Как-то не слишком весело отметили омские педагоги свой профессиональный праздник на прошлой неделе. Нет, в смысле официоза все было в порядке. И власти всех уровней их поздравили, и администрации школ, да и мы, их бывшие ученики, тоже в грязь лицом вроде не ударили. Но я сейчас не о моральном вознаграждении. Меня смущает вопрос сугубо материальный – учительская зарплата. Говорить о зарплатах в системе образования наши власти не очень любят. Если и говорят, то отвечая на прямо поставленные вопросы, весьма общими словами, которые выходят даже более округлыми, чем всегда. Между тем не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть: жить нашим учителям становится трудней.
Не буду приводить статистику в литро-километрах и тонно-часах, помноженных на средний балл последнего единого госэкзамена в Омской области. Я этой статистикой не владею. Не знаю и средней температуры по омской общеобразовательной палате. Сужу исключительно по своим знакомым учителям. Так вот они, я вас уверяю, с трудом сводят концы с концами. Конкретный пример: молодая учительница начальных классов, недавняя выпускница педучилища. Ставка – 3 900 рублей. Никаких доплат, насколько я знаю, она не получает. Видимо, по молодости лет еще не наработала авторитет. Родители ей помочь, увы, не в состоянии, и выживает молодой педагог только благодаря бабушке-пенсионерке. Еще один конкретный пример: женщина-педагог, работающая школьным психологом. Два высших образования. Возраст – 43 года. Одинока. Двое совершеннолетних детей. Ставка школьного психолога – 3 450 рублей. Со всеми доплатами она получает на руки 4 225 рублей, из них 2 100 рублей – это коммунальные платежи за небольшую квартирку в «хрущевке», что стоит на самом краю городка Нефтяников.
Самой успешной среди своих знакомых я могу назвать педагога, которая отработала в школе более 20 лет. У нее высшая категория, она пользуется уважением коллектива (и администрации школы), работает она больше чем на полторы ставки. Еще у нее половина ставки завуча. Немного набрасывает к окладу и уважающая ее школьная администрация, поскольку она целыми днями проводит в школе. Тем не менее в графе «итого» она давно не видела суммы, превышающей 10 000 рублей. Наверное, 10 000 рублей по меркам городского департамента образования – это очень шикарный доход. Но за формирование будущего России (а дети – это наше будущее, если кто не помнит) такого материального вознаграждения, на мой взгляд, недостаточно. А работу в школе за 4 000 рублей я иначе как узаконенным рабством и назвать-то не могу.
В таких зарплатах скрывается, кстати, и ответ на сакраментальный вопрос: почему же при всем этом кошмаре, который стал обыденностью в омских школах, существующие ставки так легко заполняются, а городские школы, по уверению главы городского департамента образования Ильи ДУБИНА, в этом году уже не испытывают никакого кадрового голода? А потому, господа, что на одну ставку школьным учителям прожить физически невозможно, вот они и работают в две смены. А те, кому просто не хватило двух ставок, вынуждены во вторую смену выходить техничками. И мыть полы в соседних офисах, магазинах и парикмахерских. К сожалению, это не шутка.