— Анатолий Петрович, разобраться в сути спора, который ведут сегодня нефтяники и антимонопольные органы, довольно сложно. Так какие же цены на бензин на омском рынке – высокие или рыночные?
— Цена на нефть и нефтепродукты регулируется на рынке исключительно рыночными механизмами. Сегодня любая нефтяная компания, в том числе и «Газпром нефть», продолжает даже в столь сложных для себя условиях конкурировать, бороться за своего клиента. Политика «все – для потребителя» продолжает активно реализовываться и на омском рынке. Наше предприятие с декабря прошлого года и по сегодняшний день уже восемь раз проводило снижение розничных цен на различные виды нефтепродуктов. Дешевели и бензин популярных марок, и бензины категории евро, снижались цены на зимнее и летнее дизтопливо, на автомобильный газ. Помимо снижения цен на автомобильное топливо наша компания постоянно предлагает целый ряд привлекательных акций. «Париж. Весна. Романтика.», «Удачный выходной» — это только одни из последних. Мы регулярно вводим в практику всевозможные дополнительные условия для автомобилистов – заправка, например, машин в ночное время и в выходные дни по льготным ценам.
— То есть вы считаете позицию Омского УФАС неконструктивной?
— Мнение антимонопольного органа, что ОАО «Газпромнефть-Омск» в 2007-2008 годах занимало доминирующее положение на рынке, а цены на нефтепродукты были высоки для конечного потребителя, на наш взгляд, субъективно и спорно. Решение комиссии Омского УФАС мы уже обжаловали в судебном порядке, и окончательное решение за судом. Мы считаем, что выбор как таковой у клиентов был и есть всегда. В Омской области торговлей нефтепродуктами занимается около 80 хозяйствующих субъектов, и на тот момент действовало около 300 АЗС, из которых только менее трети принадлежало ОАО «Газпромнефть-Омск». Свой вывод Омское УФАС обосновывает большими объемами продаж, а такой однобокий подход, на наш взгляд, не раскрывает полную и объективную картину происходящего. Наши АЗС действительно популярны у местных автолюбителей. Но причина здесь не в количестве.
— А в чем?
— У нас высокий уровень сервиса, выгодная система расчетов, гарантированное качество нефтепродуктов. И возникли эти конкурентные преимущества не вдруг, из ничего, а благодаря последовательному внедрению компанией эффективных проектов, рассчитанных на длительную перспективу. А когда такая работа постоянно ведется по всем направлениям, то и результат очевиден: АЗС компании «Газпромнефть-Омск» не простаивают. Отсюда и большие объемы продаж. Аналогичные претензии ФАС РФ предъявила еще к трем крупнейшим нефтяным компаниям. Причем сценарий разбирательств и несогласия сторон везде схож. Ничего удивительного. До тех пор пока остается несовершенной законодательная база, существует непомерная налоговая нагрузка на отрасль и отсутствует единый регламент расчетов себестоимости продукции, нынешний диалог антимонопольного ведомства и бизнеса – это, на мой взгляд, непродуктивная трата времени и нецелевые финансовые издержки. Между тем, по словам главы антимонопольного ведомства РФ, подобные проверки предстоят еще в 200 нефтяных компаниях.
— А каков ваш прогноз насчет цен? Будут ли они снижаться дальше?
— Будет ли продолжение нынешней тенденции, не возьмется сегодня прогнозировать никто. Ведь ценовую рулетку крутит на международном рынке пара спрос — предложение. То есть если экономика сокращает свои объемы, то и потребность в энергоносителях уменьшается, отсюда – падает цена. Но как только минует кризис и начнется восстановление отраслей, то спрос увеличится. Так было и так будет сегодня, через неделю, через год. Конечно, кому-то хочется думать, что нефтяные компании купаются в деньгах. Умея грамотно вести бизнес, прибыль компания действительно зарабатывает. Но мы и тратим ее с умом. Не на себя лично. Ведь в конечном итоге прибыль – это инвестиции на дальнейшее развитие сбытового рынка, что опять-таки позитивом оборачивается на еще более качественном уровне обслуживания омичей и жителей области. Еще год-полтора назад, когда цена на бензин была несколько выше, компании «Газпром нефть» в Омске удалось реализовать эффективную инвестиционную программу. В регионе было построено и реконструировано более полутора десятков мультитопливных автозаправочных комплексов, на АЗС оборудованы десятки современных минимаркетов с товарной линейкой одновременно в несколько тысяч наименований, функционируют точки горячего питания, открыта СТО, автомойка, действуют посты подкачки шин, пылесосы, также внедрены различные дополнительные технические и расчетные услуги для автовладельцев. Понятно, что на организацию и осуществление таких программ требуются материальные средства, интеллектуальные ресурсы и многое другое. Справедливости ради надо отметить, что масса других сбытовых предприятий в Омске и области отнюдь не утомляют себя огромными тратами на техническое, технологическое, качественное и сервисное развитие. Словом, у каждого своя и тактика, и стратегия, и цели.