Затаившийся дракон

Дата публикации: 23 сентября 2009

В рамках Международного делового форума молодых предпринимателей 16 сентября обсуждались перспективы экономического сотрудничества России и Китая. Перед студентами и предпринимателями выступили люди, которые «съели не одну собаку» в процессе сотрудничества с китайским бизнесом.

По словам исполнительного директора Российско-Китайского делового совета Алексея КАЛАШНИКА, в его организацию входят более 100 российских компаний, у которых бизнес связан с Поднебесной.

— Мы поддерживаем более 320 крупных двухсторонних проектов — строительство на территории России крупных стекольных, цементных, кирпичных промышленных предприятий. Особое внимание совет уделяет вопросам промышленной кооперации. Отдельные комплектующие производятся на территории Китая, конечная сборка происходит уже в России, а сбыт готовой продукции осуществляется на территории России, стран СНГ и частично в странах Юго-Восточной Азии, — сообщил он.

Однако директор финансового холдинга «MARTINICO» (Голландия) Алекс ИВАНОВ заметил, что на самом деле российско-китайские отношения не такие уж радужные, как кажется. Он предупредил, что сказанная им информация не «печатается в газетах и не публикуется на интернет-сайтах».

— Создается впечатление, что все мы сейчас возьмем флаги, и стройными шеренгами пойдем в Юго-Восточную Азию зарабатывать деньги, сотрудничать с китайцами. Не надо этого делать. Оставьте флаги, где они висят, — отреагировал он на выступление участников круглого стола.

И пояснил, что его компании является зерновым трейдером № 2 в России, экспортируя 1, 5 млн тонн пшеницы в год. Российское зерно компания «MARTINICO» продает многим странам мира, за исключением Китая.

— Мы им не поставляем, не поставляли и вряд ли когда-либо поставим хоть килограмм нашей прекрасной российской пшеницы. Работать с Китаем — это тяжелейший труд. Если вы надеетесь выстроить любой бизнес в Китае за месяц, полгода, год — то это невозможно. Хозяйствующий китайский субъект — далеко не тот предприниматель, каким мы его представляем. Это люди, шовинизм которых граничит почти с маниакальностью. Мы по-прежнему для них чужие, пришельцы. Чтобы завоевать доверие китайского партнера, требуется прилагать титанические усилия, — сообщил изумленной публике Алекс ИВАНОВ, не уточнив при этом, зачем китайцам российская дорогая пшеница, когда у них есть собственный дешевый рис, традиционно используемый вместо хлеба.

Директор добавил, что его компания работает в Поднебесной уже третий год и только сейчас начинают появляться настоящие партнеры.

Про российско-китайские отношения в малом и среднем бизнесе рассказал исполнительный секретарь Делового совета Шанхайской организации сотрудничества Сергей КАНАВСКИЙ. По его словам, российские предприниматели сталкиваются в Китае с большим количеством посредников, которые накручивают на товар 10-15%. И не всегда понимаешь, работаешь ты с посредником или производителем, до которого, как правило, добраться очень сложно. Как пояснил руководитель Совета по развитию торговли Гонконга Леонид ОРЛОВ, малому и среднему бизнесу в отличие от крупного мешает языковой барьер, так как предприниматели не в состоянии иметь достаточное количество китаистов со знанием экономики и законодательства Китая.

Несмотря на это, Алексей КАЛАШНИК заверил, что Юго-Восточная Азия, и в том числе Китай, хочет видеть Россию в качестве стратегического партнера. Правда, как и многие другие развитые страны, Китай в лице нашей страны пока видит только сырьевого партнера.

— Китайской стороне от нас нужен стандартный набор — энергоносители, металл, уголь, лес. Ей очень удобно на нашей территории сбывать не всегда качественные товары народного потребления. Если Евросоюзу, США и странам Ближнего Востока идет качественная продукция, то нам, к сожалению, нет. Самолеты наши их не интересуют, автомобили станки — такая же история. На межгосударственном уровне поставилена задачу довести сумму накопленных взаимных инвестиций к 2020 году до $ 12 млрд. На сегодня накопленные китайские инвестиции на территории России составляют около $ 500 млн. Однако китайская сторона обычно никуда не инвестирует, кроме месторождений, — подчеркнул исполнительный директор Российско-Китайского делового совета.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/09/37/zataivshiysya_drakon