Сергей МИЗЯ директор ООО "Коминформ" председатель комитета по безопасности предпринимательской деятельности ОмТПП: "Я в Омске ощущаю себя папуасом, которым правят колонизаторы."

Дата публикации: 13 мая 2009

— Ваш комитет называется «по безопасности предпринимательской деятельности». Насколько я знаю, формально он существовал и раньше, однако, похоже, настало время, когда это направление стало особенно востребованным. Почему?
— В условиях кризиса отношения обостряются. Актуальными становятся, в частности,вопросы, находящиеся на стыке между правоохранительными органами и криминалом. Уже отмечается рост преступности, рейдерских захватов. Криминальные структуры различного толка на глазах активизируются.
— Почему?
— Кризис обозначил, что на рынке оказалось много бизнеса слабого, который испытывает большие проблемы: наращивает долги, восстанавливает бартер, а все это — питательная среда для развития преступности.
— И в Омске это ощущается?
— Одно из подразделений нашего предприятия занимается междугородними транспортными перевозками, и я могу сказать вполне определенно: опять начались грабежи и убийства на дорогах. Кроме того, за последние годы значительно выросли аппетиты чиновных структур, сотрудников силовых ведомств, и это уже создает прямую угрозу развитию предпринимательства в России. Плюс к этому — естественные монополии энергетики, нефтяной сектор, водоканал, железная дорога. Никто реально не контролирует их доходы и расходы, не анализирует рост тарифов, которые уже стали неподъемными. Как так — бизнес слабеет, экономика упала достаточно сильно, а тарифы растут? Во втором полугодии я ожидаю в стране череду банкротств.
— Это все глобальные общероссийские процессы, а как комитет при ОмТПП способен на них влиять?
— На сегодня комитет, как минимум, должен попытаться изменить ситуацию с налогообложением земли. Земля в целях налогообложения не может стоить выше рыночной цены. Как так получилось, что земля за ПО «Полет» на болоте, с относительным благоустройством, стоит раз в 40 дороже рыночной цены и с этого взимается налог, который превышает все разумные пределы. В итоге омские арбитражи начали заваливать исками, опротестовывая кадастровую оценку, и уже десятки структур на законных основаниях притормаживают выплату этих налогов. Однозначно, что данное законодательство мешает развитию предпринимательства. И никакие бизнес-инкубаторы или точечные финансовые вливания не изменят ситуацию. Нужно сделать недорогим доступ к земле, к теплу, к электроэнергии. Я лично не понимаю, что значит платить за право подключения? Не понимаю также, почему мы должны платить за недополученную в марте тепловую энергию ТГК-11.
— Что вы имеете в виду?
— Сейчас всем выставляют счета: если вы-де по расчетам должны были потребить в марте 10 Гкал, а потребили 9, то за одну недопотребленную Гкал должны доплатить. Почему так: тепло не получили, а заплатить должны? А кабальные условия энергетиков за право подключения электроэнергии коррупционны и сомнительны, на мой взгляд.На эти деньги энергетики должны целевым образом развивать сети, подстанции и делать более доступной электроэнергию. Но на сегодняшний день потребление электроэнергии падает, и большими темпами. И у меня есть сомнения, что все эти деньги тратятся целевым образом. Возможно, часть денег уходит на сторону. А возьмем строительство, где более чем сомнительно положение об изъятии в пользу муниципалитета 10% построенного в Омске жилья. При том что кто-то эти 10% городу передает, а кто-то – нет.
— Плюс к этому всякого рода контрольные ведомства?
— Естественно. Все мы наследники Советского Союза, и все, что было построено в СССР, уже не соответствует нынешним нормативным документам и должно быть снесено, ибо сделать его соответствующим инструкциям различных ведомств практически невозможно. Разве тот же омский цирк не принимали в свое время пожарные службы? И вот пишут они тебе 105 замечаний и останавливают бизнес, и ты начинаешь носиться как угорелый. Тебе уже не до рабочих мест, не до налоговой, не до бизнеса.
— «Бегемот» имеете в виду?
? Конечно. Они купили и отремонтировали производственный цех, который соответствовал всем пожарным нормам, и пошли его сдавать. Пришли пожарные и выставили им сотню замечаний. И сказали: если устраните, будете работать, нет – остановим, и нам наплевать на ваших людей, ваш бизнес и т.д. Начались судебные издержки. Пошли разговоры о коррупции. Не буду утверждать, обоснованно или нет. Был, похоже, разговор о каких-то проплатах каким-то лицензированным фирмам. Но смотрите, чуть ли не напротив находится другой торгово-офисный комплекс, где находятся офисы по продаже и ремонту различных автомашин. В таком же старом цехе, только другого завода – Электроточприбора. Если остановили «Бегемот», почему не остановили то, что напротив? Там точно такие же проблемы, те же самые стеклянные перегородки, тот же самый ремонт – ну останавливайте тогда всех. Но тогда кто будет содержать вас, пожарных. Все эти проблемы я знаю не понаслышке. Сам сталкиваюсь.
? Например?
? — У нас во дворе трансформаторная подстанция, и сюда, в дом, в подвал, входят кабели. Раньше в этих помещениях, где я располагаюсь, был Сбербанк. Был один щит на Сбербанк и один — на дом. А я поставил отдельный щит с отдельными счетчиками, чтобы ни от кого не зависеть. Если кто-то вдруг не платит и кому-то отключают, чтобы наша фирма все время с электроэнергией была — я ведь добросовестный, я плачу. Три месяца ушло на то, чтобы доказать энергетикам, что кабель электрический уже давно проложен, его никто не трогал, он запитан. Три комиссии тех же самых энергетиков на уровне мастеров участка приходили, писали акты, что кабель есть. А в районном управлении снова утверждали: нету, проложите кабель от СКК «Иртыш». Только исключительно потому, что я служил раньше в силовой структуре, нашлись все-таки пути и мы как-то подключились. Потом я попытался установить продвинутый современный счетчик тепловой энергии, который сам считает, на компьютер выдает сразу же показания и сам регулирует температуру по офису. Заплатил деньги, пришла фирма с лицензией, все установила, я уже два года не могу сдать этот тепловой узел. Ужетретья группа специалистов пытается его сдать — все с лицензиями. Там только 13 подписей нужно собрать по городу, чтобы определить границы ответственности участка, хотя всего-то навсего я сделал врезку перед задвижкой дома для того, чтобы если дом отключат за неуплату, то я опять же — самостоятельный. Там волокитят, тут волокитят. Думаю, это делается специально, чтобы не уходили в счетчики, потому что кто тогда будет оплачивать бесхозяйственность энергетиков?
? На федеральном уровне, во всяком случае, в последнее время много говорят об упрощении жизни малого бизнеса.
? Это больше декларации. Вот заявили, что помогут малому бизнесу по упрощенке, снизив налог с 15% до 5. Но упрощенку платят двумя способами: берется либо оборотный налог в 6%, либо доходы минус расходы – 15%.
? Так переходите на другую форму.
? Но я ведь вправе только с 1 января следующего года поменять налогообложение. Абсурд!
? Комитет собирается отслеживать ситуацию с коррупцией?
? Если мы собираемся бороться с коррупцией, то надо устранять ее источники. Один из самых коррупциоемких законов – НДС. Значительная часть этого НДС разворовывается, если его снизить до 10%, то смысл коррупционных схем ухода исчезнет сам по себе, либо минимизируется. Вот Казахстан с началом кризиса снизил с 18 до 10. Когда говорят, что выпадают доходы, – введите налог на имущество для физических лиц по реальной рыночной стоимости. Всех. Тогда сразу же будут платить все богатые. Под имуществом понимать землю, недвижимость, яхты и дорогие автомобили свыше миллиона рублей. Тогда 2,2 % от его собственности все будут платить независимо от того, на ком числится имущество. Тогда полностью заплатят за имущество, которое на самом деле принадлежит, скажем, прокурору, а числится на его матери. Тогда не придется мучиться лидеру партии, живущему в якобы недостроенном коттедже, который стоит около миллиона долларов. Пусть, как все, платит с этого миллиона долларов налог и живет спокойно, и наконец официально сдаст коттедж. Это будет пополнение казны колоссальное. Можно принять, что с квартиры до 80 кв. метров, где живет подавляющая часть населения, платится одна тысячная процента. А с коттеджа — на всю катушку. Странная ситуация: субъект малого предпринимательства за здания и сооружения ничего не платит, а за землю — гигантские деньги. Это явный перекос и источник коррупции. Должны быть единые для всех правила — и для корпорации, и для индивидуального предпринимателя. Я в Омскеощущаю себя папуасом, которым правят колонизаторы. Ибо при имеющемся в городе нефтезаводе, у нас чуть ли не самая высокая цена на нефтепродукты. Не понимаю, почему топливо стоит у нас выше, чем в США, куда нашу нефть привозят на танкерах.
? Кого вы имеете в виду под колонизаторами?
? Естественные монополии с их непомерными аппетитами и внутренними издержками и чиновников бесчисленного количества различных ведомств и структур, которые непрерывно изменяют правила игры и решают свои личные корыстные интересы, дабы остаться в кресле.
? С чего вы взяли, что они преследуют корыстные интересы, а не заботятся о благе отечества?
— Смотрите, прошла кампания с декларациями о доходах федеральных чиновников и правоохранителей, их жен и малолетних детей. В итоге выяснилось, что многие из них зарабатывают меньше, чем ряд муниципальных чиновников в Омске. Можно ли в это поверить? Гражданский кодекс четко определяет понятие «близкие родственники». Пусть подают декларацию все близкие родственники, тогда станет ясно, кто чем владеет на самом деле. Во-вторых, во всех странах контролируются не столько доходы чиновников, сколько их расходы. Ибо доходы его могут равняться 10 рублям, а он будет ежемесячно летать в Куршавель, снимать там какое-то бунгало и веселиться со своей семьей, как это делает один из губернаторов. Только на этом можно сделать вывод, что никто не собирается бороться с коррупцией. Никто не смотрит, какие затраты внутри чиновных структур и сколько там получают люди денег. Как может быть, что у мэра или губернатора оклад больше, чем официальная зарплата президента страны. А если взять корпорацию какую-нибудь со 100%-ной государственной долей, то там вообще месячная зарплата за миллион рублей. А у некоторых руководителей и их замов в ряде учреждений Омска, не частных – подчеркиваю, она далеко за сто тысяч в месяц выходит. Что они делают? Бумажки подписывают.

Есть еще одна проблема, с которой явно не хотят бороться, — обналичка. По данным РБК, она в Росси за 2008 год составила от 120 до 150 млрд рублей. Думаю, это не совсем точная цифра. Вполне можно говорить о 100 млрд. Из них около 20%, видимо, обналичивает реальный бизнес на те или иные свои потребности, на серые зарплаты, взятки и т.д. Но остальная и основная масса – деньги бюджетные. Национальных проектов, Минобороны, Минфина и так далее, которые приходят разными ручейками и обналичиваются в основном через мелкие филиалы небольших московских банков. Как в Омске, так и в других городах. Но ведь обнаружить, каким образом и почему деньги пришли в этот мелкий филиал, на основании чьего распоряжения, не так уж и сложно. Ведь приходят они безналичными. Так что для борьбы с коррупцией главное — политическая воля и желание руководства страны бороться с коррупцией. И тогда в течение пары лет проблему в основном можно решить.

— Недавно вы стали советником нового руководителя Омского дома печати. Почему там произошла смена руководства?
— Сегодня государство задумалось, что в стране по-прежнему находится масса госсобственности, которая очень неэффективно управляется чиновниками разного уровня. Три года назад все дома печати в стране были ФГУПами, потом их акционировали путем создания ОАО со 100%-ной долей государства и передали имущественные комплексы, включая землю, в уставный капитал. В прошлом году российское Министерство имущества 26 типографий страны передало в управление УК ЗАО Концерн «Российская газета». На местах были назначены исполнительные директора с достаточно широкими полномочиями. Таким образом предыдущего директора Омского дома печати, который был уже в достаточно почтенном возрасте, заменили на нового, молодого и эффективного, приехавшего из Москвы. Я стал у него советником. И сегодня мы пытаемся понять, как велся бизнес в акционерном обществе со 100%-ной долей государства. Могу сказать, что финансово-экономическое положение Омского дома печати весьма тяжелое, но не безнадежное. Нами подготовлена аналитическая записка и направлена в Москву. Есть масса проблем, и, видимо, будут еще громкие процессы, связанные с имуществом, так как часть собственности была отчуждена. Думаю, какие-то вопросы будут решаться не только в гражданско-правовом порядке, но, возможно, и в уголовном: соответствующие заявления в правоохранительные органы уже поступили.
— О возбуждении дел или о проверке фактов?
— О возбуждении дел. Факты проверялись до этого. Выпал целый кусок корпуса, который почему-то не был передан акционерному обществу. Редакционно-издательская часть- это около 2 тысяч кв. метров — по каким-то причинам не вошла в план приватизации и не была передана АО: два этажа по-прежнему платят за аренду казначейству, а два этажа были переданы Законодательным собранием в областную собственность. Документов пока у нас нет, мы направили запросы: какие правовые основания были для передачи. Часть собственности была продана предыдущим директором, и эта сделка тоже вызывает сомнения у нового руководства в отношении ее корректности.
— Дом печати будет развиваться?
? Руководство настроено на развитие. Но, как минимум, надо восстановить платежеспособность, ибо на сегодняшний день есть задолженность по зарплате, есть инкассовые на счетах по налогам. Сегодня идет антикризисная работа: оптимизация расходов, поиски дешевых длинных денег, увеличение доходов.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/05/18/960448