TELE2 затянет пояс?

Дата публикации: 30 сентября 2009

17 сентября на сайте штаб-квартиры TELE2 AB появились финансовые цели для российского подразделения компании на 2010-2011 год. Руководство оператора ожидает, в частности, роста абонентской базы в России до 18-19 млн человек, а также увеличения прибыльности операций в регионах. Так, в целом по России рентабельность по операционной прибыли (EBITDA margin) должна вырасти с 25 до 30%. А в старых регионах, к которым относится в том числе и Омск, – с 40% до 45%.

Как сообщил «КВ» на условиях анонимности источник на рынке телекоммуникаций, у TELE2 есть два способа повысить рентабельность – увеличивать выручку или сокращать затраты. Особенно сложно это будет сделать старым филиалам – сегодня они фактически кормят массово запускающиеся новые регионы, которые, даже по оптимистичным прогнозам самой TELE2, должны окупиться не раньше, чем через 2 года.

— Увеличивать выручку в ситуации, когда в Омске фактически идет ценовая война, весьма проблематично, — уверен источник «КВ». – Для этого нужно либо очень агрессивно набирать абонентскую базу, что с текущими тарифами TELE2, замкнутыми на внутрисеть, будет сделать крайне сложно. Либо повышать тарифы, что опять-таки в текущей рыночной ситуации ни к чему хорошему не приведет.

Действительно, тарифы TELE2 в Омске сегодня едва ли не самые высокие среди всех филиалов этого оператора (выше, пожалуй, только в Ижевске). Да и среди прочих омских операторов предложения TELE2 выглядят не вполне убедительно. Ударное предложение TELE2 «Настоящий фурор», которое активно рекламируется уже полгода, предлагает звонки внутри сети за 1 копейку со второй минуты. При этом первая минута звонка стоит рубль, а звонки на другие мобильные и ГТС — 1 рубль 70 копеек за каждую минуту.

Тогда как у других операторов цена от 0 до 3 копеек (со второй минуты) действует на все мобильные, а стоимость первой минуты звонка варьируется от 1 рубля 10 копеек до 1 рубля 99 копеек. Понятно, что у TELE2 самая большая абонентская база, и при прочих равных звонки внутри сети, будут наиболее интересны. Но абонентов, которые звонят исключительно внутри сети не так много, а при звонках на другие мобильные внутрисетевая экономия съедается практически полностью.

Поэтому пойдет ли TELE2 на такой шаг, как повышение тарифов, – большой вопрос. Сами представители компании этот вопрос комментируют весьма обтекаемо:

— Решение стоящих перед компанией задач будет носить комплексный характер, — утверждает директор по внешним связям «TELE2 Россия» Сергей АНДРИЯШКИН. — Что касается тарифной политики, то мы по-прежнему будет придерживаться модели дискаунтера.

Каким образом дискаунтер планирует увеличить рентабельность до 45% (фактически это уровень операторов «большой тройки», которые в качестве дискаунтеров себя особо не позиционируют)? Вероятно, сокращать издержки. Например, уменьшать расходы на рекламу или сокращать персонал.

— Если появится возможность сократить затраты не в ущерб качеству предоставляемых услуг и бизнесу, это, безусловно, будет сделано, ибо это краеугольный камень бизнес-модели TELE2, — подтверждает Сергей АНДРИЯШКИН. — Это касается и сокращения расходов на рекламу. Мы всегда инвестируем ровно столько, сколько нужно, чтобы добиться наших целей, — не меньше, но и не больше. За счет яркости нашей коммуникации, мы имеем возможность вкладывать в рекламу средств меньше, чем другие.

Схожего мнения придерживается и партнер аналитического агентства AC&M-Consulting Антон ПОГРЕБИНСКИЙ.

— TELE2 становится очень крупным игроком в России, который в состоянии добиваться значительных скидок по разного рода затратам, таким как, например, реклама и другие маркетинговые услуги, — считает аналитик.

— Насколько я знаю, у TELE2 едва ли не самый большой рекламный бюджет среди всех омских операторов, — не согласен источник «КВ» в сотовом бизнесе. – И все возможные скидки компания наверняка уже получила. Для того чтобы получить дополнительные скидки, например за объем, нужно увеличивать закупаемые рекламные площади или эфир. А это вряд ли приведет к сокращению затрат.

Антон ПОГРЕБИНСКИЙ считает реальным и еще один способ сокращения затрат – передать часть работ по обслуживанию оборудования на аутсорсинг вендорам.

— Я уверен, что у TELE2 еще остались резервы для сокращения затрат или их оптимизации, — предполагает эксперт. — Например, наши операторы очень мало прибегают к услугам аутсорсинга (эксплуатация сети, консалтинг и т.п.), которые предоставляются вендорами — поставщиками оборудования. Поскольку вендоры переживают сейчас не лучшие времена, мне кажется, что они были бы рады предложить операторам (в особенности таким крупным, как TELE2) свои услуги по очень привлекательным тарифам. Теоретически услуги аутсорсинга могут быть более маржинальны для оператора, чем когда они делают все своими силами.

Однако перевод части работ на аутсорсинг автоматически означает сокращение сотрудников, которые выполняют эти работы сейчас. Тогда как, по словам представителей компании, TELE2 сокращать персонал не планирует.

— Для этого нет оснований, — утверждает Сергей АНДРИЯШКИН, — ибо политика TELE2 подразумевает, что у нас минимальный штат сотрудников в каждом регионе, каждый из них профессионал высокого уровня. У нас нет лишних людей. Кстати, во время кризиса TELE2 не только не сокращала персонал, но и, наоборот, активно принимала новых сотрудников.

Остается открытым и вопрос по новым регионам – таким, как Томск, Новосибирск, Тамбов, Брянск и т. п. В сообщении на сайте TELE2 не сказано, должны ли они увеличить рентабельность, но зато имеется пункт о том, что они должны выйти на уровень безубыточности в течение 2 лет.

По словам Сергея АНДРИЯШКИНА, на самом деле операции в этих регионах прибыльны уже сегодня:

— Для нас особенно важно подчеркнуть, что TELE2 не занимается демпингом, т.е. предоставлением услуг ниже себестоимости. Мы обладаем такой бизнес-моделью, которая позволяет нам держать наши издержки на минимальном уровне и, предлагая низкие цены, оставаться прибыльными, — утверждает директор по внешним связям оператора.

Однако поверить в такое заявление довольно сложно: например, в соседнем Томске TELE2 предлагает два тарифа – 60 копеек на все местные вызовы и 3 копейки внутри сети (за пределы сети – 1 рубль 35 копеек), оба тарифа посекундные. Как известно, за каждую минуту вызова на чужие сети оператор платит интерконнект в размере 95 копеек. Сеть TELE2 в Томске наверняка еще не настолько большая, чтобы 60 внутрисетевых копеек полностью окупали убыток от интерконнекта в размере 35 копеек при звонках абонентов TELE2 другим операторам. А ведь оператор несет еще и затраты на рекламу, на содержание персонала, на развитие сети и т. д. И томские тарифы – еще не самые низкие среди новых регионов TELE2.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/09/38/tele2_zatyanet_poyas