ФЗ №294 ввел «презумпцию добросовестности» предпринимателя

Дата публикации: 03 июня 2009

29 мая состоялось заседание межведомственного совета по вопросам защиты прав потребителей при администрации Омска. Один из вопросов его повестки касался реализации соглашения о сотрудничестве Омского областного союза предпринимателей (ООСП), мэрии Омска и Омского областного общества защиты прав потребителей в свете требований ФЗ №294. Напомним, что первого мая, ровно на два месяца раньше, чем было запланировано, вступил в силу новый ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля». Положения данного документа играют весомую роль в жизни российского бизнес-сообщества, поскольку четко регламентируют порядок проведения проверок деятельности индивидуальных предпринимателей, права и обязанности надзорных органов, уполномоченных осуществлять контроль, а также права и обязанности юридических лиц, предпринимателей при осуществлении государственного контроля. Согласно положениям нового закона проведение плановых проверок на предприятиях может осуществляться не чаще, чем один раз в три года, кроме того, все они должны проводиться после письменного согласования с прокуратурой.

Председатель комитета по потребительскому рынку ООСП Алексей ПРОВОЗИН отметил, что закон этот, безусловно, был нужен всем — и госвласти, и муниципальной, и предпринимателям, и контрольно-надзорным органам в конце концов.

— Законодатель впервые ввел ряд четких и понятных определений, ввел термины, которые раньше просто не употреблялись, например «презумпция добросовестности» предпринимателя при проведении проверки — это знаковая формулировка, означающая, что каждый бизнесмен является добросовестным, пока не доказано обратное, — рассказал ПРОВОЗИН.

Тут же один из членов межведомственного совета поправил ПРОВОЗИНА, что «презумпция добросовестности» — это не ширма, за которую предприниматель может спрятаться, она изначально подразумевает, что предприниматель знаком с тем видом деятельности, который он открывает, достаточно грамотно ведет дело и знает все нормативные акты.

— Предпринимателям сегодня очень непросто — конкуренция обострилась, поэтому все понимают, что нужно делать качественные товары и предоставлять качественные услуги, чтобы удержать потребителей. Поэтому никакая ширма, о которой вы говорите, бизнесу не нужна. Есть, конечно, и те, кто до сих пор сознательно экономит на качестве, но таких единицы, — парировал председатель комитета по потребительскому рынку ООСП.

По словам ПРОВОЗИНА, очень важно, что закон определил четкий порядок и алгоритм проведения проверок. Закон содержит и некоторые недочеты, например, многие формулировки можно трактовать двояко, в изменениях нуждается статья закона о документарной проверке. Вряд ли за один день удастся согласовать внеплановую проверку с областной прокуратурой, как того требует закон — слишком короткий срок.

— Закон пока несовершенен, но в целом его вступление в силу Омский областной союз предпринимателей оценивает, безусловно, как позитивный сигнал. Задача президента РФ по снижению необоснованного контроля над бизнесом выполняется, а совершенствовать закон нам придется на практике. 26 мая уже было подписано тройственное соглашение между союзом предпринимателей, региональным правительством и администрацией города о взаимодействии в сфере осуществления проверок бизнеса. Причем инициатором соглашения выступила власть — это говорит о ее высокой заинтересованности, — сообщил ПРОВОЗИН.

Он предложил вопросы по реализации данного тройственного соглашения рассматривать в рамках межведомственного совета по вопросам защиты прав потребителей, что позволит решать проблемы комплексно. Новый закон не коснется взаимоотношений между коммерческими организациями и потребителями, которые по-прежнему имеют право на получение полной информации о приобретенном продукте или услуге. Единственное отличие теперь заключается в том, что общества защиты прав потребителей больше не вправе проводить проверки по поступившим заявлениям без разрешения прокуратуры. На вопрос замдиректора департамента городской экономической политики Сергея СИНДЕЕВА, в чем интерес предпринимателей от тройственного союза в области защиты прав потребителей, ПРОВОЗИН ответил, что его польза очевидна.

— Я работаю в ресторанном бизнесе, и, естественно, нас проверяет Роспотребнадзор и СЭС. Мне как владельцу ресторана это очень удобно — помимо внутренних мер контроля, которые имеются у руководителя предприятия, дополнительный контроль со стороны не дает расслабляться, повышает качество услуг и товаров. Госконтроль все-таки носит более формальный характер и психологически более напряженный для предпринимателя, чем общественный контроль, который происходит быстрее и менее бюрократизирован.

Борис СВАТКОВ предложил, чтобы Союз предпринимателей допустили к составлению регламентов, на которых будет основано действие ФЗ №294. На что СИНДЕЕВ ответил, что муниципальные регламенты обязательно будут проходит экспертизу у предпринимателей, но ФЗ №131 определены достаточно небольшие полномочия муниципальных властей по контролю бизнеса. Так что на межведомственный совет нужно будет приглашать и представителей федеральных надзорных структур.






 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/06/21/fz_294_vvel_prezumptsiyu_dobrosovestnosti_predprinimatelya