Виктор ШРЕЙДЕР, мэр Омска: «Предположение, что Администрация Омска создает благоприятные условия отдельным гражданам или лицам, не соответствует действительности»

Дата публикации: 04 марта 2009

Федеральный закон от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – федеральный закон) поставил перед муниципалитетами и управляющими рынками компаниями ряд серьезных задач по реализации закона, в т.ч.:
— приведение в соответствие с требованиями федерального закона количества работающих на рынках иностранных граждан;
— регламентация процедуры выдачи разрешений на право организации розничного рынка;
— разработка и согласование в контрольно-надзорных органах паспортов безопасности и схем размещения торговых мест на розничных рынках;
— создание лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы;
— перевод всех розничных рынков с 1 января 2010 года исключительно в капитальные сооружения;
— регламентация работы и ответственность за невыполнение требований закона управляющих розничными рынками компаний,
а также выполнение иных требований закона на всех рынках вне зависимости от формы собственности.
Для исполнения вышеуказанных задач была создана рабочая группа при Мэре города Омска, утвержден план поэтапной реализации закона, разработана и утверждена дислокация розничных рынков на территории города (46 рынков, в т.ч. 8 муниципальных) и проведена работа по исполнению основных требований закона.
Наиболее сложная ситуация складывается по исполнению части 3 статьи 24 федерального закона, которой установлено, что с 1 января 2010 года для организации деятельности по продаже на рынках товаров (выполнению работ, оказанию услуг) управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.
Средняя стоимость строительства капитальных сооружений на территориях муниципальных рынков составляет от 250 до 500 млн рублей на каждый рынок, соответственно, потребность в бюджетных вложениях составляет 2,5-3,5 млрд рублей (без учета филиала «Торговый город», где сумма необходимых вложений значительно выше). Ежегодная чистая прибыль МУП города Омска «Муниципальные рынки» составляет 40-60 млн рублей, что недостаточно для возведения капитальных сооружений.
Также согласно ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» строительство торговых павильонов не соответствует вопросам местного значения городского округа. Соответственно, расходование средств бюджета города Омска на решение данных задач будет являться нецелевым использованием бюджетных средств, что запрещено законодательством.
В итоге возникает дилемма: либо закрыть рынки, которые к 1 января 2010 года не выполнят данное требование федерального закона, либо обеспечить привлечение инвестиций для строительства капитальных строений и на муниципальных, и на частных рынках.
Учитывая, что закрытие рыночных комплексов негативно отразится как на развитии субъектов малого бизнеса, осуществляющих деятельность на рынках, так и на жителях города Омска, у которых сегодня есть возможность приобретать на рынках города недорогую и качественную продукцию непосредственно у товаропроизводителей, Администрацией города Омска в 2008 году направлены обращения в федеральные органы государственной власти РФ с предложением о переносе сроков перевода рынков в капитальные строения. Однако в настоящее время предлагаемая поправка в федеральный закон не принята, и, соответственно, возникает необходимость в привлечении инвесторов для строительства капитальных сооружений на территориях рынков.
Для исполнения вышеуказанных требований федерального закона были подготовлены архитектурно-планировочные задания, разработаны и одобрены на заседаниях Архитектурно-градостроительного Совета города Омска концепции реконструкции и перспективного развития для всех муниципальных и нескольких частных рынков.
С целью обеспечения принципов максимальной открытости приватизация объектов проводится способом открытого аукциона, участвовать в котором может любое заинтересованное лицо. Начальная стоимость имущества, предлагаемая в качестве стартовой при проведении открытых аукционов, устанавливается согласно рыночной оценке, определенной независимым оценщиком. Выбор оценщика осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством. Таким образом, требования одинаковы для всех претендентов, что обеспечивает возможность участия для максимального количества организаций.
Необходимо отметить, что финансово-экономические показатели деятельности МУП города Омска «Муниципальные рынки» подтверждают эффективность данного решения.
К примеру, по результатам деятельности филиала «Первомайский» МУП города Омска «Муниципальные рынки» в 2008 году в бюджет города Омска подлежало зачисление суммы в размере 6,3 млн рублей (НДФЛ, аренда земли, прибыль от сдачи в аренду торговых мест). По предварительным расчетам, суммы ежегодных поступлений в бюджет города Омска после приватизации имущественного комплекса, относящегося к Первомайскому рынку, будут составлять ориентировочно 6,2 млн рублей (НДФЛ, налог на землю, единый налог на вмененный доход).
Соответственно, бюджет города не только не теряет в ежегодных доходах, но и получает дополнительный доход в размере 113,3 млн рублей (сумма по итогам аукциона по реализации имущества, относящегося к Первомайскому рынку), т.е. сумму, которую имущественный комплекс в прежних условиях мог принести только в течение 18 лет.
Таким образом, эффективность продажи для обеспечения доходной части бюджета города Омска очевидна и экономически целесообразна.
Кроме того, действующее на момент формирования программ приватизации муниципального имущества на 2008-2009 годы требование части 8 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязывало осуществить процесс отчуждения непрофильного имущества (каковым являются имущественные комплексы муниципальных рынков) до 1 января 2009 года.
В порядке информации сообщаю, что в период с 1997-го по 2005 годы (до начала работы действующей Администрации города Омска) было оформлено более 50 прав аренды и собственности на земельные участки и объекты недвижимости, находящиеся на территориях, занимаемых муниципальными рынками.
Начиная с 2005 года предоставление земельных участков действующей Администрацией города Омска производится в строгом соответствии с Земельным кодексом РФ, согласно которому орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения установленных процедур согласования.
В случае необоснованного отказа от обеспечения выбора земельного участка следуют судебные иски, в которых, как показывает судебная практика, выигрывает заявитель.
Учитывая вышеизложенное и действуя в строгом соответствии с нормами Земельного кодекса РФ, Администрация города Омска была вынуждена выделить из составов земельных участков, предоставленных МУП города Омска «Муниципальные рынки», участки для предоставления иным хозяйствующим субъектам (по ранее поданным заявкам), в том числе и на основании решений Арбитражного суда Омской области. Например, на филиале «Центральный» земельный участок для строительства площадью 749 кв.м. был выделен ООО «РЕ-Прима» (решение Арбитражного суда от 18.06.2008); на филиале «Советский» – ООО «Форма» (земельный участок для строительства площадью 2244 кв.м, распоряжение ГУЗР Омской области № 2129-р от 13.08.2007), на филиале «Амурский» – ООО ПСК «Строймастер» (земельный участок для строительства торгового комплекса площадью 2555 кв.м., решение Арбитражного суда Омской области от 18.02.2008) и т.д.
Соответственно, предположение о том, что Администрация города Омска создает благоприятные условия отдельным гражданам или юридическим лицам, не соответствует действительности, что подтверждается практикой. Например, при проведении аукциона по продаже имущественного комплекса филиала «Советский», объявленного на 29 декабря 2008 года, не поступило ни одной заявки, в т.ч. как от юридических лиц, указанных в одном из критических материалов газеты «Коммерческие вести», так и от иных арендаторов, земельные участки которых прилегают к основному зданию рынка.
В свою очередь, Администрацией города Омска проводится активная работа, как с омскими товаропроизводителями, так и представителями муниципальных образований Омской области (Таврический, Саргатский, Любинский, Павлоградский и др.) по привлечению их к участию в аукционах по приобретению имущественных комплексов муниципальных рынков с целью обеспечения возможности реализации сельхозпродукции горожанам напрямую, без посредников.
В целях сохранения профиля рынков и рабочих мест для предпринимателей, осуществляющих торговлю на рынках, Администрацией города Омска разработано партнерское соглашение о сотрудничестве с будущими собственниками имущественных комплексов.
Данным соглашением устанавливается взаимодействие сторон по созданию благоприятных условий для предпринимателей, обеспечению жителей города услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, а также закрепляются требования по сохранению целевого профиля рынков на срок не менее 5 лет, недопущению сокращения количества предпринимателей, арендующих торговые площади, обязательному сохранению традиций проведения Губернских сельскохозяйственных ярмарок.
30 января 2009 года заключено первое такое соглашение с собственником имущественного комплекса Первомайского рынка, расположенного по адресу: г.Омск, ул. Заозерная, 11/1.
Пример такого сотрудничества власти и бизнеса — приватизированный в 2001 году «Казачий» рынок (город Омск, ул. Маршала Жукова, 70А), который по состоянию на сегодняшний день является розничным рынком. Руководство рынка сохранило рабочие места для предпринимателей-арендаторов, привлекло необходимые инвестиционные средства частных инвесторов для исполнения требований Федерального закона № 271-ФЗ.
Таким образом, Администрацией города Омска все действия выполняются встрогом соответствии с федеральным законодательством, с учетом интересов омских товаропроизводителей и жителей города Омска. Учитывая сложившуюся практику, на наш взгляд, отсутствуют основания считать, что после приватизации вышеуказанных имущественных комплексов муниципальные рынки прекратят существование и предприниматели, арендующие торговые места, потеряют работу.



В.Ф. Шрейдер
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/03/8/793494