Городские помещения, спрос на которые у арендаторов и так-то был не слишком высок, в связи с кризисом стремительно пустеют. На сегодняшний день не востребованы 20 тысяч кв. метров нежилых помещений, и спрос продолжает снижаться. По словам первого вице-мэра города Омска Юрия ГАМБУРГА, муниципалитет и рад бы эти пустующие площади пустить в оборот подешевле и тем самым поддержать малый бизнес, но ограничен в своих действиях слишком жесткими нормами антимонопольного законодательства.
В соответствии с положениями Федерального закона «О защите конкуренции», напомним, договоры на аренду муниципального имущества могут заключаться только по результатам конкурса. Исключения могут быть только для тех субъектов малого и среднего предпринимательства, которые заключили договор аренды до 1 июля 2008 года. Таким предприятиям законом разрешено продлевать договоры без конкурса, но на срок не больший, чем до 1 июля 2010 года. Всем остальным придется заключать договоры уже по результатам конкурсов, а среди потенциальных арендаторов, по словам директора городского департамента имущественных отношений Юрия ГАМБУРГА, такая процедура особого энтузиазма не вызывает. На сегодняшний день пустуют уже 110 муниципальных нежилых помещений, предлагаемых в аренду, а это более 20 тысяч кв. метров.
Департамент, как уверяет Юрий ГАМБУРГ, делает все возможное, чтобы найти арендаторов. Уже проведены два аукциона на право заключения договоров аренды. Первый был признан несостоявшимся, поскольку на него не поступило ни одной заявки. По итогам второго аукциона заключено три договора аренды. В мае департамент планирует провести еще 2 аукциона. 12 мая будет выставлен 21 лот и 25 мая – еще 10 лотов. Низкую активность потенциальных арендаторов муниципального имущества, большая часть которых относится к малому и среднему бизнесу, Юрий ГАМБУРГ объясняет высокой конкуренцией на омском рынке аренды объектов недвижимости. В Омске, по его словам, еще до начала кризиса муниципальные помещения котировались у арендаторов не слишком высоко, поскольку расчетная арендная плата была зачастую больше рыночной, а сегодня конкуренция обострилась еще сильней. Рынок перенасыщен пустующими помещениями, и потенциальные арендаторы просто не желают морочить себе голову разными там городскими конкурсами.
Процедура проведения конкурса на право аренды муниципального имущества предполагает определенный лаг по времени. Сначала необходимо выбрать по конкурсу оценщика, потом заказать ему рыночную оценку помещений, опубликовать объявление о проведении конкурса, причем за месяц до его проведения, потом подвести итоги, заключить договор и так далее. По опыту, у города на все эти действия уходит более трех месяцев, а такой длительный срок согласится ждать не каждый потенциальный арендатор. В итоге, сетует Юрий ГАМБУРГ, теперь на бюджет города тяжким бременем стали ложиться расходы по содержанию пустующей недвижимости.
Антимонопольное законодательство, по мнению ГАМБУРГА, существенно снижает и эффективность поддержки муниципалитетом субъектов малого и среднего бизнеса. В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» органы местного самоуправления могут предоставлять в долгосрочную целевую аренду предприятиям малого и среднего бизнеса, оказывая им таким образом имущественную поддержку, а антимонопольное законодательство сводит на нет любые попытки осуществить такого рода поддержку.
Предприятие, которое обратится в муниципалитет за имущественной поддержкой, в соответствии с федеральным законодательством этой поддержки получить не сможет, поскольку договор об аренде необходимо будет заключать по результатам конкурса, а в том, что именно нуждающееся в поддержке предприятие окажется победителем этого конкурса, Юрий ГАМБУРГ высказывает вполне обоснованные сомнения. Причем под большим сомнением, по словам директора департамента имущественных отношений, и вопросы поддержания муниципальной недвижимости в нормальном техническом состоянии. Ремонты недвижимости город всегда проводил за счет арендаторов. А если у них не будет твердой уверенности в продлении договоров аренды, то и они, естественно, не будут вкладывать свои средства в ремонт муниципальных помещений.
— Не секрет, что на протяжении многих лет капитализация муниципальной недвижимости возрастала в большей степени за счет именно арендаторов, — пояснил членам коллегии Юрий ГАМБУРГ. – Только в прошлом году арендаторами было вложено в ремонт муниципальной собственности более 42 млн рублей. Найти такие средства в бюджете города нам будет весьма непросто. Причем антимонопольное законодательство ограничивает и права самих предпринимателей, арендующих муниципальные помещения. Яркий тому пример – это мини-рынки. При использовании муниципальных помещений под торговые объекты такого рода у предпринимателей возникают дополнительные сложности. Для сдачи в аренду торговых мест на мини-рынке необходимо тоже проводить торги, и только по их результатам можно будет заключать договоры с субарендаторами.
Эта проблема всем членам координационного совета при мэре города Омска оказалась, видимо, так близка, что опасения и тревоги муниципальных чиновников они поддержали без дискуссий. Согласились члены коллегии и с тем, что существующие нормы закона «О защите конкуренции» могут повысить эффективность управления муниципальным имуществом только в нормальной экономической ситуации, а сегодня, в ситуации кризиса, нуждаются в корректировке, поэтому дружно проголосовали за обращение с челобитной в Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству. И только экс-мэр Омска Юрий ГЛЕБОВ попытался выяснить, почему в законодательстве до сих пор существуют такие нестыковки, если премьер-министр ПУТИН так убедительно говорит о необходимости поддержки малого бизнеса. Но ответа он, естественно, не получил.