Кризис сладкой жизни не помеха

Дата публикации: 22 апреля 2009

Однако Госплан упорно нацеливал наш регион на химическую промышленность и ВПК. В начале 90-х руководство объединения «Омскпищепром» пыталось, помнится, пробить идею строительства в Омске конфетной фабрики, однако из этого тогда ничего не вышло. Первые омские конфеты в классическом исполнении омичи увидели только в 2005 году, когда в торговых точках города рядом с федеральными брендами прописалась местная «Сладуница». Интерес населения к продукции местных производителей оказался высоким, несмотря на отсутствие рекламы и маркетинговой поддержки. Заинтересовавшись «шоколадной» нишей, в 2007 году туда же последовал крупнейший омский производитель мучных кондитерских изделий «Сладонеж», вложив в перспективное направление около 3 млн евро. Сегодня освоить этот рынок пытаются и другие омские игроки – высокий ценовой сегмент рынка шоколадных конфет Омска осваивает ООО «Омская шоколадная компания», некоторые пралиновые конфеты производит и «ООО «Любинский завод пива и кондитерских изделий».

Тенденции

Основная причина появления в Омске местных производителей конфет — высокие темпы роста спроса. На протяжении последних нескольких лет российский рынок шоколадных конфет и шоколада увеличивался в среднем на 12-13% в натуральном выражении и в 2008 году составил 820,3 тыс. тонн. Спрос и родил предложение: изготовленные на месте конфеты выигрывают в цене за счет транспортной составляющей и в качестве — за счет свежести. Причем в условиях кризиса эти преимущества оказались еще более эффективными.

Согласно оценкам специалистов исследовательской компании «Бизнес Аналитика» по сравнению с 2007 годом прирост в 2008 году составил только около 3-5% в натуральном выражении. А по данным компании «inFOLIO Research Group», обнародовавшей в конце марта текущего года данные исследования российского рынка шоколадных изделий, объем этого рынка снизится в 2009 году до 816,2 тыс. тонн.

Понятно, что падение спроса — результат кризиса, и прежде всего происходит это из-за
снижения реальных располагаемых доходов населения, которое фиксируется и Росстатом (-6,7% по итогам января), и Омскстатом (-1,2% по итогам декабря). Очевидно, что и в целом на протяжении 2009 года данная тенденция продолжится. При этом цены на иногородние конфеты двигались в обратном направлении — росли. Уменьшение продаж дорогого шоколада начиная с конца прошлого года отмечает руководитель сети супермаркетов «Наш магазин» Дмитрий ШАДРИН. А значит, предпочтения омичей еще больше сдвигаются к местной продукции.
Игроки
Сегодня омский рынок шоколадных конфет представлен рядом как местных, так и федеральных предприятий. Наиболее известными из числа омских производителей считаются кондитерская фабрика «Сладуница», ООО «Омская шоколадная компания», ОАО «Сладонеж». Если же говорить о федеральных производителях шоколадных конфет, то здесь можно выделить ОАО «РотФронт», ОАО «Красный Октябрь» и ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский», входящие в холдинг «Объединенные кондитеры», а также предприятия ОАО «Сладко» и «Нестле». К началу 2009 года доля иногородних производителей шоколадных конфет уже снизилась до 78% омского рынка. И тенденция к вытеснению «инородцев» сохраняется. Причем омичи осуществляют поставки и далеко за пределы Омской области. «Сладуница»поставляет шоколадную продукцию в несколько десятков регионов, среди которых не только соседние регионы, но и Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург, Иркутск, Красноярск, Владивосток.
— Нашими основными конкурентами на омском и региональном рынках изначально являлись «Нестле» с ТМ «Россия» и кондитерское объединение «Сладко». Выйдя на существенные объемы, мы попали под пристальное внимание и «Объединенных кондитеров». На использование популярных с советских времен наименований, зарегистрированных ими, мелкими участниками российского шоколадного рынка, федеральный холдинг закрывает глаза. В то время как с нами сами инициировали договоренность о неиспользовании их интеллектуальной собственности, — рассказал «КВ» коммерческий директор кондитерской фабрики «Сладуница» Евгений ШАВЫРОВ.
Отдельно стоит упомянуть о том, как делят между собой полочное пространство в супермаркетах омские и федеральные производители. По традиции полки, на которых выставлена продукция таких компаний, как «Сладко», «Нестле», «РотФронт», «Красный Октябрь» и «Кондитерский концерн «Бабаевский», расположены на уровне глаз покупателей (за что федералы платят дополнительные бонусы, увеличивающие цену), в то время как местные конфеты лежат на нижних полках и не бросаются в глаза. Однако сегодня даже нижняя полка уже не мешает омским производителям успешно конкурировать по уровню продаж с федеральными компаниями.
— Лидируют по уровню продаж в сегменте шоколадных конфет ТМ «Россия» («Нестле») и омская «Сладуница», в частности, ее конфеты «Сладуванчик» продаются лучше всех и участвуют в акции «желтый ценник», — рассказали корреспонденту «КВ» в отделе маркетинга ООО «Компания Холидей».
— На фоне того, что поставки московских конфет снизились, все большим спросом у омичей стала пользоваться шоколадная продукция омских компаний. В числе лидеров продаж можно выделить конфеты фабрики «Сладуница» и ОАО «Сладонеж», — сообщили «КВ» в отделе маркетинга супермаркета Торгового центра «Омский».
Эксперты утверждают, что экономический кризис не отразился на омских кондитерах. Лучшим подтверждением этому является то, что многие из них в ближайшее время не только не собираются прекращать свою деятельность, но еще и намерены расширить ассортимент продукции.
— В этом году наряду с уже производимыми нами тридцатью наименованиями конфет, в числе которых «Финики в шоколаде», «Грецкий орех в шоколаде» и «Чернослив в шоколаде», мы планируем выпустить продукцию с новыми начинками, а также заняться производством плиточного шоколада, — рассказали «КВ» в ООО «Омская шоколадная фабрика».
Около 100 позиций шоколада и шоколадных конфет сегодня присутствует в общем ассортиментном портфеле КФ «Сладуница», причем 10% выведены на рынок уже в 2009 году. У «Сладонежа» в ассортименте сегодня около двадцати наименований, но, судя по объему инвестиций в производство конфет, в ближайшее время возможно появление новинок.
Рыночные реалии
По мнению экспертов, одной из наиболее ярко прослеживающихся тенденций на рынке шоколадных конфет является перераспределение покупательского спроса.
Спрос на конфеты стоимостью выше 200 рублей за килограмм в период кризиса практически исчез. Оценив эту ситуацию, дистрибьюторы чуть ли не в два раза сократили поставки шоколадных конфет в коробках на прилавки омских супермаркетов.
— Если раньше наибольшей популярностью у омичей пользовались конфеты среднего ценового сегмента, то в разгар финансового кризиса спрос перераспределился на более дешевую продукцию, стоимость которой не превышает 100 рублей за килограмм, — сообщил «КВ» Евгений ШАВЫРОВ.

Заметным в сегодняшней ситуации становится постепенный уход с конфетного рынка иностранных производителей. Так, в 2008 году свою продукцию в регионы России перестали поставлять польские и австрийские кондитерские компании. Это было обусловлено слишком высокими затратами на транспортировку. В конце февраля президент компании Mars в России и СНГ Ричард СМАЙТ заявил, что увеличение выручки в 2009 году составит от 5 до 15%, тогда как раньше рост оборота ожидался на уровне 25%. А в британской кондитерской компании Cadbury, недавно опубликовавшей финансовый отчет за 2008 год, даже отметили, что «рыночная стратегия в России оказалась менее успешной, чем ожидалось» – из-за снижения продаж шоколада в России, Польше и Франции выручка Cadbury в Европе выросла всего на 3,8%. При этом в компании также прогнозируют дальнейшее снижение спроса со стороны россиян.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что у российских производителей намного больше шансов завоевать омский рынок, чем у иностранных. Исключение, пожалуй, составляет только Украина с ее дешевым сахаром и незначительными затратами на транспортировку до российской границы. Выходом из сложившейся ситуации, по мнению экспертов, может стать увеличение государственных пошлин на ввозимую в Россию из Украины шоколадную продукцию. Это незамедлительно отразится на ее стоимости, а следовательно, поставит отечественных и украинских кондитеров в равные условия.
Новичков здесь не ждут
По оценке специалистов, омский рынок кондитерских изделий считается уже устоявшимся и приход на него новых игроков теперь уж вряд ли возможен. Объяснить это можно следующим. Во-первых, федеральные производители используют в качестве дистрибьюторов своей продукции оптовые компании, которые в период кризиса неохотно берутся за новые проекты, поскольку опасаются сработать в убыток. Во-вторых, покупатели с недоверием относятся к новой продукции, а следовательно, рассчитывать на хорошую прибыль новичкам не стоит.
Подводя итог всему вышесказанному, еще раз отметим: если еще пять лет назад понятия рынка омских шоколадных конфет как такового не существовало вообще, то сегодня омичи благодаря качеству и цене своей продукции создали реальную конкуренцию федеральным производителям шоколадных конфет. Более того, отдельные омские производители уже активно работают на российском шоколадном рынке и формируют на нем новый брэнд — омские конфеты.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/04/15/krizis_sladkoy_zhizni_ne_pomeha