Журналисты могут записывать на диктофон судебное заседание,

Дата публикации: 27 мая 2009

22 мая состоялась пресс-конференция председателя Омского областного суда Владимира ЯРКОВОГО, посвященная судебной реформе и требованиям к личности судьи. «КВ» представляют наиболее интересные моменты его выступления.

Про кандидатов в судьи
Федеральных судей сегодня по штату в Омском регионе 268 человек, а мировых — 114. Из них работают 250 федеральных и 109 мировых судей, а остальные — в процессе прохождения конкурса. Один из этапов, которые проходят кандидаты в судьи, это сдача квалификационного экзамена. Кандидаты в судьи должны не просто показать высокий уровень юридических знаний, но и способность к творческому их применению, умение рассуждать и мыслить. В 2008 году желающих сдать подобный экзамен было 66 человек, из которых успешно сдали всего 28. За 5 месяцев 2009 года сдавали экзамен 17 человек, из которых успешно справились с испытанием только 11 человек. По задумке Верховного суда РФ и судебного департамента при данном суде, основным резервом для формирования кадров мировых судей является институт помощников судей. На сегодняшний день помощники судей были рекомендованы квалификационной коллегией судей Омской области на четыре вакантные должности мировых судей. Из мировых судей, как правило, затем формируется корпус судей районного звена, а из районных — корпус судей Омского областного суда. Но это не догма, поэтому на должность мирового или районного судьи может быть назначен любой кандидат, который отвечает всем требованиям, установленным законом. В июле прошлого года президиум Омского областного суда принял решение о проверке работы мировых и районных судей, которые были назначены на три года — таких было семь человек, из которых после проверки рекомендованы были для продолжения работы всего трое человек. От четырех судей нам пришлось отказаться, потому что кто-то из них не справлялся с объемом работы, а кто-то допустил в своей деятельности факты, заставившие коллегию сомневаться в объективности судьи. Хотелось бы сломать стереотип, который сложился в обществе, о том, что судьей может стать только тот человек, у которого есть влиятельные знакомые или связи в судебной системе. Мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше кандидатов появилось у нас на должности судей. К сожалению, у нас сейчас состоит в резерве всего только 58 человек (успешно сдавших экзамен). Если среди них не учитывать тех, кто претендует на должности арбитражных судей, а также тех, кто теоретически абсолютно не проходит по определенным параметрам, установленным законом «О статусе судей», то в резерве останутся приблизительно 30-35 человек. Сейчас прямо вводим запрет на то, чтобы кандидаты на должность судей шли представляться председателям районных судов, так как, на наш взгляд, председатели должны работать с теми кандидатами, которых к ним пошлет квалификационная комиссия, а не руководствоваться своими личными симпатиями.

Про квалификационную коллегию
Одна из главных задач коллегии — отбор достойных кандидатов в судьи. Коллегия объявляет конкурс на замещение вакантных должностей судей, после чего принимает заявления от кандидатов и проверяет их данные, а также их близких родственников, например, на наличие судимости или привлечения к административной ответственности (свои отзывы дают прокуратура, таможня, милиция, налоговая служба) и т. п. Затем все данные о кандидате, которого рекомендовала коллегия, проверяет Администрация Президента РФ и выносит окончательное решение об утверждении его в должности или об отказе. В 2009 году уже претендовали на замещение вакантных должностей судей 25 человек, из которых были рекомендованы коллегией 23 человека. Таким образом, далеко не все кандидаты, даже успешно сдавшие экзамены, подходят по всем требованиям на должность судьи. В 2009 году в федеральные суды Омской области были рекомендованы 18 человек, из них впервые — шесть человек (двое из помощников судей, трое из мировых судей, один из прокуратуры), в мировые суды — пять человек, причем все из них впервые (четверо из помощников судей, один из регионального министерства государственно-правового развития). На ближайших экзаменах, которые состоялись 15 мая, испытания проходили 6 человек (два работника прокуратуры, три помощника судей и один пенсионер МВД). За 2009 год квалификационной коллегией судей было рассмотрено семь дисциплинарных производств в отношении уже действующих судей, по всем из них судьи получили предупреждения. Поводами для них послужили факты, связанные с волокитой при рассмотрении дел, а также с некорректным поведением судьи во время судебного заседания.

Вопросы «КВ»: — Ведут ли районные и мировые судьи журналы неформальных обращений, которые поступают к ним от участников процесса?
— Действительно, такая практика существует в Арбитражном суде Омской области, но у нас судьи не ведут такие журналы. Хотя в каких-то случаях, может быть, это было бы и полезно.

— Планируется ли введение аудиопротоколирования в федеральных и мировых судах?
— В ближайшем будущем нет, но, на мой взгляд, это необходимо, чтобы избежать замечаний, связанных с ведением протоколов судебного заседания, а также для того, чтобы дисциплинировать участников судебного процесса, в том числе и судей.

— Необходимо ли журналисту спрашивать разрешение судьи или председателя суда на ведение аудиозаписи в судебном заседании?
— Нет такой необходимости.

— Почему тогда многие судьи негативно относятся к тому, чтобы журналисты использовали диктофон во время судебного заседания?
— Это свойственно неуверенным в себе судьям. Возможно, что некоторых судей ведение аудиозаписи просто смущает, потому что они не привыкли к такому еще. Закон не запрещает любому участнику процесса, а также журналистам или обычным гражданам, присутствующим на заседании, вести аудиозапись, если диктофон лежит и никому не мешает. А если же журналист будет совать диктофон прямо под нос судье или т. п., то, естественно, судья вправе запретить вести запись. 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/05/20/zhurnalisti_mogut_zapisivat_na_diktofon_sudebnoe_zasedanie_