Сергей ДЯТЛОВ, профессор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов: «Это абсурд: экономический рост России зависит от процветания наших прямых конкурентов на мировых рынках»

Дата публикации: 24 июня 2009

В библиотеке им. Пушкина 16 июня состоялся круглый стол «Мировой системный финансовый кризис: причины, последствия, пути альтернативного развития», организованный общественной организацией «Омский православный форум». Главным гостем мероприятия стал выпускник Омского государственного университета, а ныне доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Сергей ДЯТЛОВ. Он представил концепцию парадигмы социально-экономического развития страны,заявив, что Россия переживает не финансовый, а системный кризис. «КВ» приводит самые интересные моменты из его выступления:
Про системный кризис
В России долгое время отрицалось наличие кризиса. Если мы сейчас проанализируем его последствия для российской экономики, то увидим, что наиболее сильно пострадала наша страна. По самым последним данным, ВВП в первом квартале снизился у нас на 10%. К примеру, в США практически сегодня ни роста, ни падения нет, в Европе — небольшое снижении, а в Китае рост, хотя его темпы упали с 9%-10% до 6-7%. Это единственная страна в мире, у которой сейчас активно развивается реальный сектор экономики. Мы знаем, что Китай стал мировой фабрикой, куда многие мировые корпорации перенесли свои производства.
Многие аналитики и ученые делают акцент на том, что в настоящее время мы видим глобальный финансовый кризис, который затрагивает и структуру реального производства. На самом деле мы сейчас находимся на этапе очень глубокого системного, программируемого и управляемого финансово-экономического кризиса. Кто-то реализует свои интересы, получает выгоду от этого кризиса.
Я вам сейчас скажу определение инфляции, которое вы нигде не найдете. Инфляция – это инструмент для перераспределения национального богатства от основной массы населения к какой-то ее части. Как правило, от наименее обеспеченной части населения к наиболее богатой. Причем это работает во все времена и во всех странах. А что такое механизм финансовых валютных рынков? Это тоже самое, что и механизм манипулирования валютными курсами, то есть перераспределение мирового финансового богатства.
Стабфонд вне закона
В 2000 году у нас заработал Бюджетный кодекс РФ. Там есть раздел по сбалансированности бюджета, где выделены две главы – профицит и дефицит.
Если сейчас вы возьмете БК РФ, то увидите, что глава, посвященная профициту бюджета, изъята решением соответствующих органов в августе 2000 года. Россия — единственная страна в мире, которая имеет секвестированный БК. Какой может быть сбалансированный бюджет, если у нас нет основополагающей главы, посвященной профициту бюджета. А почему так произошло? Потому что эта глава напрямую запрещала формирование Стабилизационного и Резервного фондов. По идее деньги должны были идти только на снижение налогов на бизнес, социальную поддержку, госинвестици. После того как была изъята эта статья, вводится понятие Стабфонд. В рамках нашей парадигмы это часть средств народно-хозяйственного оборота, изъятых из доходной части бюджета и замороженных в Стабилизационном фонде. А значит, эти средства нельзя направлять на инновации, инвестиции, социальную сферу. Их можно направлять только на покупку долговых обязательств ведущих стран Запада. На первом месте стоит США. Не вопрос, если бы доходность этих бумаг была 30%, но ведь она составляет всего 2-3%. Выходит, что мы работаем на экономику США, получая на вложенные $ 100 долларов всего лишь $ 2-3, 5 доллара.
Экономический рост России зависит от конкурентов
Что мы сегодня читаем в прессе? Когда кризис закончится, тогда у ведущих стран Запада начнется экономический рост, повысится спрос на нефть, газ, лес. На мировых рынках цены на эти ресурсы начнут расти, тогда мы будем продавать их больше и по более высоким ценам. Поэтому у нас будет больше денег и мы наконец сможем решить свои проблемы. Но это о чем говорит? Во всех правительственных программах в основе лежит цена на нефть. Это же абсурд: экономический рост России зависит от экономического процветания наших прямых конкурентов на мировых рынках. Это означает, что мы, по сути, потеряли внутренние источники экономического роста.

Мы сейчас начинаем проигрывать конкурентную борьбу на высокотехнологичном рынке. Одна из стран в Африке отказалась от поставок российского оружия, проиграли тендер в Индии. Почему это происходит? Потому что инновации требуют огромных вложений, концентрации усилий, а когда у нас во главе угла стоят финансовые спекуляции и коррупция, то экономика, естественно, несет дополнительную нагрузку.
Стагфляция
Что сделали все страны, когда столкнулись с финансовым кризисом? Чтобы стимулировать рост, они увеличивали денежное предложение, снижали процентную ставку. Это ведет к увеличению инвестиций в производство, кредитов для предпринимателей, совокупного спроса и ВВП. Что делает наш управленческий комплекc? Россия — единственная страна в мире, которая не снижала процентные ставки в условиях кризиса. Пять раз поднималась процентная ставка. Только сейчас ее начали потихоньку снижать, но и нынешняя ставка по сравнению с другими странами чрезмерно высока.
Наша экономическая модель не стимулирует развитие реального сектора экономики. Она стимулирует финансово-спекулятивный сектор. Банки призваны сбережения в экономике трансформировать в инвестиции. Это главная функция банка. А какой банк будет инвестировать в долгосрочные инвестпроекты, если можно просто купить доллары и евро, а через три месяца их продать и получить 30-40% прибыли. И кто в таком случае будет вкладывать деньги в реальный сектор?
Мне, с точки зрения простой экономической логики, непонятно, как мы можем получить экономический рост. Единственный фактор – цена нефти на мировых рынках.
Но существуют огромные институты в мировой финансовой системе, конкурентные нам, которые могут в любой момент запустить механизмы повышения или снижения цен на нефть. Это тоже управляемый процесс. На рынке нефти, газа, золота стихийного ценообразования нет. Есть свои игроки, свои лидеры, которые обладают мощнейшей ресурсной базой. Россия сейчас очень сильно уязвима. Есть понятие стагфляции, когда инфляция накладывается на падение производства. На Западе прогнозируют, что у нас в будущем наступит стагфляция.
Предложения
Мы предлагаем провести так называемую нулификацию. Все долги предприятиям прощаются, но зато четко, по договору, контролируются выполнение новых обязательств.
Главным инструментом новой модели экономики становится ресурсно-инвестиционный «золотой» рубль. Мы предлагаем ввести такой рубль, который бы имел только внутренне хождение. Его нельзя направлять на покупку ценных бумаг, на валютно-финансовые спекуляции. Печатается определенная сумма денег на конкретные инвестпроекты. После запуска проектов эти деньги утилизируются, а на эту сумму выпускается «золотой» рубль, уже обеспеченный ресурсами, реальными инвестициями. Деньги идут по целевому назначению. И ни один коррупционер не сможет запустить свою руку к бюджетным деньгам и провести серые схемы.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/06/24/469045