Обманутые вкладчики, вложившие деньги в финансовые пирамиды, обманутые инвесторы, заключившие договоры долевого строительства и не получившие свои квартиры; доверчивые потребители, обманутые мошенниками, – все это знакомо россиянам. А вот кто такие обманутые заявители? Это что-то новое. Однако наш город оказался уникальным. В отличие от других городов России у нас в Омске появились обманутые заявители. Кто же они? Поясню, кто такой «заявитель». А кто представляет собой «обманутых заявителей», будет понятно всем, кто прочтет эту статью.
Один ящик на всех
Заявитель – это лицо (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), которым или от имени которого подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (далее — Роспатент) заявка на государственную регистрацию товарного знака (ст. 1492 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть. 4, далее – ГК РФ). После подачи заявки заявитель приобретает право на регистрацию товарного знака (право на заявку), которое, при необходимости и при желании заявителя, может быть передано другому лицу (п.3. ст.1497 ГК РФ). На основании решения государственной экспертизы о регистрации товарного знака при условии уплаты соответствующей пошлины Роспатент осуществляет регистрацию товарного знака в Государственном реестре и выдает заявителю свидетельство на товарный знак (знак обслуживания). С даты регистрации товарного знака заявитель становится правообладателем (владельцем товарного знака) и может распоряжаться исключительным правом на это средство индивидуализации в соответствии со ст. 1229 и ст. 1484 ГК РФ. Сведения о поданных заявках и зарегистрированных товарных знаках публикуются Роспатентом.
По таким опубликованным сведениям я случайно обнаружила, что в Роспатент в течение апреля-мая 2009 года из города Омска поступило 10 «очень интересных» заявок на регистрацию товарных знаков. По пяти из этих заявок заявителями являются два юридических лица, одним из которых сразу подано четыре заявки на регистрацию товарных знаков. Не буду их называть, поскольку это достаточно крупные предприятия города и области и из контекста этой статьи, я думаю, они себя узнают. По пяти другим — индивидуальные предприниматели. И что интересно, все эти заявители, т.е. два юридических лица и четыре предпринимателя (один из них подал две заявки) – все (!) «поселены» в один абонементный ящик в 43 почтовом отделении г. Омска. Интересно, как это два крупных предприятия и четыре предпринимателя поместились в нем?
Простор для конкурентов
Все это было бы очень смешно, если бы, как всегда, не было бы так грустно. А именно, неправильно оформленная заявка на регистрацию товарного знака – это потерянное время. Заявка-то в Роспатент подана, а поскольку она неправильно оформлена, то приоритет по этой заявке, согласно которому появляется право на заявку, будет установлен только тогда, когда в Роспатент поступят исправленные документы. И это, как минимум, на два месяца позже по отношению к дате поступления в Роспатент первоначальных документов. А поскольку сведения о поданных заявках являются открытой информацией, то, например, конкурент может подсуетиться и подать заявку на тождественный или сходный знак, причем его заявка, несмотря на то, что поступит в Роспатент позже, будет более приоритетная, и экспертиза противопоставит ее той заявке, которая поступила в Роспатент раньше, но была оформлена с ошибками. И что тогда? Доказывать факт недобросовестной конкуренции? Хорошо, если будут доказательства.
Еще интересней сформулирован объем испрашиваемой охраны в этих заявках. Завод, производящий молочную продукцию, заявляет свой знак с испрашиванием защиты для комнатных аквариумов и архитектурных макетов (?). Да и не только для комнатных аквариумов, и не только молочный завод. Все заявители дружно собираются производить туалетную бумагу и мешки для мусора. Прямо как у ЗАДОРНОВА. Ну, как это предприниматель, производящий пельмени, не будет изготавливать на своем предприятии туалетную бумагу и мусорные мешки. Наверное, планируется — каждый пакет пельменей будет дополнен этими, очень необходимыми для тех, кто кушает пельмени, товарами.
Такое впечатление, что заявителям никто не объяснил или неверно объяснил положения ст. 1484 ГК РФ, устанавливающие: каким образом может быть осуществлено исключительное право на товарный знак, а также положения статьи 1486 ГК РФ, имеющей заголовок «Последствия неиспользования товарного знака».
«Сырые» заявки
И совсем уже становится не смешно, если анализировать заявляемые знаки. Интересно, тот, кто оформлял заявки, что-либо слышал о статье 1483 ГК РФ, заголовок которой говорит сам за себя — «Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака»? Поскольку всех заявителей спихнули в один абонементный ящик в одном из омских почтовых отделений, то является очевидным, что все 10 заявок — дело рук одного исполнителя. То, что этот исполнитель не знаком с нормативными документами, регламентирующими порядок оформления, подачи и экспертизы заявки, конечно плохо, но это полбеды. Но то, что он не знаком с правовыми нормами, устанавливающими охраноспособность заявляемых обозначений, и с условиями их регистрации в качестве товарных знаков это уже совсем беда.
Закон о защите прав потребителей в отношении патентных услуг бессилен. Только профессионализм и совесть исполнителя могут защитить бизнес от брака при защите интеллектуальной собственности, в том числе при регистрации товарных знаков. Это булочку в магазине купил, и если она сырая, можно в этот же день привлечь к ответственности и магазин, и хлебозавод, испекший такую булочку. А товарный знак? Все десять заявок, увидев которые, я не могла не написать эту статью, подписаны самими заявителями. Но ни один из них не заподозрил, что заявки «сырые». То, что заявки оформлены неверно, заявители, может быть, поймут, если их ознакомят с запросами формальной экспертизы, и тогда, когда они повторно будут подписывать заявки. Но вряд ли заявителю скажут, что приоритет соответствующей заявки будет установлен по дате подачи в Роспатент новой, исправленной согласно замечаниям формальной экспертизы заявки. То есть на данный момент ни одна из анализируемых заявок не установила своему заявителю так называемого права на заявку и не закрепила приоритет заявленного обозначения по отношению к заявкам, поданным другими лицами. А это очень важно при регистрации товарных знаков.
Вместе с тем заявка на государственной экспертизе будет находиться, как минимум, год. Результаты этой экспертизы заявитель узнает также только по истечении этого срока. А бизнес стоять не может. Знаки выводятся заявителями на рынок, в их продвижение вкладываются немалые средства. Конечно, оценка обозначения на возможность его регистрации в качестве товарного знака – дело очень сложное. Определить, являются ли сравниваемые обозначения сходными до степени смешения, не всегда удается и опытному специалисту. Ошибаются и эксперты Роспатента, что подтверждается очень большим количеством дел, рассматриваемых в Палате по патентным спорам, и при этом нередки случаи, когда коллегия Палаты пересматривает решения государственной экспертизы. Но ведь в некоторых случаях элементарная оценка заявляемого обозначения позволяет сделать вывод о том, что в отношении той или иной заявки государственная экспертиза примет решение об отказе в регистрации. Зачем же обманывать заказчика и обещать ему то, чего с 99 процентами вероятности не будет.
Тридцать «Килограммов»
Например, по двум из вышеуказанных заявок заявлены обозначения, в основе которых слово «КИЛОГРАММ», по двум другим заявкам – словосочетания «ОМСКИЙ ГАСТРОНОМЪ». Согласно ст. 1483 ГК РФ, «не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью, или состоящих только из элементов: …являющихся общепринятыми символами и терминами; характеризующих товары, в том числе указывающих на вид, качество, количество, свойство, назначение, время, место и способ их производства или сбыта…». Вышеуказанные знаки, так как они заявлены, не могут быть зарегистрированы в отношении услуги «продвижение товаров для третьих лиц». А именно эта формулировка устанавливает исключительное право на товарный знак в отношении торговых услуг. Цветовое решение шрифта, добавление твердого знака и другие нюансные доработки не обеспечивают различительную способность этих обозначений. Как я понимаю, о приобретенной различительной способности в отношении этих знаков тоже не может быть и речи.
Вместе с тем, магазины с вывеской «КИЛОГРАММ» в Омске уже открыты. Как опубликовано в СМИ (газета «Коммерческие вести» от 05.03.2009 года № 11 (886) планируется создание «торговой сети из 30 продуктовых магазинов под брендом «Килограмм». Хотелось бы обратить внимание того лица, который открывает эти магазины. А он знает, что на слово «КИЛОГРАММ» не может быть исключительного права в отношении торговых услуг? И вот почему. Воспользуемся обычной логикой. Что такое «исключительное право на товарный знак»? Согласно ст. 1484 ГК РФ при наличии исключительного права на слово «килограмм» никто не вправе будет «использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения…». Может ли государство признать за одним конкретным лицом право запрещать использование слова «килограмм» в сфере торговли продуктовыми товарами? Если бы была возможность регистрации этого слова в качестве товарного знака, то правовыми последствиями такой регистрации стало бы, в частности, следующее: никто, за исключением правообладателя, на ценниках в магазине не имеет право написать слово «килограмм». Абсурд? То-то и оно.
Заявлено обозначение «ПЕКАРУШКА». При этом заявитель знает, что в базе зарегистрированных товарных знаков есть зарегистрированный товарный знак «ПЕКАРОЧКА». Причем по зарегистрированному товарному знаку есть лицензионные договоры. Согласно п. 6 ст.1483 ГК РФ, «не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми на территории Российской Федерации». Сходны ли до степени смешения обозначения «ПЕКАРОЧКА» и «ПЕКАРУШКА»? Да полная аналогия с классическим примером «ПАНАСОНИК» — «ПАТИСОНИК». Однако, как выяснилось, заявителю пообещали, что его обозначение «постараются зарегистрировать». Можно только пожелать заявителю, чтобы ему повезло.
Я не буду завершать статью какими-либо выводами. Один из них – в заголовке статьи. Другие выводы пусть делают организации и предприниматели, перед которыми стоит вопрос о регистрации их товарных знаков.
Татьяна ШИШУРИНА,
патентный поверенный Российской Федерации, рег. № 551,
заместитель директора ООО «Патентное агентство»,
ул. Красногвардейская, 40, оф. 59,
тел. (3812)25-53-73