На стенах просторного зала по эпохам представлены фотографии из музейных и личных архивов. Открытые лица людей в выходных костюмах и платьях. зафиксированные на карданные фотокамеры с помощью длительной выдержки в омском фотоателье (тогда модно было говорить на французский манер) конца девятнадцатого века, сменяются почему-то сразу тревожными со всматривающимися глазами лицами людей военной поры. Революционное становление советской власти осталось незамеченным, точнее, этот период оказался представлен современными фотографиями ряженых казачков популярной нынче породы «под старину». Ну и следом пошел калейдоскоп лиц, улиц, сценок по десятилетиям: радостные комсомольцы, руководители хозяйств могли вновь порадовать омичей своим неуемным оптимизмом, глядя на сегодняшний день с карточек фотографов – певцов советской да и любой другой власти. И заканчивается экспозиция фотографиями модных омских авторов, мастерски владеющих фотошопом.
Если рассматривать «Иллюзию времен» с позиций адекватности представленных фотографий процессам, происходящим в омском обществе разных десятилетий, то Время, прошедшее сквозь объективы омских фотолетописцев, действительно нужно будет признать великой Иллюзией. Но концепция у авторов экспозиции оказалась смещена несколько в сторону типажности одежды и интерьеров, присущих разным эпохам. «Всякая фотография – не пустая, на ней есть люди, одежда, интерьер», — рассуждает Евгений МУРАТОВ. С исторической точки зрения все правильно, но должны ли подобные вопросы волновать художника, жизнь которого принадлежит настоящему, попытке поставить и разгадать вопросы этого дня. Наверное, поэтому несколько выбиваются из общего контекста выставки фотографи Владимира БУЙНИЦКОГО с их подсмотренными на городских улицах сценками и непосредственными в своих реакциях жителями города, но именно эти фотографии больше других и передают непосредственно атмосферу того или иного десятилетия. Наличия лишь материальной культуры для исторической реконструкции эпохи – мало. Важно наличие предания, своего рода эпоса, благодаря которому только и можно себе представить и понять, почему и как поступали в тех или иных ситуациях люди прошлого. Искусства с их обращенностью к современности представляют собой куда больше интереса для понимания прошлого, чем найденный на чердаке сносимого дома чугунный утюг. Хотя и утюгу почет и уважение, но задача фотографов-рассказывать не об утюгах, а о людях. Впрочем, выставка «Иллюзия времен» получилась все равно интересной во многом благодаря тому, что рядом с фотографиями разместились музейные экспонаты – предметы быта. А главное то, что выставка полностью соответствует своему названию — «Иллюзия времен». Представленные фотографии диктуют отстраненный взгляд на собственное прошлое, и, похоже, «безвременье», о котором так много говорили в восьмидесятые, накрыло нас только сейчас. Се ля ви. Культура народа, как стихийное бедствие – неуправляема. Поэтому и «Иллюзия времен» — вполне искреннее высказывание. Но все же интересно представить себе то, что себе представит о нас человек будущего, если увидит двадцать первый век в Омске глазами мастеров фотошопа.