«Не хватало нам нарваться на внешнее управление финансами в регионе!»

Дата публикации: 16 сентября 2009

Губернатор призвал мэра Омска следовать рекомендациям областного минфина при исполнении городского бюджета. 

На заседании регионального правительства 9 сентября министр финансов области Рита ФОМИНА выступила с разгромным докладом о результатах проверки исполнения бюджета Омска и качества управления муниципальными финансами. Вопреки традициям губернатор не стал критиковать нарушителей. Вместо этого он призвал областных и городских финансистов к совместной работе, подчеркнув, что главные трудности еще впереди: исполнить бюджет 2010 года будет сложнее, чем завершить текущий. Тем более что Федерация, по его словам, планирует вводить внешнее управление финансами в регионах при выявлении даже самых незначительных нарушений.

Область просит город урезать НДФЛ на 1,2 млрд

Впервые за последние годы вопрос исполнения муниципального бюджета Омска стал предметом отдельного рассмотрения на заседании областного правительства. Главный повод обратиться к этой теме министр финансов Рита ФОМИНА обозначила в начале своего доклада. Администрация Омска, единственная из муниципалитетов области, не последовала рекомендациям области и не сократила в требуемом Федерацией объеме свой бюджет. Как известно, в конце 2008 года Минфин РФ подписал в отношении Омской области протокол, в котором консолидированный бюджет региона (это бюджет области плюс все муниципальные бюджеты) на 2009 год рекомендовалось сократить почти на четверть к ранее запланированному объему. Только в этом случае Федерация обещала региону финансовую помощь. Область серьезно урезала своей бюджет, практически полностью вычеркнув все инвестпроекты. А город оставил свой бюджет в неприкосновенности. Во-первых, городские финансисты настаивали на том, что кризис не сильно ударит по местным налогам (отчасти так и есть, например, земельный налог вырос на 32% к уровню прошлого года), во-вторых, обещанная за бюджетный секвестр федеральная помощь в полном объеме поступает в областную казну. Казалось бы, какой смысл затягивать пояса, если бонусы за это получит кто-то другой? Тем более что секвестр доходов потребовал бы от мэрии урезать расходы, а это ведет к сворачиванию ряда инвестпроектов (например, по восстановлению Омской крепости). Известно, что на этих проектах строится предвыборная кампания Виктора ШРЕЙДЕРА.

Как сообщила Рита ФОМИНА, в феврале областной минфин рекомендовал городу сократить прогнозные назначения по НДФЛ на 1,2 млрд рублей. По данным за первое полугодие поступления по этому налогу на 7,8% к уровню прошлого года. Однако департамент финансов пообещал урезать данную статью лишь на 250 млн, и то в сентябре.

Вторым поводом обращения к теме исполнения бюджета Омска, плавно вытекающим из первого, стали результаты мониторинга качества управления муниципальными финансами, проведенного областью. Показатели по Омску упали с 18,3 до 13,3 балла. На основании этих данных в июле минфин организовал проверку соблюдения бюджетного законодательства при исполнении бюджета города. По выводам областных финансистов, качество планирования бюджета Омска оставляет желать лучшего. Рита ФОМИНА отметила, что департамент финансов не учитывает оперативные данные снижения или роста налоговых и неналоговых доходов при внесении изменений в бюджет. НДФЛ и доходы от аренды недвижимости падают, а земельный налог и поступления от продажи земельных участков растут. «Уточнения по данным источникам не производились, хотя изменения в бюджет города вносились уже 7 раз», — заметила министр финансов. Рита ФОМИНА упомянула и о низком контроле за деятельностью МУПов. На 1 июля за предприятиями числился долг в 3,3 млн рублей. «Предприятия, по которым образовалась задолженность, уже ликвидированы, а это значит, что долги будут списаны и средства в бюджет не поступят», — заключила Рита ФОМИНА.

Городские финансисты выплатят себе премии на 9 млн

По словам министра финансов, администрация Омска объясняет свое нежелание секвестировать доходную часть бюджета тем, что у муниципалитета нет резервов для сокращения расходов. Рита ФОМИНА такие резервы нашла. Главным образом в фонде оплаты труда муниципальных служащих. При проверке минфин обнаружил, что в бюджете заложено 9 млн рублей на премии чиновникам, участвующим в реализации программы реформирования финансов. Это 14% от объема федеральной субсидии, полученной городом на реализацию данной программы По статье «представительские расходы» идет рост на 5,2 млн рублей. Это средства на увеличение ежемесячных выплат депутатам горсовета – в текущем году они выросли с 11,5 до 23 тысяч рублей. Расходы на транспортные услуги запланированы с ростом на 38,9% «в связи с увеличением запланированных выездов в командировки» на общую сумму 5,9 млн рублей. Министр отметила, что муниципалитет допускает задержки выплат по ЕСН. На 1 июля задолженность по платежам во внебюджетные фонды составила 44 млн рублей. По выводу минфина, увеличение расходов, на которое идет мэрия, может привести к росту кредиторской задолженности муниципалитета. На 1 июля объем просроченной «кредиторки» составил 466,2 млн рублей.

— Прослеживается тенденция самоустранения отдельных структурных подразделений администрации от контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, что создает предпосылки для возникновения подобных нарушений, — отметила Рита ФОМИНА.

Так, департамент городского хозяйства в 2008 году необоснованно выплатил ООО «Электротехнический комплекс» и МУП «Тепловая компания» 16,3 млн рублей субсидий, перечисленных областью. Муниципальные транспортные предприятия Омска, по выводам минфина, необоснованно получили субсидий на сумму 27,7 млн рублей. С нарушением норм жилищного законодательства велось расходование средств на приобретение квартир для переселенцев. Общая площадь приобретенного жилья составила 4 тысячи кв. метров, а расселенного – 3,6 тысячи. Лишние 433 кв. метров стоили бюджету 9,6 млн рублей. Превышались нормы площади и стоимости жилья и при приобретении квартир для детей-сирот. Минфин установил, что в данном случае город неправомерно израсходовал 1,7 млн рублей.

Проверка расходования субвенций из областного бюджета на отрасль образования выявила, что город неправомерно завышал фонд оплаты труда. Директорам школ, их заместителям и главным бухгалтерам выплачивалась надбавка к окладу в размере 14%. В ГБ №1 им. Кабанова были выявлены факты выдачи из кассы денежных средств (субвенций областного бюджета на донорство) по документам, имеющим признаки подлога, — их реквизиты не соответствуют медицинской карте донора. Материалы уже направлены в прокуратуру.

«Шансов на дотации в 2010 году у области нет»

После выступления министра финансов к трибуне вышел директор департамента финансов Богдан МАСАН. Смысл его доклада сводился к тому, что начиная с 2005 года состояние муниципальных финансов улучшается из года в год. На критику в адрес городских финансистов он не ответил. Губернатор поинтересовался, может ли он поспорить с теми фактами нарушений, о которых упомянула Рита ФОМИНА. Вице-мэр признал, что «нарушения имеют место быть», виновные будут наказаны. В частности, руководители школ, допустившие нарушения, уже уволены.

По традиции за разгромным докладом должна была последовать не менее разгромная критика губернатора. Однако Леонид ПОЛЕЖАЕВ не стал критиковать город за плохое, по выводам минфина, управление финансами. Очевидно, что целью обсуждения доклада было не наказать провинившихся чиновников, а призвать администрацию к порядку: убедить мэра исполнять рекомендации области и не чинить препятствий руководству региона в переговорах с Федерацией.

— Напрасно коллеги в муниципальных образованиях считают, что вопросы наших межбюджетных отношений не выходят за пределы региона, — заметил Леонид ПОЛЕЖАЕВ. – Вся информация в подробностях известна Минфину РФ. И даже не из наших источников. Это становится предметом очень серьезных дискуссий. Зачастую такие факты по формальным признакам используются для того, чтобы просто не решить какой-то вопрос, связанный с увеличением объема бюджетной поддержки или с увеличением субвенций территориям. Вы должны понять положение министра финансов и мое положение, потому что я равноценно веду все переговоры с Минфином. Не надо нам давать им никаких поводов!

Губернатор также сказал о предстоящих сложностях исполнения бюджета-2010. По его мнению, выступление вице-премьера Виктора ЗУБКОВА на недавнем совещании, где обсуждались проекты региональных бюджетов, а также позиция по этому вопросу премьер-министра РФ, четко указывают на то, что в 2010 году у регионов, и, в частности, Омской области, практически нет шансов на получение федеральных дотаций. Более того, Федерация грозит вводить внешнее управление финансами в регионах, которые не будут справляться со своими обязательствами.

В финале обсуждения Рита ФОМИНА попросила Виктора ШРЕЙДЕРА провести рекомендованное областью сокращение городского бюджета не по итогам 9 месяцев, как планирует мэрия, а уже в сентябре. От этого будет зависеть получение федеральной дотации. «Это, Виктор, Филиппович, серьезное дело, — подтвердил губернатор. — Или нас формально отодвинут. или нас поддержат». Виктор ШРЕЙДЕР, который хранил молчание на протяжении всего обсуждения доклада минфина, в первую очередь поблагодарил губернатора за помощь, оказанную городу в 2005 году (область тогда взяла на себя валютный кредит города и фактически вытянула его из предбанкротного состояния). Он сказал, что на сегодняшний день уже можно констатировать, что город не получит в 2009 году 650 млн арендной платы от трех застройщиков (компаний «Русантон», «Стройбетон» и «ПИК-Регион»). Он также подтвердил сокращение поступлений по НДФЛ. По этим двум показателям Виктор ШРЕЙДЕР пообещал провести корректировку городского бюджета в сентябре. «С учетом интереса территории», — подчеркнул мэр. Проект постановления правительства с перечислением финансовых нарушений, выявленных областным минфином, губернатор тем не менее предложил принять без изменений.


Леонид ПОЛЕЖАЕВ, губернатор Омской области:

«У нас нет шансов на дотации в 2010 году»

«Важна наша совместная работа с муниципалитетами, которая бы помогла нам не нарваться на очень серьезный критерий, который вводится на 2010 год, – внешнее управление финансами на территории. Причем это может произойти не по каким-то серьезным причинам, а в порядке дисциплинирования расходования средств. Вот чем вызвана наша озабоченность. И это должно быть правильно понято в муниципалитете, Виктор Филиппович (ШРЕЙДЕР – прим. редакции). То, что сегодня кажется незначительным, завтра может оказаться бревном в глазу. Никакой другой цели мы не преследуем кроме того, что видим все те сложности, которые будут связаны и с завершением текущего финансового года, и особенно с исполнением бюджета 2010 года. Судя по последним выступлениям вице-премьера ЗУБКОВА и позиции, которую высказывает премьер-министр страны, у нас с вами нет никаких шансов на 2010 год (имеется ввиду получение федеральных дотаций – прим. редакции).



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/09/36/ne_hvatalo_nam_narvatsya_na_vneshnee_upravlenie_finansami_v_regione