На омский рынок ЖКХ вышла новая управляющая компания – УК «Прогресс», в обслуживании которой уже находится несколько домов Центрального округа. Учредителями компании выступили владельцы двух УК — ОАО «Левобережье» и «ЖКХ Ленинское» — Юрий ФЕДОТОВ и председатель совета директоров «ИТ Банка» Владимир ВОЛКОВ. Директором «Прогресса» назначен Анатолий СИМОН, бывший руководитель аварийно-диспетчерской службы Кировского округа. О планах компании и особенностях ведения жилищного бизнеса в Омске обозревателю «КВ» Оксане МИРОНОВОЙ рассказал Юрий ФЕДОТОВ.
— Три года на омском рынке ЖКХ работает УК «Левобережье», два года — «ЖКХ Ленинское». Как вы приняли решение создать третью УК?
— Когда наша первая управляющая компания — ОАО «Левобережье» — начинала работу, на Левом берегу была очень сильная конкуренция. Мы работали по договору с МУПом и постепенно заключали договоры управления с собственниками жилья. В округе было несколько компаний, которые желали заключить договоры управления. И возникшая конкуренция делала более грамотными и потребителей, и сами УК. Некоторые жилищные организации, которые начинали работу дилетантски, из-за конкуренции подтянули свой уровень: научились составлять более грамотные договоры, соблюдать законодательство при проведении процедуры выбора УК. Они были вынуждены этим заниматься, поскольку поняли, что рынок ЖКХ – это такой же конкурентный рынок, как и другие. Если вы купили в магазине кислое молоко, второй раз вы туда уже не придете. Так же и в случае с УК — у собственника должен быть выбор. На Левом берегу он был. В других округах конкуренции практически не было: те же самые ЖЭКи, которые раньше обслуживали жилой фонд, стали частными компаниями, но по сути не изменились и работали по старинке. Качество услуг не менялось несколько десятилетий. Мой депутатский округ находится в Центральном округе. Ко мне на прием приходили люди и задавали вопросы: с кем мы можем заключить договор, если нас не устраивает та единственная УК, которая работает в нашем микрорайоне. Когда у нас будет возможность выбора? У меня была делегация из 15 старших по домам. Они принесли петицию фактически в ультимативной форме: просим организовать УК, взять на обслуживание наши дома, потому что нас не устраивает качество услуг местных «Жилищников». Это продолжалось последние года два, но мы — учредители «Левобережья» — отказывались от этой идеи.
— Почему?
— Нам очень «икалась» ситуация, связанная с привычками и традициями, которые были у МУПов. Я имею в виду многолетние стереотипы обслуживания или, точнее, его отсутствие. Но в какой-то момент мы все-таки приняли решение о создании УК в Центральном округе. Сделано это было по двум причинам: первая связана с бизнесом, вторая – с созданием конкурентных условий. Что касается бизнеса, то на примере «Левобережья» мы убедились, что УК может быть нормальным бизнесом, который в будущем будет приносить доходы. Пока их нет. «Левобережье» до сих пор не вышло на рентабельную работу.
— Что мешает? 100%-ная собираемость платежей обеспечила бы рентабельность?
— Нет. В тарифе нет прибыли. Там все расписано по расходам. Я слышал рассказы о том, что УК приносят прибыль. Но это возможно только при двух обстоятельствах: если компания не платит налоги либо не выполняет весь перечень работ, которые оплачивают жители. То есть ворует либо у государства, либо у собственника. И то и другое чревато последствиями. В первом случае – это уголовное наказание, во втором — собственники рано или поздно распрощаются с такой компанией. Если УК исправно платит налоги и не обманывает жителей по ремонтным работам, она прибыль за счет тарифа получить не может.
— Как же УК может выйти на прибыль?
— Во-первых, оказывать дополнительные услуги. Во-вторых, снижать расходы. Мы сейчас в «Левобережье» как раз над этим работаем. Оптимизация управления позволила нам понять, что это может быть бизнесом, потому что есть резервы для снижения расходов. Мы провели сокращение штата. Из 6 руководителей филиалов, которые перешли к нам из МУПа, мы уволили пятерых. Они не отвечали современным требованиям. Кто-то просто попался на воровстве и саботаже. Еще один путь оптимизации расходов – оказание управляющей компанией всего комплекса услуг, включая коммунальные. Если одна абонентская служба будет вести учет по содержанию и ремонту жилья, по теплу, по электроснабжению, по воде, то за счет этого будут снижаться издержки. Почему законодатель предусмотрел, что весь комплекс услуг должна оказывать УК? Потому что это больше, чем жилищная контора, которая красит, моет и метет. Она не простой подрядчик по уборке и ремонту. Она называется управляющей — и должна отвечать за весь комплекс услуг по дому. Это другой уровень квалификации. И на сегодняшний день, к сожалению, очень мало компаний соответствуют этому уровню.
— Можете показать экономику одного дома?
— Возьмем для примера девятиэтажный дом с лифтом. Тариф — 12,64 рубля за кв. метр. 24% забирает обслуживание лифта, копеек 55 уходит за вывоз мусора, 46 копеек — на обслуживание внутридомового газового оборудования. Все остальное идет на слесаря, дворника, мусоропроводчика. Около 20% — функции управления. Порядка 10-15% от тарифа составляет текущий ремонт. Для двухкомнатной квартиры это порядка 60 рублей. Меньше бутылки водки.
— И все-таки, принимая решение о создании УК «Прогресс», вы какую-то экономическую составляющую для себя в этом бизнесе увидели?
— 29 декабря прошлого года руководство «Левобережья» защищало на наблюдательном совете бюджет компании на весь текущий год. Они посчитали все планы текущего ремонта по домам: что и в каком количестве нужно закупить, какие работы выполнить. Все это разбито помесячно. На моей памяти в системе ЖКХ такое понятие, как бюджетирование, применяется впервые.
— И какова сумма этого бюджета?
— Плановые расходы составляют 335 млн рублей. В расчете на 470 домов. Но мы просчитали бюджет при уровне платежей населения 93% и 90%. И спрогнозировали для себя, от каких расходов мы откажемся. Мы сейчас пошли на создание централизованной аварийно-диспетчерской службы. За счет этого повысилась оперативность, снизились расходы. Посчитали, как обеспечить учет рабочего времени. Вводим электронную систему регистрации заявок: сразу появились платные заявки, которые раньше проходили мимо кассы. Запланирован централизованный закуп материалов. Сейчас старший по дому знает, что на складе у него уже лежат закупленные задвижки и трубы для таких-то работ и слесарь по плану их должен выполнить в такой-то срок. И вот когда мы поняли, что система работает, у нас получается этим процессом управлять и мы уже не зависим от субъективных факторов — от слесаря или директора филиала, тогда мы приняли решение, что мы аналогичную компанию создаем в Центральном округе. Мы ее создали с нуля. Так же, как два года назад с нуля создавали «ЖКХ Ленинское».
— Кстати, как работает «ЖКХ Ленинское»?
— Хорошо. Сегодня в ее управлении находится 43 дома. Ее создание во многом было инициировано КТОСом и председателями ТСЖ и ЖСК, которые в свое время учились в Центре правовой защиты. В 2007 году они обратились к нам с такой просьбой. Мы понимали, какие убытки мы можем понести, и спланировали их для себя. Не могу сказать, что компания является определяющей в Ленинском округе, но свою лепту в конкурентные отношения она внесла. И заставила местных жилищников побегать. То же самое сейчас происходит в Центральном округе.
— Что именно здесь происходит?
— Я уже говорил, что вторым нашим мотивом было создание конкурентных условий. Этот мотив связан с моей депутатской работой. Ко мне часто обращались люди с жалобами на работу местных УК. Я писал запросы, звонил, иногда с третьего-пятого раза кто-то из «Жилищников» что-то делал. И вот когда мы объявили о создании «Прогресса», провели три собрания на домах, я понял, что это действует лучше всякого запроса. «Жилищники» начали суетиться. Час общего собрания на одном доме привел к тому, что на следующий день «Жилищник» назначил там отчетное собрание, чего никогда до тех пор не делал. В другом доме они уже знали о намеченном собрании и в субботу дворник вышел и вычистил весь двор: ему выдали новый инвентарь, новую жилетку. Они вывели бригаду на ремонт крыши, которая много месяцев протекала. На третий дом «Жилищники» прислали специальную комиссию, которая опрашивала людей, какие у них есть пожелания, что где надо приварить. Два дня работала сварка на доме. И это – всего час собрания! Час моей работы. Замечательно! Это даже более эффективно, чем вести прием избирателей. За час я бы принял трех человек и на все три жалобы ничего, кроме отписок, мог не получить. Конечно, собственники задумались, менять ли им УК, потому что «Жилищники» стали бегать и удовлетворять любую их прихоть. Если бы мне задали вопрос, плохо ли это, я бы ответил: это хорошо. 50% результата уже достигнуто. У меня после трех собраний появилась шутливая идея — дать объявление в газете: бесплатно провожу собрания на доме, эффект незамедлительный.
— Но все-таки УК — частная компания, которая не может заниматься благотворительностью, и вы заинтересованы в получении прибыли. То есть в том, чтобы взять в управление как можно больше домов.
— На 1 июня у «Прогресса» заключены договоры на три дома: Маркса, 29, Масленникова, 26 и Маркса, 8. Мы для себя просчитали, что для того, чтобы обеспечить окупаемость, нам достаточно 30 домов. 3 дома – это убытки, а 30 – оптимальный объем. «Упрощенка» дает дополнительные возможности сэкономить. За счет этого мы сделали тариф ниже на 10%. То есть «приход» 30 домов мы будем сами инициировать: проводить собрания, встречаться с людьми. А дальше уже будем выбирать – учитывать месторасположение дома, его состояние.
— Каковы первоначальные вложения в УК?
— На страховой запас, на оборудование мы потратили порядка одного миллиона рублей.Помещения, которые занимает УК, находятся у нас в собственности. Кстати, в Центральном округе мы сразу стартуем с новых стандартов. Это касается системы работы с населением, учета, программного обеспечения, планирования. «Левобережье» и «ЖКХ Ленинское» подстраховывают «Прогресс» по аварийным ситуациям. На Левом берегу мы делаем акцент на планово-предупредительные ремонтные работы, а в «Прогрессе» сразу начали с профилактического осмотра. Чего на этих домах не делали много лет. Это как раз то самое, что отличает УК от организации, которая красит, варит и метет. Надо понимать, с чем ты имеешь дело, чтобы прогнозировать расходы и знать, какие проблемы у тебя могут возникнуть. Потому что планово-предупредительные работы намного дешевле, чем аварийные или авральные.
— Учредителями в «Прогрессе» выступили только вы и Владимир ВОЛКОВ?
— Да, здесь два учредителя. В ОАО «Левобережье» помимо нас — администрация города Омска и «ИТ-Финанс».
— Владимир ВОЛКОВ разделяет ваши мотивы по поводу создания конкурентных условий и того, что достижение этой цели – уже 50% успеха?
— Он это прекрасно понимает. Мы давние партнеры по бизнесу, и у нас в этом смысле полное взаимопонимание.
— Сколько своего рабочего времени вы тратите на УК? Считаете это сейчас своим основным делом?
— Да, большая часть времени у меня уходит на сферу ЖКХ. Мы с Владимиром ВОЛКОВЫМ являемся партнерами и учредителями во многих предприятиях. Какие-то из видов бизнеса сами работают, просто нуждаются в определенном контроле и иногда — в направлении. Сейчас я больше занимаюсь управляющими компаниями. В настоящее время — «Прогрессом».
— Вам это настолько интересно?
— Это очень трудная, кропотливая работа, которая не дает пока ощутимого, видимого результата. Но мы не ставим перед собой цель заработать деньги сейчас. Удовлетворение приносят не только полученные деньги. Для меня результатом является то, что изменилось «Левобережье». У нас получается выстроить эффективную систему. К тому же ЖКХ сейчас переживает реформу, появляется что-то новое, чего не существовало до сих пор. Эта тема мне профессионально интересна: помогает мой опыт работы в городской администрации, где я занимался экономикой города и вникал во все отрасли, в том числе — ЖКХ. Для меня здесь все понятно. Новой же является сама система управления жильем, которую интересно выстроить по-новому.