Николай ГОРНОВ, обозреватель «КВ» О безработице и русском характере

Дата публикации: 01 апреля 2009

Даже на аппаратном совещании у мэра тоже не обошли эту тему стороной. И все ответственные лица по-прежнему выражали лицами умеренный оптимизм, пересказывая друг другу сочинения службы занятости о готовности к труду и обороне, о постоянном превышении количества вакансий над здравым смыслом и об успешной реализации программы каких-то там дополнительных мер, на которые пообещал выделить деньги федеральный бюджет.

Я лично нисколько не сомневаюсь, что все эти меры по опережающему профессиональному обучению, организации общественных работ, а также по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан нам помогут справиться с массовой безработицей. На бумаге мы можем справиться с чем угодно. Вот только реальность часто не совпадает с фантазией чиновников. Проблема в том, что у нас как не было, так и нет устойчивой системы государственных социальных гарантий для безработных. А у потенциальных безработных совершенно нет навыков в получении доходов, не связанных с основной деятельностью. Если, например, средний американский управленец может иметь помимо работы небольшой бизнес в Интернете, может преподавать или инвестировать деньги в акции, облигации или паи различных фондов, то средний омский менеджер не способен вообще ни на что. За несколько лет относительной стабильности он только сподобился нагрузиться кредитами.

Впрочем, как показал опрос, проведенный ВЦИОМ, многие россияне на помощь государства особо не рассчитывают. Поэтому в рейтинге социальных страхов на первое место вышла именно безработица. По данным ВЦИОМ, о боязни потерять работу заявили в этом году более 60% опрошенных жителей России. А если еще учесть, что в 2009 году каждый пятый россиянин стал бояться еще и задержек в выплатах зарплат, то государству уже впору беспокоиться не только о безработице, но и о психическом здоровье нации, которая вплотную подошла к той черте, за которой начинается уже национальная фобия. К аналогичным выводам подводят, кстати, и данные других исследований. В ноябре-декабре прошлого года исследовательская компания Synovate попыталась выяснить, каких же последствий кризиса люди боятся больше всего, опросив жителей 15 стран мира, в том числе России, и тоже сделала вывод, что большинство россиян очень нервно реагирует на слово «безработица». Страхами перед потерей работы поделились с социологами 55% опрошенных, в то время как даже в Бразилии таковых оказалось лишь 42%. Впрочем, русский характер все равно не побороть. Вторым по популярности ответом россиян на вопрос о социальных страхах стало, как следует из отчета компании Synovate, оптимистичное заверение: «Я вообще ничего не боюсь».

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/04/12/nikolay_gornov__obozrevatel_kv_o_bezrabotitse_i_russkom_haraktere