Главным новшеством стало введение прямого возмещения убытков, по которому попавший в ДТП водитель, получивший полис после 1 марта, вправе обращаться в свою страховую компанию, а не виновника, как было ранее. То есть у страхователя появилась возможность делать выбор между двумя страховщиками. Вводится и оформление аварий по так называемому европротоколу (для России заимствован французский вариант), когда сумма ущерба, нанесенного автомобилю пострадавшего, не превышает 25 тысяч рублей и когда всего два участника, причем не получивших травм при происшествии. В этом случае водители могут обо всем договориться сами: заполнить извещение, которое будет выдаваться вместе с полисом ОСАГО, нарисовать схему ДТП, подписать ее в ближайшем отделении ГИБДД и отправиться в свои страховые компании, где и будет выясняться виновник происшествия. Самих сотрудников госавтоинспекции вызывать к месту столкновения не нужно.
Минфин выступает за равенство
Еще до вступления этих правил в силу российские страховые компании подписали Соглашение между членами Российского союза автостраховщиков о прямом урегулировании возмещения убытков, которое обязало их исполнять все нововведения.
Однако не прошло и недели с момента начала действия соглашения, как Минфин РФ наложил на него вето, отправив документ на доработку.
Министерство посчитало, что система прямого возмещения убытков (ПВУ) должна работать в том случае, если ею могут воспользоваться все владельцы полисов ОСАГО. Иначе возникнет путаница.
Как следует из соглашения членов Российского союза автостраховщиков (РСА), ПВУ должно распространяться только на тех водителей, которые приобрели полис ОСАГО после 1 марта. Остальным оставалось ждать истечения срока действия старой страховки. Что же делать, когда в ДТП попадут водители с разными полисами, то есть полученными до и после 1 марта, РСА внятного ответа до недавнего времени не давал. Как сообщили в омском филиале компании «Росгосстрах», в этом случае ПВУ они смогут воспользоваться только в том случае, если виновник аварии имеет документ ОСАГО нового образца. В письме замминистра финансов Сергея ШАТАЛОВА, адресованного РСА, говорится, что в соглашении есть большое количество юридических, технических и редакционных замечаний, которые могут вызвать трудности в толковании норм и их применении и вдобавок нежелательные последствия в случае судебных разбирательств.
Закон сырой
Как ни странно, но и члены РСА не были в полном восторге от новой реформы в системе ОСАГО с самого начала. Еще до вмешательства Минфина все страховщики в один голос заявляли, что новый вариант закона сырой и что они не готовы к новым правилам страхования. Страхователям же они объясняли, что за возмещением ущерба по старинке лучше обращаться в компанию виновника ДТП, а при незначительных повреждениях авто лучше воспользоваться услугами сотрудников ГИБДД или аварийных комиссаров, нежели самостоятельно составлять схемы ДТП и заполнять другие бумаги.
Интересно, что нововведения в сфере ОСАГО должны были вступить в силу еще в июле прошлого года, однако из-за неготовности к ним страховых компаний их старт пришлось перенести до 1 марта 2009 года.
На брифинге, посвященном поправкам к закону об ОСАГО, 4 марта директор омского филиала компании «Росгосстрах» Станислав ХОМЯКОВ отметил, что, как и в прошлом году, страховщики вновь не готовы к реформе.
— Закон сырой. Не все участники к нему готовы, а для многих он стал почему-то неожиданностью. Ряд компаний могут отказаться от лицензии на осуществление ОСАГО, так как от них это потребует финансовых вложений — покупки дополнительного оборудования, а также привлечения новых сотрудников. В данный момент ситуация такая, что либо член РСА подписывает соглашение о прямом урегулировании и работает, либо он его не подписывает и автоматически исключается из членов РСА, лишаясь лицензии на осуществление ОСАГО. Вариантов выбора у компаний очень мало, — сообщил страховщик.
Страховщиков станет меньше
Руководитель омского филиала компании «Росгосстрах» добавил, что в период финансового кризиса вообще прогнозируется исчезновение с российского рынка страхования небольших компаний, которые не располагают большими резервами. Ссылаясь на экспертов рынка, он заметил, что на данный момент в стране работает около 800 страховщиков, из них более 100 занимаются ОСАГО, а в конце 2009 года, продолжает он, их количество может сократиться до 200, из которых ОСАГО будут заниматься только 30 — 40 компаний.
Станислав ХОМЯКОВ не стал скрывать, что такое направление, как ОСАГО, его организации приносит убыточность в объеме 72-75%, а с введением системы ПВУ она еще увеличится на 25-30%.
Увеличение расходов у крупных компаний при ПВУ председатель Общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь ПУШКАРЬ называет одним из главных недостатков новой реформы. Он пояснил, что у потерпевшего появилась возможность выбора – обращаться за возмещением ущерба либо в свою страховую компанию, либо компанию виновника ДТП. Если брэнд страховщика известен, и он давно работает на рынке, то пострадавший в своем выборе скорее всего отдаст предпочтение ему.
— Есть компании, своевременно выплачивающие страховку, в течение 30 дней, а есть и такие, которые задерживают выплаты. Потерпевший выберет ту компанию, у которой есть деньги. Для страховщика с хорошей репутацией и финансами этот момент может сыграть злую шутку, — считает Игорь ПУШКАРЬ.
Гарантийный депозит в 3 млн рублей будет храниться в «Альфа-банке»
Большинство страховщиков уверено, что новый вариант закона будет запущен не для страхователей, а для страховщиков, которым он позволит отработать механизмы взаимодействия друг с другом. Главным моментом ПВУ является необходимость сотрудничества страховых компаний между собой, после того как одна из них выплатила деньги пострадавшему в ДТП. По Соглашению между членами Российского союза автостраховщиков о прямом урегулировании возмещения убытков компания, которая возместила ущерб своему потерпевшему, направляет документы страховщику виновника происшествия и выставляет ему счет, чтобы вернуть потраченные деньги.
Для взаимодействия между страховщиками РСА создал клиринговую систему АПК ИРЦ ОСАГО, которая будет осуществлять документооборот и взаиморасчеты между компаниями — участниками системы ПВУ. В качестве базового банка выбран Альфа-банк, в котором каждый страховщик должен открыть расчетный счет, через который будут осуществляться расчеты по прямому урегулированию. Здесь же у компании должен появиться депозитный счет в 3 млн рублей. Это своего рода гарантия для работы в системе прямого урегулирования.
— Если в течение пяти дней после получения пакета документов о ДТП страховщик виновника не рассчитается с другой страховой компанией, то эти деньги списываются с его депозита. Если в течение месяца депозит не пополняется, встает вопрос о дальнейшей работе этого страховщика в рамках прямого урегулирования – он может быть вычеркнут из РСА и лишен лицензии на ОСАГО, — сообщил Станислав ХОМЯКОВ.
По словам Игоря ПУШКАРЯ, урегулировать взаимозачеты страховым компаниям будет очень сложно по причине отсутствия единого стандарта оценки ДТП.
— Каждый страховщик оценивает убытки по-своему, не факт, что компания виновника, которая при прямом урегулировании должна будет возместить убытки компании пострадавшего, согласится с предъявленными расчетами, — сомневается председатель Общества по защите прав потребителей в сфере страхования.
Однако РСА думал над этой проблемой и придумал так называемый расчет по фиксированным ценам. Независимо от того, какую сумму страховщик выплатит потерпевшему, компания виновника возместит ему фиксированную сумму. Как поясняют в РСА, это сделано для того, чтобы у страховщиков не возникало желания завышать выплаты своим страхователям, а потом предъявлять эти расходы страховщику виновника. Фиксированные суммы разбиты на 9 групп и составляют от 20,9 тысячи до 31,7 тысячи рублей. Для СФО эта сумма составляет 23,4 тысячи рублей.