компаниям, которые не вошли в саморегулируемую организацию строителей.
23 июля в Москве была зарегистрирована саморегулируемая организация строителей Омской области, в которую пока вошло 100 организаций. С 1 января 2010 года, после прекращения действия лицензий, именно СРО будет выдавать компаниям допуски на строительный рынок. О том, как будет действовать новый механизм, на брифинге 30 июля рассказали заместитель министра строительства Омской области Юрий ЕРЕХИНСКИЙ и президент Союза строителей Омской области, создатель СРО Николай ЛИЦКЕВИЧ.
— Сколько организаций уже вошло в СРО, сколько еще есть заявлений? (вопрос «КВ»)
— Николай ЛИЦКЕВИЧ: На сегодня официально в списке, который утвердили, мы ограничились 100 организациями. Это практически все ведущие строительные компании Омска, в том числе Трест №1, НПО «Мостовик», Трест №6 и другие. Но заявлений подано гораздо больше. И заявления поступают ежедневно, потому что люди поняли, что ждать чего-либо уже нет смысла.
Юрий ЕРЕХИНСКИЙ: Минимальное число членов – это как раз 100, а вообще у нас лицензии в регионе получили несколько тысяч строительных организаций. Но, конечно, мы считаем, что в СРО у нас не будет столько участников, поскольку саморегулируемая организация – это серьезный фильтр, и туда должны прийти именно самые надежные и проверенные члены. Но тем не менее их будет не 100, а больше.
— Что будет выступать «фильтром» — вступительный денежный взнос, который компания должна внести? (вопрос «КВ»)
— Николай ЛИЦКЕВИЧ: Нет, фильтром будет реальная деятельность компании на рынке строительных работ.
Юрий ЕРЕХИНСКИЙ: Прежде чем выдать документ – свидетельство о членстве, надо будет проверить данную организацию. Для этого в саморегулируемой организации есть соответствующие контрольные органы – они и проверят все досконально.
Возникает и коллективная ответственность самой СРО за каждого его члена, чего раньше не было. Если организация получила лицензию, в пределах этой лицензии сама организация и несла ответственность. В чем она заключалась – ну, получит фирма предупреждение, или заберут эту лицензию и все. А сейчас возникает именно материальная ответственность как самой организации, так и в целом СРО за действия каждого ее члена. Это и является самым серьезным фильтром. Мы считаем, что в данном случае должно улучшиться и качество строительства, и уже не должно быть случаев работ без разрешений, что у нас практиковалось достаточно часто. Предусмотрена также аттестация всех сотрудников от директора и до рабочих. Есть определенные стандарты, требования к образованию работников.
— Получается, теперь ваша СРО будет выдавать допуски – свидетельства на право выполнения строительных работ. А те, кто не являются членами СРО, какие работы смогут выполнять на строительном рынке? (вопрос КВ)
— Николай ЛИЦКЕВИЧ: По сути, таких работ, прямо скажем, не предусмотрено. Это ремонтные работы на объектах, где не ведутся опасные виды деятельности, а такого почти не бывает. Такие случаи единичны, когда, например, в школе нужно побелить потолок и больше ничего делать не надо. Но, как правило, надо отремонтировать электрику, отопление, конструкции, и это уже отпадает.
Перечень таких опасных работ есть в федеральном законе. В нем 35 видов деятельности, но они закрывают 100% строительных, ремонтно-строительных и реконструкционных видов работ. Предусмотрено все, даже до обустройства скважин.
Юрий ЕРЕХИНСКИЙ: По закону существующие лицензии действуют до 1 января 2010 года, а потом только документ, выдаваемый СРО, будет являться необходимым документом, который дает право на выполнение работ. Не являешься членом СРО, не имеешь определенного допуска – дорога на строительный рынок тебе заказана. Практически никакие виды строительных работ организация делать не может, то есть ее деятельность будет незаконной. И ни в каких тендерах она не сможет принять участия.
Николай ЛИЦКЕВИЧ: Более того, закон позволяет защитить СРО в том, чтобы ее члены участвовали в тендерах. То есть мы будем просить, чтобы члены нашего руководства СРО участвовали в тендерных комиссиях.
— Какие опасения еще остаются у строителей в связи с введением нового закона?
— Николай ЛИЦКЕВИЧ. Если действовать по закону, опасений вроде бы и нет. Мы вложили много усилий, чтобы получить регистрацию. За это время в Москве создано восемь столичных организаций, которые посылают своих эмиссаров во все территории, причем предложения вносят в первую очередь крупным и работоспособным организациям – хотят подтянуть снова к центру. При этом возникает слабая управляемость территории своим строительным комплексом.
Поступают и другие странные предложения, мне лично пришло письмо от некого Департамента саморегулирования в строительстве и проектирования с предложением о вступлении в СРО. Или вот в Омске принимают в альтернативное СРО, берут только вступительный взнос 30 тысяч рублей, а остальные деньги они якобы сами нашли. Не перевелись желающие заработать на любом нововведении, особенно на том, в котором мало кто разбирается.
Мы же поставили задачу, чтобы все виды деятельности – строительство, проектирование и изыскательские работы – оставались в регионе самостоятельными. Сейчас прикладываются усилия, чтобы получить регистрацию проектной СРО. Создается экстерриториальная сибирская СРО изыскателей с центром в Новосибирске, в Омске на правах филиала будет работать генеральный директор ОАО «ОмскТИСИЗ» Иван ИНБУШАНОВ и выдавать допуски на изыскательские работы. Таким образом, мы не потеряем самостоятельность, и все основные компании строительного комплекса войдут в саморегулируемые организации.
Мы можем рассматривать желание новых строительных организаций вступить в нашу СРО. Но есть одно обстоятельство. Прием новых членов будет утверждаться собранием. А оно «демократично», когда речь идет о конкуренте. Уже такие разговоры у нас были, что мы принимаем всех подряд и даем допуски. Окончательное решение теперь будет принимать только собрание.
— Какие суммы взносов заложены для будущих участников СРО? (вопрос КВ)
— Николай ЛИЦКЕВИЧ. Вступительный взнос – 10 тысяч рублей, годовой членский взнос – 30 тысяч. Мы очень скромные.
В законе также сказано, что любая компания, желающая стать членом СРО, должна внести в компенсационный фонд один миллион рублей. Но наше собрание приняло решение страховать гражданскую ответственность каждой организации, при этом каждому нужно будет внести в фонд 300 тысяч. Тогда выстраивается цепочка, которой сегодня нет: дольщик – застройщик – страховая компания. На собрании мы приняли решение работать с двумя страховщиками – «Военно-страховой компанией» и «АльфаСтрахованием». Но это не значит, что мы отказываемся от других, однако СРО так легче работать. Тем не менее сложившиеся отношения застройщиков со страховыми компаниями мы не ломаем.
Компенсационный фонд – это сумма, которая должна быть неснижаемой, но ее можно с разрешения собрания положить на депозит под проценты. Однако, если произойдут какие-то выплаты, все члены СРО пропорционально должны добавить взносы до восполнения прежней суммы.
— Каким образом будут выплачиваться деньги из компенсационного фонда, при каких нарушениях? (вопрос КВ)
— Николай ЛИЦКЕВИЧ: По закону компенсация должна выплачиваться за нарушение членами СРО своих обязательств по качеству, по безопасности и так далее. Но я должен сказать, что юридическая служба СРО будет бороться за этот компенсационный фонд не на жизнь, а на смерть. Если кто-то дал неправильное заключение по проекту, мы будем добиваться, чтобы он нес ответственность и пострадавший получил деньги с него. Если же компания заранее встала на путь обмана, то ее руководитель должен нести ответственность и имущественную, и уголовную.
— Будут ли компенсироваться риски обманутым дольщикам, выплачиваться компенсации за задержку строительства членами СРО? (вопрос КВ)
— Николай ЛИЦКЕВИЧ: Я думаю, что эти вопросы все-таки больше относятся к гражданско-правовым отношениям, нежели к СРО. Все вопросы будут решаться в суде, и СРО будет участвовать в рассмотрении, потому что речь идет о его участнике. Вообще предстоит огромная работа, суть которой до конца пока не изведана.