Занятный диалог состоялся минувшим воскресеньем в передаче «Как жить будем?» на телеканале ГТРК «Иртыш». Речь шла о будущем молодежи, о возможности найти хорошую работу. Студент омского педуниверситета Владимир БЕЛОУСОВ волнуясь говорил о том, что: «тот, кто ищет, всегда найдет информацию о трудоустройстве: есть свободный доступ в Интернет, и он найдет сайт администрации города, департамента по делам молодежи. Другой вопрос, что мы не привыкли искать. Мы привыкли только к тому, что нам информацию навязывают. И мы ее либо принимаем, либо не принимаем.... У нас есть и возможности, и перспективы для личной самореализации, для карьерного роста, но только нужно правильно ими пользоваться».
— А у вас есть вопрос? Есть беспокойство? — спросил парня ведущий.
— Ну, я как будущий педагог чувствую беспокойство только по тому поводу, что..., — взялся отвечать будущий педагог. Тут мэр его перебил: мол, а вот у него вопрос, есть ли у Владимира информация о том, что в школе происходит. Есть ли у него «устойчивое желание» прийти работать в школу? Студент принялся объяснять главе города, что в вузе работает кадровая служба, которая предоставляет будущим выпускникам информацию о вакансиях.
— Заинтересованность вообще есть? — гнул свое мэр. — Или все считают, что школа для неактивной массы студентов, а лидеры должны работать в ином направлении...
— Хочется опровергнуть, наоборот, студенты хотят идти в школу,... потому что большинство все-таки поступило по призванию.... Другой вопрос, как всегда, все-таки о зарплате. К сожалению, приняли новую систему оплаты труда, и, я так понимаю, что...
— Почему к сожалению? — мгновенно среагировал мэр.
— Потому что по той информации, которую дают нам, у преподавателей зарплата уменьшилась.., — не отступался парень.
— Это абсолютно неверная информация, — отрезал мэр и пояснил, что если посчитать подъемные молодому специалисту в 20 тыс. рублей плюс ежемесячную доплату из горбюджета в 3 тысячи, плюс жилье в течение не более чем трех лет с момента прихода на работу, то на круг получится средняя зарплата в 50 тыс. рублей, «если разложить стоимость квартиры, доплаты и льготы».
— Понятно? Есть смысл работать за эту сумму? — спросил глава города.
— К сожалению, нет — в школах не хватает для наших выпускников... , — чего не хватает, так и осталось недоговоренным.
— Приходите к нам, — закончил мэр дискуссию, и передача двинулась дальше.
Позиция мэра логична, если взять некий гипотетический случай. Однако интересно, каким словом вспомнит когда-нибудь бывший студент этот разговор? В связи с переходом на новую оплату труда педагогов и впрямь есть вопросы, о чем недавно прямо заявлял учительский профсоюз, а практика последних двух десятилетий показывает, что первыми, кто попадает под молох кризиса, оказываются те самые «бюджетники». Если посмотреть статистику Роскомстата по среднемесячной начисленной зарплате за январь-апрель 2009 года, образование традиционно оказалось четвертым с конца, пропустив только сельское хозяйство, да загибающуюся легкую промышленность. Если принять общероссийский уровень зарплаты за сто процентов, то учительская зарплата составляет 71%.