Минпром полгода просит льготу в одну тысячу рублей
Обращение минпрома гуляло между горсоветом и мэрией несколько месяцев. Переписка шла по всем правилам бюрократии: запрос на имя мэра, от мэра – в комиссию по оценке эффективности предоставления налоговых льгот, от комиссии – вновь мэру, затем – в комитет Александра МЯСНИКОВА. Попутно в переписку вклинилось правовое управление горсовета: оказалось, что предоставить льготу одному парку Птичья гавань нельзя. В неравном положении окажутся все остальные особо охраняемые природные территории города. Таким образом, в проект решения были включены еще две зоны: областной дендропарк и территория местного значения – Восточная роща в поселке Кордном. По всем законам логики к шестому месяцу эпистолярной эпопеи минпром должен был утомиться и поумерить свою настойчивость. Затраты на переписку между областными и городскими ведомствами уже превысили стоимость запрашиваемой льготы. Но для областных чиновников добиться льготы было делом принципа. Это и насторожило депутатов.
— Чем вызвана такая настойчивая просьба ликвидировать налог в тысячу рублей? Это что, принципиально для областного бюджета? Смешно, честное слово, — недоумевал депутат Сергей ТЕРЛЕЕВ на комитете 5 февраля.
К этому времени решение уже прошло первое чтение и комитет должен был рекомендовать горсовету принять его в целом. Осознавав важность момента, в горсовет впервые за полгода переписки прибыл лично начальник управления охраны окружающей среды минпрома Александр ВОЛОДЬЕВ. Он пояснил депутатам, что льгота области нужна не столько для экономии бюджета, сколько для восстановления юридической справедливости. Дело в том, что от уплаты земельного налога в Омске сегодня освобождены областные и муниципальные органы власти и бюджетные учреждения «в отношении земель, на которых расположены здания, необходимые для обеспечения их деятельности». Земли Птичьей гавани переданы областью в бессрочное пользование одноименному бюджетному учреждению. Но поскольку административный корпус данного учреждения не занимает всю территорию парка площадью 113 га, налоговая льгота ему не полагается.
— Получается, бюджетные учреждения, которые имеют недвижимое имущество и земельный участок под ним, освобождаются от земельного налога, а то учреждение, которое имеет участок для природоохранных целей – не освобождается. Почему? — резонно заключил г-н ВОЛОДЬЕВ.
— Потому что там, где стоят здания учреждений, уже все построено и другого не будет, а здесь можно построить все что угодно, — заметил Сергей ТЕРЛЕЕВ. – Вот когда вы построите здесь что-то функциональное, тогда нет вопросов — освободим эту землю от налогов.
Александр ВОЛОДЬЕВ заверил, что сейчас на территории парка никакого строительства не ведется. А если и будет когда-то вестись, то только за счет областного бюджета, и оформляться застройка будет в собственность области.
«Для себя держите сад? Сами там гуляете?»
Разобравшись с Птичьей гаванью депутаты переключились на вторую территорию, которую тоже нужно было освободить от земельного налога, — дендрологический парк.
— Читаю ваше пламенное обращение, в котором говорится об экологическом и эстетическом воспитании населения Омска, — взяла слово депутат Ольга КУЗНЕЦОВА. — В чьей собственности омский дендрологический сад?
— В собственности Омской области. Передан в бессрочное постоянное пользование бюджетному учреждению, — ответил Александр ВОЛОДЬЕВ.
— Возникает вопрос: как жители города могут пройти на эту территорию? – продолжила депутат. — Жители мне, депутату, задают вопрос: почему там с одной стороны сада протянута колючая проволока? Вы знаете об этом? Или вас отвезти показать?
— Если ее там не будет... – замялся чиновник. – Туда уже в этом году залезли и спилили 19 голубых елей. В штате парка всего шесть человек.
— Но колючая проволока в центре города, господа! — возмущалась депутат. — Уберите ее! Просто стыдно людям в глаза смотреть. Мы что, в средние века живем? Или это исправительное учреждение? И когда будет вход открыт? По какому режиму жители Омска, экологическим и эстетическим воспитанием которых вы занимаетесь, туда попадут?
— На сегодняшний момент в дендрологическом парке особый режим охраны, — попытался объяснить Александр ВОЛОДЬЕВ. – Получается, свободного доступа туда нет. Но экскурсии коллективные проводятся. Можно обратиться. Экскурсовод есть – он может провести. Если открыть это все для свободного посещения, то никакая охрана не уследит, что там на этих 6,5 га будет.
— Какие коллективные посещения? – удивилась Ольга КУЗНЕЦОВА. — Для кого содержат в центре города уникальное место?
— Для себя держите? Сами гуляете? – напирал депутат Василий МАМОНТОВ.
— Для чего нам эти дендропарки и прочие вещи, если туда жителей не пускают, отгораживают колючей проволокой? – подхватил тему Владимир ГЕРЧИК. — Обнесите это все нормальным забором, и ворота должны быть открыты для людей. А эти шесть человек в штате не должны стоять как церберы на входе, а должны уборкой заниматься.
Александр ВОЛОДЬЕВ молчал. Он, конечно, не был готов к такому повороту событий. Он намеревался отстаивать льготу для Птичьей гавани. Льготы для дендропарка область вообще не просила. Ее дописали в решение по инициативе юристов горсовета. И вот теперь Александру ВОЛОДЬЕВУ нужно было ответить и за колючую проволоку, и за голубые ели, и за особый режим охраны. Допрос чиновника прервал заместитель председателя комитета Александр ДМИТРИЕВ. Он предложил депутатам съездить на экскурсию в дендросад и посмотреть на все, что там творится, своими глазами.
— Сейчас вы скажете: уж лучше бы мы тысячу рублей заплатили, — пожалел чиновника Александр МЯСНИКОВ.
— Нет, не скажем. Назовите дату, — перспектива депутатской экскурсии Александра ВОЛОДЬЕВА не испугала.
Экскурсия в дендропарк должна пройти 10 марта, то есть за неделю до очередного заседания горсовета, на котором депутаты должны будут принять окончательное решение – освободить «Птичью гавань» и дендропарк от налога в 1 тысячу рублей в год или отказать области.