Долларовый грипп и нефтяные припарки

Дата публикации: 26 августа 2009

Кризис скоро будет отмечать годовщину, и к нему уже как-то притерпелись. Появляются успокаивающие заверения, но нет недостатка и в мрачных прогнозах.
Приняты ранее неведомые меры государственной защиты российской экономики. Средства из фондов стабилизации последовательно направлены в банки, стратегически важные компании, сделаны заявления о дополнительном финансировании программ социальной защиты населения.
Все это позволило во многом замедлить нарастание негативных последствий для бизнеса и будничной жизни населения. Другое дело, что неочевидны все последствия такого рода вмешательства государства в экономику. Несомненно, что «раздача денег» будет иметь и отрицательные последствия. Например, получив господдержку, АвтоВАЗ сохранится и даже, весьма вероятно, спроектирует и выпустит на рынок авто, как прогнозирует пресса, «предыдущего поколения». Качественных позитивных сдвигов и движения в будущее в подобных случаях ожидать не приходится.
В общем, в стране кипит работа по организации жизни в кризисе. В конечном итоге каждая фирма и семья проживают в кризисе достаточно обособленно. Но интересно отметить одну особенность современного кризиса. Она, по мнению автора, состоит в том, что кризис проявил себя в тот момент, когда и семьи, и субъекты малого бизнеса, и крупные компании перестали платить по своим долгам.

Перепроизводство кредитов
Если потребительскую алчность семьи, стремящейся решить квартирный или автомобильный вопрос, можно понять, то действия крупных компаний и банков, занимающих деньги в объемах, превышающих годовую выручку, понять сложно. Несомненно, что этим решались текущие задачи, которым была придана видимость стратегических проектов.
Классическая политическая экономия ставила знак равенства между понятиями «экономический кризис» и «кризис перепроизводства». Практически это означало, что истоки кризисов в экономике проявлялись в момент, когда склады компаний- производителей были забиты непроданными товарами, а окрестности автозаводов заставлены непроданными автомобилями. Иначе говоря, промышленники, затратив денежный капитал и материалы, не только не получали прибыли, но и лишались возможности вернуть свои вложенные деньги.
Выход из такой ситуации был очевиден и на первый взгляд не таил ничего опасного. Если народ не может купить произведенные товары, поскольку у него не хватает доходов, чтобы оплатить все предлагамое и желаемое, то давайте дадим ему денег, чтобы широкие массы купили с помощью кредита, все произведенные товары.
Расходы населения можно достаточно точно разделить на ряд сегментов. Первый — это расходы на товары, которые никогда не продавались в кредит и на них тратилась значительная часть заработной платы. В их число вошли продукты питания, коммунальные платежи, оплата развлечений и многое другое, оплачиваемое семьей в периоды между зарплатами и детьми из «карманных» денег.
Следующий сегмент это товары, весьма необходимые семье, но на покупку которых средней месячной зарплаты не хватит. К ним относятся жилище, автомобили, бытовая техника. Именно на покупку этих важных, но дорогостоящих товаров и начали выдавать кредиты. Товарные запасы «рассосались», промышленность, получив доход от продаж, в котором значительную долю составляли кредитные средства, стала наращивать выпуск товаров. И похоже, на каком-то этапе форсированного развития этой модели экономики затраты населения на обслуживание кредитов превысили предельные объемы месячных доходов. Иначе говоря, после внесения в банки платежей по кредитам у значительной части заемщиков не оставалось денег на оплату коммуналки и продовольствия. Растущая часть ранее выданных кредитов перестала возвращаться, новые кредиты стали выдаваться со скрипом, объемы покупок квартир и прочего снизились.
Перепроизводство товаров дополнилось «перевыдачей» кредитов. Объявили экономический кризис!

Доходные дома
Сегодня очень симпатично выглядят компании, которые развивали свой бизнес, ограничивая темпы роста размерами собственных доходов и принципиально не желали получать кредиты. Конечно, они не были идеальными клиентами для коммерческих банков, для которых кредитование составляет смысл и основу бизнеса. Но надо помнить, что для такого рода клиентов очень важно расчетно-кассовое обслуживание. Своевременно оплачивая тарифы на расчетно-кассовое обслуживание, эти клиенты и сегодня приносят банкам доходы, которые можно отнести к безрисковым.
Автор полагает, что нынешний кризис для России может оказаться поучительным, крайне мере в одном. Сегодня на рынке экспонируется значительное количество непроданного жилья. Возникли условия для самопроизвольного создания рынка арендного жилья. Автор всегда считал, что для молодой семьи покупка собственной квартиры — мероприятие не обязательное. Рынок арендного жилья в большинстве стран остается важным элементом решения жилищной проблемы. В России это рынок существовал всегда (вспомните доходные дома) и развит сегодня. Но развит он весьма неуклюже, полулегально, и сроки найма квартир в аренду редко выходят за рамки одного года. Если сейчас невозможно продать все пустые квартиры, может быть, начать сдавать их в аренду? Сегодня много говорят о том, что государство достроит жилье, оставленное застройщиками. Но как вернуть бюджетные средства, которые на это будут затрачены? Выход видится в создании компаний, эксплуатирующих это жилье путем сдачи в аренду, и разделе доходов между застройщиком (или его преемником) и представителями бюджета. Постепенное развитие этого вида услуги позволит населению арендовать разное по качеству и площади жилье сообразно доходам, а на определенном этапе жизненной зрелости ставить вопрос о покупке в рассрочку элитной квартиры или дома на земле.

Уроки
Любое жизненное происшествие может быть менее вредно для будущего, если из него прилежно извлекать уроки.
Какие уроки извлечет бизнес-сообщество и политическая элита России из кризиса? Какие правила организации экономики и финансов сегодня разрабатываются на следующие лет 10, чтобы солидно подготовиться к очередному кризису?
Сохранятся ли действующие критерии оценки крупных компаний и их менеджмента через оценку уровня капитализации компаний? Вспоминаются парадоксы советского планирования. Академики-экономисты (были такие) сокрушались: «Не можем выработать механизм планирования»! Планируем в тоннах, — начинают выпускать баки и ванны. Планируем в штуках, выпускают кружки и ковшики».
А сегодня? Останется ли спекуляция акциями ведущей формой доходов множества компаний?
Сохранится ли для компаний, любящих жить в долг, возможность безмерного заимствования иностранных денег? При этом население не может сохранить накопления, а Пенсионный фонд РФ — сохранять и накапливать общественные пенсионные фонды.
Западным пенсионерам проще. Их пенсионные фонды вложатся в Россию и заработают для них. Говорят, что надо брать деньги за рубежом, потому что в России нет «длинных» денег. Здесь очередное замыкание, точнее, замкнутый круг! Чтобы в стране были длинные деньги, совершенно необходима длинная жизнь населения. А чтобы длинные деньги не обесценивались, они требуют грамотного и эффективного размещения в отраслях российской экономики.
Еще в 2008 году крупнейшие компании России могли взять в долг весь прирост мирового продукта и даже поискать деньги на других планетах. Тормозов не было, занимай, пока дают! И это делали, даже компании с государственным капиталом.
И теперь те же менеджеры, которым недавно мнилось, что они изобрели вечный финансовый двигатель, просят государственных денег, а значит, отнимают нелишний кусок у пенсионеров. И никому не стыдно, и в отставку не уходят, и даже бонусы получают. А ведь в России уже есть компании, которым, чтобы расплатиться с долгами, надо отдавать по 1 миллиарду рублей каждый день!
А еще нас пугают, что в 2055 году 55% населения будут пенсионеры! И всем понятно, что даже за оставшиеся 46 лет они ничего не смогут накопить.
В числе уроков кризиса можно предложить законодательное установление нормативов структуры капитала компаний, привлекающих заемные средства. Скажут, что это недемократично и нерыночно… А если компания привлекает займы на 10 годовых выручек, теряет ликвидность, становится банкротом, а ее работники безработными? Стоит ли Минфину и Центральному банку РФ дожидаться очередного пришествия кризиса, может, лучше заниматься профилактикой? И тогда будет не столь опасен долларовый грипп и не так важны для сохранения суверенитета страны нефтяные припарки?!
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/08/33/dollaroviy_gripp__i_neftyanie_priparki