекты были разработаны в омских оборонных предприятиях – ПО «Иртыш» и ОНИИП. Первый проект заключался в организации производства цифрового оборудования (передатчики и телевизионные приставки) с целью участия в федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2007-2015годы)». Второй — создание регионального научно-технического Центра проектирования СБИС «система на кристалле», радиоэлектронной аппаратуры и микросистем (в составе федеральной отраслевой многоуровневой системы проектирования электронной компонентной базы (ЭКБ) – в России необходимо было определить 7 профильных предприятий). Разработчики обращались в минэкономики за помощью в выходе на федеральные структуры для включения проектов в соответствующие целевые федеральные программы. В отделе отраслей промышленности было проведено несколько рабочих совещаний с инициаторами проектов, намечен план дальнейших действий, распределены конкретные задачи. Но на этом все и закончилось. Очень похоже, в руководстве министерства плохо понимают, что такое СБИС и ЭКБ и чем отличается цифровое телевидение от аналогового. В результате ПО «Иртыш» и ОНИИП, потыкавшись в кабинеты, частично реализовали проекты своими силами, а министерство продемонстрировало омским производственникам свою никчемность.

2. Промышленно-производственная зона на базе Омсктрансмаша
В 2007 году в минэкономики обратились руководители ряда омских логистических компаний с предложением об организации на территории Омсктрансмаша промышленно-производственной зоны, погашения задолженности предприятия перед бюджетами всех уровней и по заработной плате, а также вывода проекта промышленной зоны на федеральное финансирование. Суть идеи заключалась в том, что омские компании, имеющие свободный капитал и вкладывающие его в организацию инфраструктуры, становились управляющими компаниями, сдающими в аренду резидентам промзоны право пользования инфраструктурно-коммуникационными составляющими. Сотрудниками отдела отраслей промышленности было проведено несколько рабочих встреч с инициаторами проекта, проработана его законодательная сторона, намечены резиденты зоны и права управляющих компаний, определена предварительная сумма инвестиций, их источники. Но все эти наработки были проигнорированы руководством министерства.

3. Строительство совместного омско-белорусского машиностроительного предприятия в Кормиловке

В июне 2007 года председатель регионального правительства Леонид ПОЛЕЖАЕВ поставил задача по реализации договоренностей, достигнутых в ходе визита в Республику Беларусь делегации руководителей регионов Сибирского федерального округа во главе с председателем Совета МАСС ХЛОПОНИНЫМ по организации производства и ремонта сельхозтехники белорусского производства. Отделом была собрана и обобщена информация о наличии сельскохозяйственной техники различного назначения в районах Омской области, выявлено, что существующий парк машин, тракторов и механизмов белорусского производства составляет более 9 тысяч единиц, а ежегодная потребность хозяйств области в данной технике – более 2,5 тысячи единиц. Отзывы о белорусской сельхозтехнике получены только положительные.
Для организации производства были изучены возможности существующих омских предприятий. Наиболее перспективным, на наш взгляд, был проект завода «Омсктрактор». Отделом, совместно с Омсктрактором, разработан проект строительства универсального завода по выпуску тракторов, погрузчиков и другой техники в р.п. Кормиловка в кооперации с белорусскими машиностроителями. Омсктрактором подготовлено предварительное обоснование проекта, выкуплена в собственность производственная площадка, проведены изыскательские работы, определены инвестор и предварительная сумма инвестиций в размере 2 млрд рублей (Внешторгбанк). В соответствии с бизнес-планом к лету 2009 года уже должно было быть реализовано производство, которое обеспечило бы 1,5 тысячи дополнительных рабочих мест. Специалистами отдела были проведены успешные переговоры с рядом белорусских производителей сельхозтехники, которые могли принять участие в строительстве завода в Кормиловке, и белорусы предложили организовать посещение Омской области официальной делегацией под руководством республиканского минпрома. К тому времени и Омсктрактор собрал пробную партию омско-белорусских тракторов и даже провел их полевые испытания. Все наработки отдела были переданы руководству министерства. В ответ глухое молчание.
Дальше – больше. В августе 2008 года к губернатору Омской области обратился госсекретарь Союзного государства Белоруссии и России Павел БОРОДИН с просьбой оказать содействие своему представителю, гендиректору ТД «Союз» БИРЮКОВУ в вопросе налаживания кооперации белорусских машиностроителей и омских предприятий. В ходе дальнейшей работы сотрудники отдела согласовали с представителем БОРОДИНА все вопросы его визита в Омскую область. Основные надежды по кооперации с белорусами мы связывали с проектом по строительству машиностроительного завода в Кормиловке. Но шли месяцы, а на вопрос о белорусском проекте мы неизменно получали один ответ: «Прекратите лезть со своими инициативами». Кстати, представитель БОРОДИНА в конце декабря 2008 года все-таки побывал в Омске. Покатался по городу в сопровождении директора ООО «Омсктрактор» и улетел обратно в Москву. Уверен, что руководство министерства об этом визите даже не знает.

4. Омский автохолдинг по сборке северного автомобиля

Проект предложен специалистами СибАДИ в рамках работы омского отделения Ассоциации автомобильных инженеров (ААИ). Актуальность темы не вызывает сомнений – 80% территории России относится к зоне холодного климата, а отечественная промышленность выпускает автомобили в стандартном варианте, поэтому доработка машин ложится на плечи северных эксплуатационников. Проблему северных автомобилей с 2003 года поднимают на всех конференциях ААИ. Последнее решение ААИ – создание в Сибири автосборочных заводов и производства автокомпонентов было принято на 59-й международной научно-технической конференции. Нашим отделом проведен опрос 25 оборонных омских предприятий, из которых 14 выразили желание войти в автосборочный холдинг, а КБТМ, ПО «Иртыш», Завод им. Козицкого и Омскгидропривод – стать головными предприятиями. Получено и письменное согласие гендиректора ОАО «КамАЗ» на кооперацию с омскими машиностроителями. КамАЗ готов поставлять комплектующие и лицензионную документацию, а омский автохолдинг может доукомплектовывать машины до северного варианта, осуществляя окончательную сборку автомобиля в северном исполнении. Основная идея была в том, что КамАЗ, представляя проект по организации автосборочного холдинга в Омске, мог получить от Правительства РФ дополнительные субсидии в рамках реализации антикризисной программы. Но при этом и Омская область косвенно получала бы федеральные средства для развития своего машиностроительного комплекса. В общем все согласны: КАМАЗ, СибАДИ, 14 омских оборонных предприятий. Не согласно только руководство минэкономики. Почему? Да без объяснений. Пусть, мол, минпром северными автомобилями занимается. Ситуация доходила даже до абсурда. 21 января 2009 года с участием нашего отдела было организовано в управлении завода им. Козицкого совещание с целью утверждения головного предприятия автосборочного холдинга и обращения к руководству КамАЗА. Присутствовали руководители завода им. Козицкого и СибАДИ. Мне пришлось участвовать в этом совещании тайно от руководства министерства. Нетрудно представить, как выглядят все эти «маневры» минэкономики в глазах омских производственников.

5. Сибирский центр точного машиностроения и конструирования

С идеей создания на базе ООО «СибТочМаш» Сибирского центра точного машиностроения и конструирования обратился в августе 2008 года в минэкономики управляющий Омским региональным фондом поддержки и развития малого предпринимательства ФЕДЮНИН. Суть проекта такова: организовать единый инженерный центр, который будет оказывать предприятиям услуги по начальному проектированию, конструированию и изготовлению оснастки для производства комплектующих, для выпуска новой продукции. Сегодня время от начала проектирования до изготовления промышленной оснастки исчисляется месяцами, а затраты на этот производственный этап составляет существенную долю в себестоимости продукции. Инженерный центр мог бы решать эту задачу за неделю, а использование передовых технологий позволило бы значительно удешевить процесс производства во всем машиностроительном комплексе Омской области. Наш отдел провел переговоры с руководителями пяти оборонных предприятий и все были «за». Проведено несколько рабочих встреч с инициаторами проекта – руководством ООО «СибТочМаш» и ОмГТУ. Разработчики проекта принимали участие в нескольких инвестиционных форумах и получили премии за 1-е и 2-е места. Были уже определены несколько омских машиностроительных предприятий, включая оборонные, которые выразили желание поучаствовать в создании Сибирского центра точного машиностроения и конструирования. Ну а дальше было, как всегда. Все устремления омских машиностроителей в очередной раз уперлись в железобетонное нежелание чиновников от экономики принимать ответственные решения.

Впрочем, я уверен, не все еще потеряно. Некоторые из вышеперечисленных инвестпроектов еще можно реализовать, в том числе построить завод в Кормиловке, создать завод «северных» автомобилей и Сибирский инженерный центр точного машиностроения и конструирования. Повторюсь, бюджетных денег для этого не потребуется. Необходимо только желание.

Юрий ТЕРЕНТЬЕВ 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/03/11/nam_govorili_ne_lezte