Взрыв бытового газа, произошедший восьмого июля в малосемейке по улице Осоавиахимовской, 290, унес жизни двух человек. Семь квартир, расположенных на четвертом и пятом этажах первого подъезда, оказались полностью разрушенными.
Трагедии могло не быть
По словам жильцов, запах газа они почувствовали еще днем, после чего сразу вызвали специалистов ОАО «Омскоблгаз» для устранения утечки. Приехав по вызову, бригада произвела поквартирный обход, в результате которого было установлено, что запах газа исходил из квартиры № 51, расположенной на пятом этаже.
— Работники газовой службы на протяжении нескольких минут звонили и стучали в дверь хозяйки квартиры Татьяны СУПРУНОВОЙ, но им никто не открыл. Решив, что женщина на работе, бригада перекрыла подачу газа в подъезд и уехала. Через несколько часов прогремел взрыв. Он был таким мощным, что практически полностью разрушил пятый и четвертый этажи первого подъезда, а в соседней десятиэтажке вылетели стекла. Уверен, что если бы газовики проявили настойчивость и проникли в квартиру Татьяны СУПРУНОВОЙ, то страшной трагедии можно было избежать, — рассказал один из жильцов этого подъезда.
По мнению квартиросъемщиков, для взрыва бытового газа в их малосемейке были созданы все условия. Так, последняя плановая поверка газовых систем осуществлялась здесь еще в марте 2007.
— Утечки происходили крайне часто, и мне иногда по два раза в месяц приходилось самостоятельно вызывать специалистов аварийной службы для проверки, — рассказала квартиросъемщица Татьяна ЧУДИНОВСКИХ.
В результате взрыва под завалами оказались четыре человека, двое из которых — хозяйка квартиры Татьяна СУПРУНОВА и проживающий этажом ниже четырехлетний Владимир ВОРОПАЕВ — от полученных травм скончались. Еще один извлеченный из-под завалов ребенок был направлен в больницу в тяжелом состоянии. Около сорока человек остались в прямом смысле без крыши над головой. Разбор обрушившихся конструкций завершился лишь к вечеру девятого июля.
Утечка или суицид?
Уголовное дело по факту взрыва было возбуждено буквально через четыре часа после происшествия. Основная версия случившегося — взрыв бытового газа в результате халатности. Однако уже на следующий день была названа еще одна возможная причина взрыва — суицид. Все дело в том, что ручка конфорки на извлеченной из-под завалов газовой плите якобы находилась во включенном положении. Вот только кто, когда и с какой целью ее повернул, по всей видимости останется загадкой. Впрочем начальник МЧС по Омской области Владимир ГУРЖЕЙ уверен, что следствию удастся дать ответы на эти вопросы.
— Версия о суициде сейчас проверяется. В квартире, где произошел взрыв, действительно находилась женщина, которая задохнулась от газа, но было ли это самоубийством или она просто не заметила утечки станет известно позже, — сообщил на пресс-конференции девятого июля начальник МЧС по Омской области Владимир ГУРЖЕЙ.
Вместе с тем соседи погибшей Татьяны СУПРУНОВОЙ не верят, что женщина могла совершить самоубийство. По их словам, она была спокойным, уравновешенным человеком, у которого не было оснований для подобного поступка. Жильцы малосемейки опасаются, что версия о суициде в ближайшее время может стать основной. По их мнению, для того чтобы не наказывать виновных, правоохранительные органы запросто смогут списать вину взрыва на погибшую хозяйку квартиры.
— Уголовное дело возбуждено по статье «Халатность». Его расследование должно завершиться в течение двух месяцев. К работе подключены как сотрудники прокуратуры, так и специалисты следственного комитета и органов внутренних дел. По результатам расследования нами будет дана объективная оценка действий работников ОАО «Омскоблгаз». К этой службе у нас есть много вопросов, — рассказал корреспонденту «КВ» начальник управления по надзору за исполнением закона прокуратуры Омской области Алексей ПОЛУБОЯРОВ.
Представители ОАО «Омскоблгаз» для комментариев случившегося оказались недоступны.
Жить здесь опасно
Практически сразу после взрыва пострадавшие жильцы первого подъезда были поселены в расположенной неподалеку школе № 91, где они и будут находиться до момента восстановления дома. Что же касается жильцов уцелевшей части дома, то в тот же вечер им разрешили вернуться в свои квартиры, вновь подключив к газу и электричеству. Впрочем, кто из них находится в более выгодном положении, неизвестно. По мнению квартиросъемщиков, взрыв нарушил безопасность не только одного подъезда, но и всего дома в целом.
— В день несчастного случая сотрудниками МЧС были эвакуированы и расселены лишь квартиры, расположенные в эпицентре взрыва, однако разрушения заметны во всем доме. К примеру во втором подъезде на стыках потолочных плит образовались трещины, а одна из плит вообще раскололась посередине. С потолка сыплется песок и штукатурка. Сегодняшнюю ночь я провела в страхе, что тоже окажусь под завалами. Несмотря на это, специалисты уверяют нас, что мы можем оставаться в своих квартирах, не опасаясь за свои жизни и здоровье, — с негодованием сообщила жительница малосемейки Татьяна БЕЛОУСОВА.
По словам граждан, это позиция якобы основывается на заключении комиссии, которая проводила осмотр квартир и признала их пригодными и безопасными для дальнейшего проживания. Однако сами жильцы уверяют, что никакая комиссия во второй подъезд малосемейки не заходила.
— Весь вчерашний вечер и сегодняшний день мы были дома и никто к нам не приходил, никто не осматривал наших квартир. На каком основании комиссия составила свое заключение и существует ли оно вообще, нам неизвестно. Мы будем требовать расселения. Жить здесь опасно, — перекрикивали друг друга жильцы.
Визит властей
Вечером девятого июля к пострадавшему дому приехали представители городской и районной администрации — глава Центрального округа Сергей БУДЬКО, директор департамента городского хозяйства Владимир ПОТАПОВ и мэр Виктор ШРЕЙДЕР. Целью визита стал осмотр повреждений и разъяснительная работа с гражданами.
Первым к жильцам пострадавшего дома вышел глава округа Сергей БУДЬКО. Вокруг него мгновенно образовалось плотное кольцо людей, жаждущих узнать любую официальную информацию о дальнейшем развитии событий. Господин БУДЬКО говорил в основном об организационных моментах — вывозе и хранении мебели на складе управляющей компании «ЖКХ «Сервис», предоставлении временного приюта в здании школы и пр. Взяв инициативу в свои руки, жители сами стали задавать интересующие их вопросы.
— Я слышал, что кирпичные дома, в которых произошел взрыв, невозможно восстановить так, чтобы они были безопасными для жизни. Почему вы намерены реконструировать объект, ставя наши жизни под угрозу? — прозвучал вопрос из толпы.
— У вас есть строительное образование? Если нет, то нам не о чем с вами разговаривать. Никто никогда не будет восстанавливать то, где нельзя проживать. После ремонта дом будет принимать в эксплуатацию государственная комиссия, — с возмущением пояснил господин БУДЬКО.
— А кто ответит за погибшего ребенка? — смело задал вопрос главе администрации округа протиснувшийся в первый ряд мальчик. Владимир БУДЬКО не стал вступать с ним в диалог и лишь по-отцовски погладил по голове.
Мэр Виктор ШРЕЙДЕР, прежде чем дать комментарий жильцам, решил сначала осмотреть повреждения дома. В сопровождении сотрудников МЧС он поднялся на четвертый этаж первого подъезда, где ему показали разрушенные квартиры. Завершив осмотр, глава администрации города подошел к ожидавшим его журналистам и жильцам.
— Всем пострадавшим, безусловно, будет выплачена компенсация. Ее размер зависит от многих факторов. Говорить об этом пока рано. Сейчас у нас есть более важные задачи, такие, как восстановление разрушенных элементов, расселение граждан и пр., — сообщил Виктор ШРЕЙДЕР.
По словам мэра, на первоочередные работы по восстановлению дома из городского бюджета выделено 15 миллионов рублей. В случае необходимости эта сумма будет увеличена. К осени малосемейка будет полностью восстановлена. Виктор ШРЕЙДЕР подчеркнул, что если вина ОАО «Омскоблгаз» будет доказана, то администрация города обратится в суд с требованием взыскать с этой организации затраченную на ремонт дома сумму в пользу городского бюджета.
Как уже было сказано выше, расследование уголовного дела по факту взрыва уже началось. «КВ» будут следить за дальнейшим развитием событий.