Нефтяной рост
В феврале все бумаги нефтяных компаний показали себя лучше рынка и, несмотря на сложности в мировой экономике, в среднем приросли в цене на 20%. Рост в нефтяном секторе происходил по многим причинам. В первую очередь, конечно, он был связан с налоговыми послаблениями для отрасли. Значительно российские нефтяники выиграли и от девальвации национальной валюты, и теперь рублевая выручка будет держаться у них на достаточно приемлемом уровне. Как признал президент Роснефти, при сегодняшнем курсе рубля и цене нефти в 35 долларов за баррель финансовые показатели нефтяных компаний России будут примерно соответствовать показателям, которые могли бы быть при цене на нефть в 75 долларов.
Среди лидеров февральского ростового тренда можно выделить Роснефть и ЛУКойл бумаги которого прибавили в цене 20%. Но самую лучшую динамику продемонстрировал все же Сургутнефтегаз, чьи акции поднялись от минимумов начала года уже на 70%. Многие аналитики сходятся во мнении, что восстановление котировок Сургутнефтегаза будет происходить значительно быстрее, чем у других нефтяных компаний. В отличие от многих лидеров отрасли, Сургутнефтегаз развивался не на заемные, а на собственные средства, поэтому у компании не только отсутствует задолженность, но еще и есть значительные средства, сосредоточенные в валютных депозитах.
Сургутнефтегаз и Роснефть, кстати, получили дополнительный плюс от решения правительства о снижении налоговой нагрузки. С января вся нефть, добываемая на месторождениях Восточной Сибири, была освобождена от налогообложения в критические для отрасли моменты. Показателем критичности принят ценовой уровень в 40 долларов за баррель. То есть когда цена на мировом рынке опустится ниже 40 долларов, то вся нефть, добываемая Роснефтью и Сургутнефтегазом на месторождениях Восточной Сибири, будет освобождаться от налоговой нагрузки вообще.
Порадовала акционеров и Роснефть, подписав долгосрочный договор с Банком развития Китая. По условиям этого контракта Роснефть получает 15 млрд долларов от китайской стороны с рассрочкой на 20 лет в счет будущих поставок нефти, которые начнутся с 2011 года. Пока, правда, не совсем ясны параметры этой сделки (ее участники не озвучили цену, по которой будут осуществляться поставки восточно-сибирской нефти в Китай), тем не менее кредитные ресурсы, которые Роснефть получает на очень выгодных условиях, помогут компании реструктурировать долги.
Металлургия
Продемонстрировали рост и акции компаний черной металлургии. Прежде всего на положительных новостях о растущих объемах заказов. В четвертом квартале прошлого года у всех металлургических комбинатов отмечался резкий спад производства, почти на 70%, что и привело к такому же обвальному падению их котировок. Сейчас металлургические предприятия пытаются восстановить потери в капитализации, но восстановление это, на наш взгляд, носит спекулятивный характер. Что ни говори, но параметры рынка промышленных металлов несколько иные, чем у рынка нефти, и динамика на этих рынках разная.
Особняком стоят лишь золотодобывающие компании («ПолюсЗолото», «Полиметалл») и ГМК «Норильский никель». Бумаги золотодобытчиков торговались в феврале по ценам, очень близким к своим историческим максимумам. В принципе интерес инвесторов к таким активам понятен, поскольку на фоне общей нестабильности всех интересуют понятные активы, тем не менее краткосрочный потенциал роста у акций компаний «ПолюсЗолото» и «Полиметалл» уже почти исчерпан.
Что касается «Норильского никеля», то резкие взлеты и падения, которые компания демонстрировала в январе и феврале, имели скорее не внешние, а внутренние причины. Миноритарии ГМК опасались, что его контролирующие акционеры договорятся о создании холдинга с «Русским алюминием» Олега ДЕРИПАСКИ и «Металлинвестом» Алишера УСМАНОВА, над которыми нависло существенное долговое бремя. В случае создания такого холдинга часть своих проблем контролирующие акционеры неизбежно переложили бы на плечи миноритариев «Норильского никеля», поэтому рынок такие перспективы не могли радовать. К счастью, 26 февраля главы компаний твердо заверили, что объединения не будет, эту новость рынок воспринял с оптимизмом, и теперь «Норильскому никелю» ничто не может помешать вырваться в лидеры рынка. На наш взгляд, этой бумаге вполне по силам в ближайшее время перешагнуть и отметку в 3000 рублей.
Аутсайдеры
Аутсайдерами в феврале были (уже по традиции) банки и предприятия телекоммуникационной отрасли. Банковские бумаги торговались в прошлом месяце на предельных минимумах. Сбербанк не получил поддержки даже на уровне в 15 рублей за акцию, а бумаги ВТБ упали уже ниже 2 копеек. Впрочем инвесторам мы бы рекомендовали внимательно отслеживать события в банковском секторе. Время для банковских акций, вне всякого сомнения, еще придет. Тем более время акций Сбербанка. Именно в этих акциях наиболее вероятны сильные движения в самые короткие сроки. В акциях ВТБ, на наш взгляд, такой потенциал пока не просматривается.
В цену на акции телекомов рынок заложил уже все возможные риски, и тем не менее в феврале бумаги отраслевых компаний были практически не востребованы. Аналитики связывают потерю интереса к телекоммуникационной отрасли с девальвацией рубля, поскольку эти компании традиционно ориентированы на внутренний спрос и выручку считают исключительно в рублях. Но в долгосрочной перспективе, на наш взгляд, потенциал роста у таких бумаг, как Уралсвязьинформ, Сибирьтелеком, Волгателеком и Дальсвязь может быть многократным, поэтому иметь их в своем портфеле в небольшом количестве будет полезно.
Некоторое оживление имело место в феврале в секторе энергетики. Правда, оживление коснулось в первую очередь бумаг с низкой ликвидностью, а в котировках лидеров отрасли – Русгидро и ФСК – значительного движения не происходило, что наводит на мысль о том, что активность в этом секторе проявляли лишь спекулянты. Серьезным инвесторам мы пока не советуем приобретать энергетические бумаги для краткосрочных и среднесрочных инвестиций, поскольку короткий ростовой тренд может в любой момент смениться глубоким и непрогнозируемым падением. Пока этот сектор интересен только в долгосрочной перспективе.
Перспективы
Поскольку цены на акции компаний сегодня не зависят от стоимостной оценки активов и фундаментальный анализ фактически не работает, то инвесторам остается единственный доступный ориентир – динамика нефтяных цен. В феврале мировые цены на нефть подтянулись к отметке 45 долларов за баррель (это движение вверх было вызвано сокращением предложения нефти на мировом рынке и снижением запасов сырой нефти в США), и если динамика сохранится, а цены закрепятся на уровне хотя бы в 50 долларов за баррель, то и у бумаг российской нефтянки будет шанс прибавить в цене еще 20-30%.
Хорошие перспективы у бумаг ЛУКойла и Роснефти. Вполне вероятно продолжение ростового тренда и в бумагах Сургутнефтегаза. Спрос на акции этой компании может подстегнуть и приближение даты отсечки в реестре акционеров, которая ожидается в середине марта (у Сургутнефтегаза ожидаются неплохие дивиденды – по полтора рубля на одну привилегированную акцию и по рублю на одну обыкновенную). В общем, российский рынок акций уже нащупал, похоже, нижний уровень поддержки. Можно даже сказать, что шаткое равновесие медленно смещается в фазу роста. Во всяком случае для дальнейшего снижения уже меньше оснований. На рынке остались только мелкие спекулянты, которые значительного влияния на котировки оказать не могут, и стратегические инвесторы, которых не интересуют ни текущие цены, ни негатив, поскольку избавляться от акций за бесценок они не намерены.